Балалайка, матрешка, медведь, блины — стандартный набор ассоциаций, который приходит в голову, наверное, любому иностранцу, когда ему говорят «Россия». А что же ассоциируется у жителя нашей страны со словом «блины»? Конечно, Масленица! Каждый знает этот чудесный праздник и ждет его, как одно из самых радостных и красочных событий весны, а то и всего года.
Однако история этого праздника не всем хорошо известна. Разумеется, многие в курсе, что это древний славянский праздник, к тому же языческий. Это проводы зимы, шумная встреча весны, блины, как символ Солнца. И доля правды в этом, безусловно, есть. Но на самом деле семантика праздника куда сложнее и неоднозначней. Из этой статьи, которую для нашего портала написала студентка СПбГК, этномузыколог Александра Троян, вы узнаете много интересного про историю праздника, его корни, традиции и, конечно, песни!
Почему у праздника Масленицы такое название?
Нетрудно догадаться, что корень слова — «масло». Ведь после долгой и трудной, подчас очень холодной и голодной зимы, в закромах у крестьян оставалось лишь немного муки. Но отощавшая за зиму корова все же давала молоко. А уж из молока можно сделать множество различных продуктов: сыр, масло, творог и другие. Это отразилось и на общепринятом названии праздника, и на местных его наименованиях, таких как «сырная неделя», «мясопуст» (запасы мяса за зиму почти закончились, а многие звери еще спят или стали настолько осторожны, что добыть что-либо охотникам было довольно тяжелой задачей). Поэтому на Масленицу разрешалось есть только молочную продукцию, мясо было под запретом, что можно увидеть и в текстах песен-закличек праздника, таких, как «А мы Масленки дожидали».
Но если с названием все довольно просто, то вот со всем остальным следует получше разобраться.
Что же празднуют на Масленицу?
Начнём с утверждения, что Масленица связана с проводами зимы. Но давайте взглянем на календарь: далеко не всегда её празднуют на рубеже двух сезонов! Масленицу могут отмечать и в середине февраля, и в середине марта. Почему же так получилось?
Дело в том, что когда-то Новый Год отмечался вовсе не первого января. Дату начала года не раз меняли, переносили, иногда даже отменяли и сам праздник. До реформы Петра I Новый год встречали первого сентября, а ещё раньше — первого марта. И в эти стародавние времена Масленицу принято было справлять за две недели до Нового Года. В этом контексте праздник действительно был проводами зимы и встречей весны.
Однако с приходом христианства семантика праздника несколько изменилась. Изначально священники вообще запрещали отмечать Масленицу и прочие языческие празднества, но подобные традиции слишком сложно искоренить из народного сознания. Проще было вписать праздник в христианскую традицию, чем подчинить людей. Масленицу оставили как явление, но «приурочили» ее не к проводам зимы, а к Пасхе. Точнее, к Великому Посту. Теперь её время — неделя до него.
Именно поэтому даты Масленицы из года в год меняются, так как меняется дата самого главного праздника всех христиан. Официально в таком виде Масленица предстала лишь в XVI веке (первая письменная фиксация), а языческий праздник и христианские даты окончательно переплелись.
Масленичная неделя
Все дни Масленичной недели имели особый смысл, однако «официальные» названия каждого дня появились значительно позже, в пятидесятые годы XX века.
Отдельно следует отметить, что раньше Масленица шла не с понедельника по воскресенье, а с воскресенья по субботу, так как именно с воскресенья начиналась новая неделя. Но поскольку мы с вами привыкли начинать неделю с понедельника, то и дни масленичной недели мы будем разбирать в их нынешнем виде и в современной последовательности.
- Воскресный день накануне масленичной недели (Маленькая Масленица) — день поминовения умерших. В этот день пеклись блины, которые клались на Божницу.
- В понедельник (Встреча Масленицы) готовили катальные горки, балаганы и ярмарки.
- Вторник — Заигрыши. В этот день проходили смотрины невест (свадебный обряд тесно связан с Масленицей, но об этом ниже). С утра молодых приглашали поесть блинов, звали также родных и знакомых.
- Среда — Лакомка. Отношения в семье — дело сложное, особенно у тёщи с зятем. Сколько анекдотов придумано на эту тему, не сосчитать! Чтобы между ними хоть ненадолго устанавливался мир, в среду зять приходил к тёще на приготовленные ею блины, а та, в свою очередь, демонстрировала свое расположение мужу дочери.
- Четверг — Широкая Масленица, или Разгуляй. «Ай ты, Масленыя широка́я» — именно так начинается ещё одна песня. Стоит отметить — четверг раньше был посвящен Перуну. И подтверждение этому можно найти, как ни странно, в английском языке. Корень слова Thursday (четверг) — Тор, а это, как известно, скандинавский бог грома. Перун у древних славян также был связан с грозой.
- Пятница — Тёщины вечёрки. В этот день тёща (вместе с родственниками и подругами) приходила к зятю с ответным визитом. Блины пекла дочь, а зять, в свою очередь, демонстрировал свое расположение тёще.
- Суббота — Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали на блины золовок — сестер мужа. Если те были еще не замужем, невестка звала своих незамужних подруг, в обратном случае — свою замужнюю родню.
- И наконец воскресенье — Прощёное воскресенье (проводы, цело́вник). Как видно из названия, люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год обиды. В храмах же на вечернем богослужении совершается чин прощения, а затем начинаются великопостные службы.
Иногда на следующей неделе проводились «тужилки по Масленице».
Блины — символ Масленицы
А теперь поговорим о главной примете праздника — блинах. Казалось бы, что с ними может быть не так? Здесь ведь все яснее ясного: блины — символ Солнца, иначе и быть не может. Но это утверждение стало справедливым только с XV века, когда блины действительно стали выглядеть, как плоские, круглые желтые лепешки. Что же было до этого?
Обратимся к устойчивому словосочетанию: печь блины. Почему мы говорим именно «печь», если сейчас люди их жарят? А все дело в том, что раньше блины и правда пеклись. Они были чем-то вроде колобков, шарами пресногоржаного или гречневого теста, сделанными в чугунке. Кроме того, раньше блины не являлись символом Масленицы. Они были символом... поминок. Такие блины — очень древняя еда, одна из самых первых, которую научился готовить человек. Именно поэтому она стала сакральной: блины участвовали в родильно-крестильном, свадебном и похоронном обрядах. На первый взгляд эти действа имеют мало общего, но на самом деле тесно связаны друг с другом. Впрочем, это уже тема для отдельной статьи, так что вернемся к нашим блинам.
Выпекание блинов долгое время было наполнено магическим смыслом. Их приготовление на Масленицу было исполнено тайны: первую блинную опару готовила старшая женщина в семье, тесто заводилось после выхода месяца, втайне, у реки или колодца. Пока тесто выпекалось, ребенок скакал на кочерге вокруг дома, а первый готовый блин клали на слуховое окно — он предназначался нищим, которые, как и ряженые на Рождество, брали на себя функцию предков. Или же девушки клали его за пазуху, выходили на улицу (на перекресток — место пересечения с иным миром), чтобы погадать, кто будет мужем и выйдут ли они вообще замуж.
Свадебные мотивы на Масленицу не случайны — перед ней как раз идет зимний мясоед, самый долгий период свадеб, а после Великого Поста — весенний. Следовательно, те, кто будут помолвлены на Масленицу, смогут обвенчаться после Пасхи. Конечно, есть и песни с соответствующим содержанием: «Как пойду я, пойду вдоль по деревне» и «Отдал меня батюшка замуж далеко».
Крайне важны были дома, где живут молодожены. Они почитались особо. Молодых на крыльце «припевали»: славили и как бы соединяли в песне. Им колядовали, просили от них подарков и блинов. Если помнить, что раньше Масленицу справляли перед Новым Годом, то и эта традиция заиграет другими красками: чествование молодоженов под Новый год знаменовало собой еще и начало новой жизни. Молодых связывали с образом земли, так как она весной пробуждается, оживает, готова вновь принять в себя семена, чтобы осенью родился на полях хлеб.
Был и еще один обычай: на Съездки (четверг) катать молодоженов на лошадях. Вообще катание — на горке ли, на санях ли, — имеет более глубокий смысл, нежели простое развлечение. Чем дольше катание, тем счастливее супружеская жизнь, тем больше детей в семье, а ведь именно в этом и состоит идеал брака.
А вот холостых или получивших отказ при сватовстве в это время хулили. Они даже были специально отмечены: к их ногам привязывали колодку, старый лапоть, дровину или гнилую палку. А высмеивали их ряженые: в «корилках» звучали мотивы того, что холостяцкая жизнь означает отсутствие детей, равно как и земля без семени не дает урожай. На Съездки холостяки старались пригласить девушек, а те, в свою очередь, должны были поцеловать их.
В Прощёное воскресенье блины бросали в костер в качестве жертвоприношения предкам. В тех районах, где делалось чучело — клали блины ему в руку, а в воскресенье ходили на кладбище прощаться с родными (вновь семантика похорон). И точно так же, как и на Рождество, люди обходили дома, пели заклинательные песни, требовали блинов.
