Намедни, прогуливался по району. Снега сошли и из-под сугробов повылезали разного рода подснежники, и это, понятное дело, не цветы. А что это там беленькое чернеется? Подхожу поближе, а это какой-то диковинный автомобиль, яркого красного цвета.
Намëтанным глазом, как у орла, тут же определяю принадлежность к давно почившей в бозе марке "Понтиак". Марка мерьканьская, названная в честь военного индейского вождя, который ураганил в 18 веке. То ли он гонял британцев, то ли они его гоняли, я тут не специалист, точно не скажу. Короче, с маркой разобрались. Осталось понять, что за модель. Крупными английскими буквами три раза на машине написано "GrandPrixTurbo".
Видимо Понтиак Гран При с турбо мотором, в принципе, редкий для наших широт аппарат. Удивительно, что Турбо. Американцы предпочитают атмосферные моторы, цилиндров на восемь и литров на пять. Сделал пару фоток на память и пошëл дальше гулять.
Долго ли, коротко ли, сортируя рабочие фотки, наткнулся на красный Понтиак.
Хотел уже удалить на фиг, потом решил запостить в Дзень, типа, эван какая де колесница заморская, зацени народ православный. Ну а так как по натуре я известный душнила, то решил навести справки про данный драндулет. И вот тут меня ждало удивление!
Это Понтиак Гран При 6-го поколения, года выпуска с 87 по 94, после "подтяжки лица" остался на конвейере до 96.
Автомобиль изначально предлагался с шестицилиндровым V-образным мотором объëмом 2.8 литра и невероятной мощностью в 130 лошадиных сил. Коробка передач была доступна в двух вариантах, механическая с пятью передачами и автоматическая с четырьмя. В 89-ом 2.8-литровый мотор вместе с МКПП отправили в отставку, на смену пришëл ещё один V6 уже на 3.1 литра с ещё более невероятной мощностью в 140 сил.
А вот теперь мы подошли к нашему герою, спецверсия с приставкой ТУРБО дебютировала в том же 89. Называлась она ASC/McLaren.
Название МакЛарен на слуху, если это, конечно, тот МакЛарен. Что такое тогда ASC? American Sunroof Company, на языке Пушкина: Американская Крышная Компания, контора, как можно понять из названия, занималась разработкой механизмов складывания крыши для кабриолетов, а также делала различные обвесы для кузова. Наш герой явно не кабрик, крыша на месте, а вот красивый пластик на кузове как раз творение ASC.
Ну, а при чëм тут МакЛарен?, - спросит нетерпеливый читатель. Вот именно, и я также подумал, при чëм. МакЛарен, одна из самых успешных команд Формулы 1, гремела как раз в 80-х. Например в сезоне 1988, усилиями неких Алена Проста и Айртона Сенны, МакЛарен выиграл 15(!) из 16 гонок. Наверное, это такой ловкий маркетинг, Понтиак-то Гран При, а Гран При, сиречь Большой Приз, это значит Формула 1. А кто там побеждает всех на свете? Правильно - МакЛарен. Погодите-ка, а в описании указано, пламенный турбо мотор с уже вполне добротными конями, числом 205, доработал, имеется ввиду прикрутил турбину, МакЛарен.
Но, блин, МакЛарен в конце 80х использовали моторы Хонда, безо всяких там дурацких Понтиаков. Занырнул в глубины интернетов, удалось найти кое-какие подробности.
Как оказалось, МакЛарен имел в Соединительных Штатах обособленный филиал в штате Мичиган, который занимался гоночными моторами для местных гоночных дисциплин, в том числе турбомоторами. Филиал этот выступал двигательными партнëром упомянутой ASC в изготовлении спецверсий серийных машин. Вот такой вот поворот!
Эта конкретная спецверсия была доступна только в красном и в чëрном цветах, выпускалась всего два года: 89й и 90й, выпущено было 750 и 2700 штук соответственно. При этом модель Гран При, в целом, в те же года разошлась тиражом 136 и 128 тысяч штук.
Как оказалось весьма редкий краснокнижный зверь грустит у тротуара, и сдаётся мне, грустит тут он уже давно. При таком количестве выпущенных экземпляров явно наличествуют трудности с запасными частями, тем более, если конкретный экземпляр находится на другой стороне глобуса.
Тот же мотор имеет оригинальный коленвал, оригинальные поршни под уменьшенную степень сжатия, доработанные маслонасос и помпу. Кроме этого есть информация про усиленную коробку передач. Забавно, но переварить крутящий момент в почти 300 Н*м смогла только АКПП, подходящих ручных коробок передач в загашнике ДжиЭма, а именно ему принадлежал Понтиак, не нашлось. Но даже с автоматом 80х годов Гран При Турбо ехал весьма не плохо, отметку в 60 миль/ч, а это 97 км/ч, брал за 7.9 секунды, максималка 205 км/ч.
Для улучшения управляемости была установлена спортивная подвеска с широкими 16-дюймовыми колëсами. Диски на машине такие как и должны быть, с надписью ABS в центре, говорящей о наличии этой самой АБС.
Особый разговор об оснащении автомобиля. Полностью электрифицированные передние сиденья, причём привод есть даже у подголовника!
Кнопки для управления CD-магнитолой, была также доступна кассетная с автореверсом, на руле, кнопочное же управление отопителем и кондиционером, очень много кнопок для Бога кнопок.
Ещё в комплектацию входил цветной дисплей с календарëм, часами и анимированным компасом.
Главная же фишка интерьера - это проекционный дисплей! Проекция на лобовое стекло!!! В 89-м!!! Этот Понтиак реально крутой!
Удивительно было повстречать его в спальном районе города Санкт-Петербурга. Уволочь бы в крытый паркинг, ну или, на худой конец, в какой-нибудь автомузей. А так, боюсь, сгниëт Гран При в нашем суровом климате...
Спасибо за внимание
Ещё почитать про всякие древние вëдра:
Бонус-фото: