Вот согласитесь — есть на свете продукты, которые мы едим и пьем, а есть продукты, которые мы любим. Или ненавидим. Но в любом случае, они играют в жизни какую-то иную роль, чем суп с фрикадельками или салат из огурцов с помидорами.
Вот кофе. Сейчас как раз Smart Ranking выкатил ошеломительную статистику: российский рынок кофе навынос дошёл уже до 102,7 миллиардов рублей. Это откуда ж такие цифры? Почему мы так любим кофе?
Он везде, этот кофе. В стаканчиках у Одри Хепберн и Клинта Иствуда, в чашках Джима Джармуша и Дэвида Линча, и крупным планом у Годара. Греет руки барышням на подоконниках и остывает рядом с мятой рукописью. Когда начинаешь путешествовать, открывается вообще другой мир. Маленькая медная турочка в песке, аккуратная фарфоровая чашечка на белой скатерти, высокий стакан со сливочной шапкой и вишенкой, бесконечный стеклянный графин бесплатной коричневой жижи в заведении с красными диванами…
Иногда это иллюзия. В рекламе растворимых гранул в чашке налита подкрашенная вода, густой парок идет от разогретого ватного комка, и “неповторимый вкус кофе” — это горький фантом для тех, кому некогда.
Суть обычно в том, что предмет или продукт становится культовым, когда с ним связаны ритуалы. Кофе — это ритуал. Мы знаем, что он нужен нам утром. Ночью перед экзаменом, во время дедлайна, в термосе в дороге. У него тысячи способов приготовления. О нем пишут, поют и спорят. Почему “кофе-брейк”, а не “чай-брейк” или “апельсиновый фреш-брейк”?
Потому что кофе собирает людей и дает нам перерыв. Мы знаем, что с чашкой кофе мы сядем за столик с нашими друзьями, коллегами, деловым партнёром или романтическим интересом. Бариста нарисует сердечко на молоке, и плохой день станет немного лучше. А с друзьями-хулиганами назовемся Ланнистерами, чтобы на выдаче кофейных стаканов нас громко объявили на весь зал.
Так что когда ты владелец кофейни, чувствуешь себя немного волшебным трактирщиком. Каждый гость — это судьба. А постоянный гость — это судьба, которая уже связана с твоей.
Вот так и хочется открыть свою кофейню. Когда понимаешь, что в сущности торговать можно чем угодно, может чем-то даже сверхрентабельным и простым, некапризным, продал-выручил-обслужил клиента. Но кофе — это притяжение, знакомства и вайб. Вайб объединяющий, родственный, дружеский, преодолевающий границы. Даже если весь утренний ритуал — это сунуться в мыле в кофейное окошко, схватить стакан и нестись дальше, развеваясь на ветру. Зато кофе вкусный, стакан красивый, бариста улыбается, и хочется прийти завтра.