Найти тему
ЕвроАвто | Запчасти и сервис

Форум Автостат: запчасти опять подорожали?

Оглавление

Прошлый год был богат на события для aftermarket’а, а еще богаче — на новости.

И цикл алармистских заголовков перекочевал в 2024. Стоп! Пришло время разобраться, каким действительно был 2023-й для автовладельцев и автосервисов по запчастям. Это сделал заместитель генерального директора ЕвроАвто Илья Плисов в своем выступлении на ежегодном форуме Автостат “Автомобильный рынок России: тренды и прогнозы”. Приводим его выступление от первого лица.

Рост цен на детали

Сегодня я немного расскажу об общих трендах в сервисе и запчастях, без которых обслуживание авто немыслимо. Первое, что происходило в 2023 году, — это активная работа СМИ. Буквально каждую неделю они "разгоняли" пугающие новости автосервиса:

Запчасти подорожалиВырос в цене ремонтВсе уходят с рынка

Вот только один из таких заголовков:

-2

Поэтому даже захотелось подвести итоги 23го года. Для нас было важно посмотреть: а что же на самом деле произошло с запчастями за год?

Мы измерили изменение цены на разные группы запчастей в b2b канале от оптовых поставщиков Москвы и Санкт-Петербурга: сверяли артикул к артикулу в начале и в конце 2023 года. И вот что получилось:

-3

Трансмиссия

Подшипники ступицы показали -3%. По этой группе товара различаются тренды, они разнонаправлены по всем брендам. У кого-то выросли, у кого-то упали, но в целом никаких значимых изменений не произошло. Мы видим, что бренды, которые вроде как ушли, — GKN/Lobro, FAG, NTN/ SNR, SKF, — все еще на рынке. Мы на начало года видим там 600 позиций и на конец — 600.

Мощный тренд последних двух-трех лет, который пронизывает все товарные группы, — внедрение новых СТМ (собственных торговых марок). Они полностью заполонили рынок, их предлагают на маркетплейсах и устанавливают во всех сервисах.

Ремни, ролики

Здесь такая же ситуация: минус 1-2%, что совершенно несущественно, в пределах небольшой погрешности. Каждый из брендов немного двигался: кто-то выше, кто-то ниже. Ассортимент заполнен совершенно новыми названиями, которые 4-5 лет назад были нишевыми и присутствовали в каком-нибудь одном городе у редкого оптового продавца.

Амортизаторы подвески

С подвеской чуть другая ситуация. Она все-таки немножко подросла. Амортизаторы, например, выросли на 11%. Это мы видим примерно по 7 000 артикулов, среди которых также есть все известные бренды.

Подвеска и рулевое управление

Товары сгруппированы в подгруппы: рулевое управление, рейки, рулевые наконечники, стойки стабилизаторов — все это немного подросло. Если генерализовать, то средний рост цен по деталям подвески составил примерно 10%.

Тормоза

Тормоза — одна из самых важных, ТО-шных групп по ремонту автомобилей. На 17 000 артикулов тормозных колодок мы видим изменение в 2%, совершенно несущественное. Zimmermann поднялся на 14%, Sangsin упал на 13%, Kashiyama на 16% поднялась. Но в целом, если клиент хочет получить товар не дороже того, к чему он привык в 2022 году, такая возможность есть.

Фильтры

Практически нет изменений: -1%, измеряли 33 тысячи артикулов.

Моторные масла

Моторное масло жило совсем по-другому. Оно также попало под санкции. При этом у российского автовладельца довольно сильная, несколько религиозная приверженность брендам. Это совершенно иначе выглядит в Европе. Там люди могут не знать, что в мотор заливает автосервис. У нас же автовладельцы очень любят выбирать масло. Как следствие, более 50% из них начали выкупать в онлайне самостоятельно. Зачастую клиенты приходят на СТО "со своими" запчастями, а масло — такая “запчасть”, которую люди могут условно с легкостью себе подобрать.

Если смотреть по брендам, то увидим, что Castrol подешевел на 12%, Shell — на 23%, Total — на 9%, Mobil — на 11%. Первая четверка упала, но что произошло? Курс не падал, логистика не дешевела. Наша гипотеза заключается в том, что на склады многих оптовиков стало попадать контрафаткное масло.

За 2023й год, мы делали много контрольных закупок, делала их и Торгово-промышленная палата. Выводы у всех разные, но наш — очень простой: на розничной полке, особенно на рынках, не менее половины, а, может быть, и более половины, контрафакта. Это касается именно "ушедших брендов". Ну, невозможно привезти за полторы тысячи рублей 4-литровую канистру синтетического 5W40 масла из-за рубежа. Мы, конечно, верим в то, что это "распродажа остатков", но ни один склад не хранил таких запасов, чтобы торговать им два года. Так что если и купите такое масло, перед заливкой обязательно сдайте его на тест в лабораторию, как это сделали мы.

Что касается лояльности клиента при выборе, у нас есть небольшое открытие. На всех семинарах рассказывают: если вы зальете плохое масло, вашему мотору наступит конец! Это правда, но только отчасти.

На самом деле, конец мотору приходит не сразу после заливки контафактного масла.

Через несколько десятков тысяч километров с плохим маслом умирает турбина, а потом и мотор. Получается такая история, что люди годами могут покупать и заливать контрафакт, не соответствующий никаким допускам, которые требуют моторы. И только на сотой тысяче километров вы поймете, что "мотор мало ходит", и "современные двигатели плохие". Такие автовладельцы претензию предъявляют не к маслам, а к двигателю или производителю.

Мы в Союзе Автосервисов работали активно с маркетплейсами, настоятельно просили их убирать контрафактный продукт. Но могу сказать, что преуспели только отчасти, потому что товар убирали, но потом часто эти селлеры появлялись под другими именами, в другом месте с тем же самым товаром. Если сейчас вы откроете любую такую площадку, то увидите их прямо там.

-4

Шины

Продавцы и покупатели активно изучают много новых названий производителей шин, но по-прежнему доступны Pirelli, Yokohama, Michelin.

Тренды 2024 в автосервисах

Новые бренды запчастей

У всех крупных дистрибьюторов есть одна-две-три СТМ с ассортиментами от десяти тысяч артикулов. Российские торговые марки запчастей и автомобильных масел захватили рынок. Местные бренды уже заменили европейских упаковщиков. Теперь товар едет в большинстве случаев напрямую из Китая, Турции, Ирана и Индии. Пусть не обманываются потребители, когда видят на таких запчастях "благородную" страну происхождения: Нидерланды или Японию. Таможенные правила сегодня позволяют делать подмену страны происхождения даже в документах.

Привычные бренды всё чаще подделываются

Особенно это касается "оригинала" — запчастей под маркой автопроизводителя. У него даже появилось новое название. "Контрафакт" и "подделка" режут слух, поэтому был найден новый эвфимизм — "копия". Такой товар продают через WhatsApp — это новый "удивительный" тренд. Подделки делают в большом объёме, а число их продавцов измеряется десятками.

На видео разбираем поддельный масляный фильтр

На сегодняшний день серьёзных механизмов борьбы у государства нет. Сами правообладатели ушли с рынка и не борются за свои права. В этой ситуации часто единственный способ получить гарантию на запчасть — установить в автосервисе, который готов брать на себя ответственность за выбор качественных запчастей и материалов.

Самое главное — ставим свечку за стабильность. Это наше всё. Если что-то изменится глобально — курс доллара или геополитическая ситуация, то компаниям-героям капиталистического труда снова придётся адаптироваться к новым условиям, чтобы как сегодня, качественно и с гарантией обслуживать автомобили клиентов. Надеемся, 2024 год будет стабильным!

Записаться на ТО

Авто
5,66 млн интересуются