Чучело Масленицы
И раз уж речь зашла о чучеле, нужно подробнее рассказать и о нем. В совсем древние времена никакого чучела не было и в помине: это были собранные в большую кучу старые вещи, которым надлежало сгореть в костре, который, в свою очередь, должен был греть предков. Собирали эти вещи из каждого двора дети, сопровождая весь процесс песнями. Потом отвозили за деревню и вечером (важно именно темное время суток, когда границы между нашим и иным миром размыты) сжигали. Как можно видеть, и эта традиция очень многозначна.
Чучело появилось уже позже и сперва не на всей территории России. Это была старомодная фигура из соломы, с женским или мужским (Масленик) обличием. Кстати, в опере Римского-Корсакова «Снегурочка» в прологе за Масленицу поёт именно мужчина. В чучеле Масленицы заключалось и эротическое начало, тут вновь мы видим свадебные мотивы. Как же у древних людей все было взаимозависимо, мудро и красиво!
Чучело готовили женщины в доме, а одна из старших, как ведающая, управляла процессом. Куклу одевали в старье, рванье — и это вовсе не из-за небрежения, а напротив, таким образом подчеркивалась ее «инаковость», то, что она — выходец из иного мира (а до христианства еще и являлась символом уходящего года). Однако вещи принадлежали людям, были из их родных домов. Таким образом между нашим и иным миром устанавливалась связь. Ведь Масленица, как и Рождество, еще одна знаковая «точка» в календаре.
Позднее куклу стали одевать красиво, делать ей привлекательное лицо, сажать на лавку у окна в доме. Это яркий пример того, как мифологическое значение фольклорного явления постепенно перешло скорее в эстетическое.
Однако есть и совсем необычная форма — когда Масленицей становилось не чучело, а разбитной мужик в ветхой женской одежде. Он ездил в санях, запряженных лошадью, и очень вольно и вызывающе себя вел. А толпа, которая бежала за ним, обижала его и корила.
Забавы и развлечения на Масленицу
Рассказывая про Масленицу, нельзя обойти стороной и некоторые забавы этого праздника.
В масленичных песнях есть такие слова: «наша горушка будь катлива, наша Масленка будь гуллива». Эти-то самые катальные горки за две недели до праздника делали мужчины. Склон заливали или строили горку на столбах, стараясь ее сделать как можно длиннее: длина горки напрямую связывалась с супружеской жизнью. Девушки катались в лучших своих одеждах, по длине проезда гадали о замужестве; молодожены скатывались вместе, а парни приглашали девушек на ледянки и целовались с ними.
Еще одна забава на Масленицу — кулачные бои. Они устраивались не только в это время, а ещё на Святки и на Семик (Троица). Это было противостоянием: двух деревень, двух улиц, двух концов села, помещичьих и монастырских крестьян и т. п. За две недели до боя атаманы команд договаривались о правилах предстоящего боя, парились в бане, читали заговоры и старались есть как можно больше мяса (из оставшихся запасов). Сам бой мог принять одну из двух форм: либо стенка на стенку (цель — прорезать стенку противника), либо свалка, где противники делились на пары и таким образом дрались, но не били лежачих; бой шел в определенном порядке — подростки, потом парни, затем молодые мужчины, а старики следили за тем, чтобы правила не нарушались. Но несмотря на все договоры, к сожалению, периодически доходило и до убийств.
А в Сибири, на Урале и в Поволжье в Прощёное воскресенье была еще одна народная забава, отображенная в замечательной картине русского художника Василия Ивановича Сурикова: взятие снежного городка. Две стороны, две группы, одна из которых защищает городок, сидит в нем с ружьями и метлами, а вторая нападает на нее с генералом, конницей, пехотой и даже царем. Задача довольно проста — ворваться в городок. Первый ворвавшийся должен был купаться в проруби. А уж потом — веселье через край!
Между прочим, чествование Масленицы было настолько популярным, в том числе в городской среде, что очень скоро изображения народного веселья распространились в лубочных картинах. В тех же катаниях на горках участвовали все сословия, настолько этот праздник всем нравился. И по сей день он продолжает нас радовать!
В воскресенье (как, впрочем, и сейчас) провожали Масленицу, сжигали чучело, бросали в горящий костер блины, а сами прыгали через головешки. И все это с песнями, смехом, бьющей через край радостью и надеждой.
«Скоро придёт лето, будет новый урожай, пройдет голодное и холодное время» — такой смысл этого дня был в язычестве. С приходом христианства добавился еще один смысл: скоро придет Пасха, Христос воскреснет, а с Ним воскреснет и земля, которая вновь будет щедро делиться своими плодами. В людях зажжется надежда, а любовь не покинет их сердец!
