Найти тему
АВТО ПОЧЕМУЧКА

5 малоизвестных снегоходных машин из СССР

Оглавление

Для изучения и работы в условиях крайнего Севера требовалась специальная техника. Главным образом требовались машины, которые бы могли преодолевать участки бездорожья.

Для передвижения по снежным просторам Крайнего Севера и близлежащих территорий до 50-х годов прошлого столетия использовались лыжи и самодельные аэросани.

Это были простенькие машины, со скоростью от 20 до 70 км/ч. Это требовалось для обслуживания населения, проживающих на труднодоступных участках Дальнего Востока, Сибири, Казахстана, Крайнего Севера.

Некоторые модели, созданные коллективами инженеров, выпускались небольшими серийными партиями, поэтому о них практически забыли. Единственной памятью остаются фотографии и архивы того периода времени.

Удивляют модели малоизвестных снегоходов, конструкция которых отличалась от остальных.

Почему они их не выпускали серийно, большими партиями, так и остается непонятным.

Север-2

До начала 50-х годов прошлого столетия в распоряжении работников Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока в малом количестве имелись снегоходы модели НКЛ-16.

-2

Эти машины, созданные еще в 1937 году, в большинстве своем использовались медиками и военными.

С началом ВОВ часть машин выпускали для нужд военных подразделений. Модель снегохода была откровенно недоработанной в техническом плане.

-3

Главной причиной для снятия НКЛ-16 с серийного производства стали частые износы основных узлов снегоходов. Ремонтировать их приходилось значительно чаще, чем эксплуатировать.

КБ под руководством Камова предоставило в 1957 году модель снегохода, которая перевозила одного пассажира и груз весом в 500 кг.

Средняя скорость снегохода составляла 30-40 км/ч в зависимости от сложности участка.

-4

Несмотря на то, что конструкция модели была крайне простой: кабина для водителя и пассажира и грузовой отсек, проект нового снегохода в целом был одобрен.

С целью удешевить стоимость машины, было принято решение использовать имеющиеся в избытке части вертолета марки КА-15 и детали самолета ЯК-12.

И та и другая модель была снята из производства, но запчастей и узлов оставалось много, что позволяло строить снегоходы без особых затрат.

В предоставленной к проверке модели использовался двигатель АИ-14Р, мощностью в 260 л. с. и реверсивного типа винт В-530 РД-36.
В качестве кузовной части для водителя и пассажира использовали кузов автомобиля «Победа» ГАЗ М-20.

Фторопласт, которым были обработаны подошвы лыж, обеспечивал качественное скольжение по снежному покрову, как в морозное время, так и в слякоть.

В ходе проверки было решено заменить деревянные лопасти металлическими, что существенно увеличило сроки износа узла. Причиной стала авария во время испытаний, когда лопасть винта, ударившись о лыжу, разлетелась.

Во время эксплуатации снегоход Север-2, с учетом замечаний, несколько раз прошел модификацию: переделали конструкцию подвески, усилили грузовой отсек, расширили кабину, установили дополнительное отопление.

-6

За период 1960-1961 годов было выпущено 100 экземпляров снегоходов, 97% из которых были переданы в подразделения связи, работавших на территории Северного Севера.

КА-30

Созданная вначале 60-х коллективом инженеров-энтузиастов модель пассажирского снегохода КА-30, являлась одной из немногих видов техники, которые регулярно использовались для доставки специалистов по самым сложным маршрутам.

-7

Серийный выпуск в малых объемах (всего 2-3 машины в год) не мог обеспечить все участки, но был крайне популярным из-за высокого уровня качества сборки.

Машина подобного типа была крайне дефицитной для использования в условиях Крайнего Севера, поэтому заказы на сборку поступали задолго до их выпуска.

Мотор АИ-14 развивал скорость до 140 км/ч, при этом машина эксплуатировалась круглый год.

-8

Зимой на корпус устанавливали лыжи, весной и летом поплавки, позволяющие курсировать по рекам районов Сибири, Казахстана и Дальнего Востока.

-9

По отзывам специалистов, которым посчастливилось проехаться на снегоходе, машина получилась не только качественной, но и крайне удобной в использовании.

-10

В целом сборка машин продолжалась с начала 1966 по 1979 года, где в процессе выпуска модель прошла несколько этапов модернизации.

ГПИ-1910

Легкий тип скоростного снегохода, созданный коллективом инженеров Горьковского политехнического института в 1975 году, отличался высокой проходимостью в самых сложных условиях бездорожья.

Созданный на базе автомобиля «Запорожец» закрытый тип снегохода предназначался в первую очередь для поисково-спасательных операций.

Заказ на постройку предоставила военно-космическая промышленность, которая на тот момент разрабатывала совместно с американцами проект «Союз-Аполлон».

-11

Позже модель, пройдя ряд модификаций, использовался в разработках снегоходов типа «Буран» и «Беркут», что само по себе говорит о высоком качестве проекта ГПИ-1910.

Лыжно-гусеничный тип снегохода был рассчитан на доставку водителя-спасателя и одного пассажира. Сзади за крохотной кабиной был расположен небольшой багажный отсек.

Высокая скорость, устойчивость и маневренность была выше всех похвал для коллектива инженеров, которые сконструировали модель.

Несмотря на то, что было выпущено всего несколько экземпляров снегохода этой модели, проект в дальнейшем был использован при разработке снегоходов нового поколения.

Снегоход ГАЗ-66С

В начале 60-х годов КБ завода ГАЗ разрабатывали секретные проекты, которые в дальнейшем могли бы использоваться Министерством вооруженных сил СССР.

-12

Военных заинтересовала возможность использовать вместо колес гусеничные тракты, которые позволяли использовать машины в условиях бездорожья.

Тип вездеходов, где для передвижения по снежным просторам вместо лыж стали использовать съемные гусеничные движители получил неофициальное название модели ГАЗ-66 С.

-13

Разработанный инженером С.С. Неждановским тип облегченных гусеничных траков, считался самым удачным. Военным представителям очень понравилась грузоподъемность и скорость передвижения машины.

-14

Несмотря на то, что проект был принят, в ходе эксплуатации снегохода обнаружилось большое количество технических недоработок.

Проект был повторно пересмотрен, и после новых испытаний было принято решение прекратить работы по дальнейшим разработкам.

Львовский снегоход

Созданный во Львове коллективом КБ львовского отделения спортивных машин снегоход являл собою высокоскоростной тип машин, главной задачей, которой являлись укладка лыжных трас в условиях высокогорья.

-15

Попутно машину можно было использовать в качестве техники, которая бы участвовала в подготовке лыжных трасс для скоростного спуска.

Первая модель гусеничного типа снегохода была предоставлена для испытаний в 1984 году. Закрытый тип кабины из стеклопластика облегчал общий вес машины.

-16

Расположенный сразу за кабиной водителя двигатель делал снегоход устойчивым при передвижении и выполнении маневров.

Сзади багажного отсека было закреплено приспособление для прицепных устройств, что позволяло использовать машину как тягач.

Машина, пройдя несколько модификаций, модель до сих пор используется спортивными базами, хотя ее выпуск прекратился с началом распада СССР.

Авто
5,66 млн интересуются