Масленичные песни: примеры с текстами
Каждый день Масленичной недели наполнен музыкой и песнями, это яркая отличительная черта праздника. Отовсюду звучат частушки, прибаутки, колядки, дразнилки, обрядовые песни — и все это весело, задорно, со смехом и шутками. Поют все, ведь Масленица — особый праздник, который объединяет и молодых, и старых; каждый здесь не просто зритель, но и активный участник гуляний.
На Масленицу много поют о встрече и проводах Масленицы, о грядущей весне, изобилии, любви, семье и свадьбах. В каждую песню вкладывается особый смысл. Ниже приводим тексты нескольких масленичных песен: попробуйте выучить вместе с детьми, выходите на праздничные гуляния и пойте от души!
В 2024 году Масленицу отмечают с 11 по 17 марта.
«Дорогая-то, ой, да наша Масленка» (д. Погорелово Пестовского р-на Новгородской обл.)
Дорогая-то, ой, да наша Масленка,
Дорогая-то, ой, наша, хорошая,
Покатайтесь-то, ой, да красны девушки,
Покатайтесь-то, ой, наши хорошие,
Покатайтесь-то, ой, наши пригожие,
Пока воля-то, ой, да воля батюшки да,
А теперь-то, ой, да воля матушки да.
Послушать песню: «Дорогая-то, ой, да наша Масленка»
«А мы Масленки дожидались» (Смоленская область, д. Дубровка)
А мы Масленки дожидались,
Дожидались, душа, дожидались.
Мы на горушку выходили,
Выходили, душа, выходили.
Сыра с маслицем выносили,
Выносили, душа, выносили.
Маслом горушку уливали,
Уливали, душа, уливали.
Сыром горушку усыпали,
Усыпали, душа, усыпали.
Наша горушка всё катлива,
Всё катлива, душа, всё катлива.
Наши бабочки всё шутливы,
Всё шутливы, душа, всё шутливы.
Мужучочки воркотливы
Воркотливы, душа, воркотливы.
Послушать песню: «А мы Масленки дожидались»
«Ай ты, Масленыя, широка́я»
Ай ты, Масленыя, широка́я,
Широка́я, лёли, широка́я.
Трава-мурава зелена́я,
Зелена́я, лёли, зелена́я.
Ай ты гуси тебе прищипали,
Прищипали, лёли, прищипали.
Или маленькие гусюнятки,
Гусюнятки, лёли, гусюнятки.
Прищипали, приминали красны девки,
Красны девки, лёли, красны девки.
Они ходючи в посиделки,
Посиделки, лёли, посиделки.
Они носючи конопельки,
Конопельки, лёли, конопельки.
Конопельки, конопельки по три мерки,
По три мерки, лёли, по три мерки.
«Отдал меня батюшка замуж далеко»
Отдал меня батюшка замуж далеко,
Ай вы лёли, лёлюшки, замуж далеко
Не велел родименький у в гости ходить,
Ай вы лёли, лёлюшки, у в гости ходить.
А уже мои стёжечки травой заросли,
Ай вы лёли, лёлюшки, травой заросли.
Калиною, малиною понависли,
Ай вы лёли, лёлюшки, понависли.
Калину с малиною приломаю,
Ай вы лёли, лёлюшки, приломаю.
В родимого батюшки побываю,
Ай вы лёли, лёлюшки, побываю.
«Как пойду я вдоль по деревенке»
Как пойду я, пойду да вдоль по деревенке,
Да вдоль дере... ой, по деревне.
Как зайду я, зайду к родимому батюшке,
Зайду, попеня... ой, попеняю.
Как отдал ты меня, родимый мой батюшка,
Замуж далеко... ой, всё далече.
Ой позарился ж ты, родимый мой батюшка,
На чужо бога... ой, на богатство.
Не с богатством мне жить, родимый мой батюшка,
А жить с челове... ой, с человеком.
А чужое ж богатство, родимый мой батюшка,
Оно мне не в по... ой, мне не в пользу.
«Как пойду я, пойду». с. Сукромля Ершичского района Смоленской области. Фольклорный ансамбль РАМ им. Гнесиных
«По лугу по зелёному»
По лугу, лугу, лугу, по зелёному лугу,
Ой ли, ой да люли, по зелёному лугу.
Разливалася вода, расстилалася трава,
Ой ли, ой да люли, расстилалася трава.
Расстилалася трава, трава шёлковая,
Ой ли, ой да люли, трава шёлковая.
Что по той же, по траве, девки водят хоровод
Ой ли, ой да люли, хоровод.
А все девки хороши, красавицы, пригожи́,
Ой ли, ой да люли, красавицы, пригожи́.
Одна девка лучше всех, в косе лента шире всех,
Ой ли, ой да люли, в косе лента шире всех.
Автор: Александра Троян
Студентка СПбГК, этномузыколог