Почти все наши российские города "задыхаются" от пробок. В Иркутске в последние годы творится и вовсе что-то ужасное. Пробки стали уже не только в утренние и вечерние часы пик, пробки стали постоянно. Ответ на вопрос почему, наверное, очевиден. Люди пересели на личный автотранспорт. Гораздо сложнее ответить на вопрос - почему люди пересели на личный автотранспорт. Стали богаче? Что-то я сильно сомневаюсь. Это престижнее? Да, наверное. Для русского человека вопрос престижа далеко не последний. Стало меньше общественного транспорта? Вот с этим давайте и разберемся с помощью статистики, которую опубликовал Росстат. Она охватывает период с 2000 по 2023 гг.
Давайте начнем с трамваев. У этого вида транспорта есть свои сторонники, есть противники. Например, когда я жил в Санкт-Петербурге на пр. Косыгина в районе м. "Ладожская", то для нас трамваи были идеальным способом добраться от общежития до метро и обратно. У них была там выделенная полоса, по которой трамваи беспрепятственно перемещались. В Иркутске с этим всё намного хуже. Выделенные полосы есть на Декабрьских событий, и то при движении из центра, выходя из трамвая, люди оказываются фактически на проезжей части. Отчасти это реализовано на Ширямова в сторону Солнечного, в Рабочем, на Грибоедова. Однако на большом количестве центральных улиц трамваи движутся в одном потоке с другим транспортом. Но в целом в моем родном Иркутске есть трамвайное движение, но сеть на моей памяти последний раз развили в 80-е годы ХХ века, когда пустили трамвай в мкр Солнечный. С тех пор новых линий не было.
На графике 1 ниже показана динамика числа пассажиров, перевезенных трамваями в РФ:
На протяжении 4-х последних лет это менее 1 млрд. пасс. в год, хотя в 2000 году было 7,4 млрд. пасс. Даже с 2010 года падение более чем двукратное. Что же произошло? С одной стороны, ответ очевиден - сокращение протяженности трамвайных путей. Росстат, к сожалению, не дает статистику по каждому году из представленного периода, но дае́т статистику по нескольким опорным точкам внутри рассматриваемого интервала, которая позволяет в целом оценить динамику (график 2)
Итак, здесь падение если и было, то относительно незначительное - на 20% относительно уровня 2000 года. Просто, видимо, падение это произошло в очень напряженном месте, где трамваи перевозили большое количество пассажиров. То есть в Москве и Санкт-Петербурге. В Питере точно трамваи убирались со многих мест из центра, про Москву не скажу, данные в статьях разнятся. В любом случае, при сохранении на определенном уровне протяженности трамвайных путей ну никак нельзя было ожидать столь существенного падения пассажиропотока именно по этой причине. Значит людям что-то еще не нравится в этом виде транспорта.
Еще хуже ситуация оказалась с троллейбусами. Здесь падение десятикратное! На порядок меньше перевезли в 2023 году по сравнению с 2000 годом! В 10 раз! Ужас!
Понятно, что здесь свою роль сыграла ликвидация троллейбусного движения в Москве. Хотя стоп! Это же произошло уже относительно недавно в 2020 году, а основное падение произошло гораздо раньше. Понятно, что там постепенно линии закрывались, но глобально пассажиропоток упал уже к 2010 году, к которому относятся лишь первые упоминания о ликвидации троллейбусной сети в Москве. Смотрим, что там с протяженностью троллейбусных линий по стране:
Очевидно, что протяженность троллейбусных линий была совсем не тем фактором, который определил динамику пассажиропотока. Ведь к 2010 году протяженность только увеличилась, а падение было почти 4-х кратным. Да и в последующие годы протяженность троллейбусных линий сократилась лишь на 10%, а пассажиропоток упал еще в три раза.
Кстати, в моем родном Иркутске пусть на несколько километров, но расширили троллейбусную сеть в последние годы. Пустили троллейбусы по Новому мосту, сделали ответвление в мкр Университетский. Свои 5 км мы внесли в копилку.
Очевидно, что львиную долю пассажиропотока обеспечивает Москва и Санкт-Петербург. В этих городах есть метро. Проверяем, пересели ли люди на метро:
График дает четкий ответ - пассажиры троллейбусов и трамваев на метро не пересели, поскольку на самом метро с 2000 года пассажиропоток сократился на 25%. Кстати, на мой взгляд, именно в метро налажена наилучшая система регистрации пассажиров, поэтому этой статистике относительно можно доверять. Смотрим, что там с протяженностью линий метро.
А всё не так и плохо там с метро. Развивается сеть. Прирост более чем на 50% за 23 года. А все равно падение пассажиропотока! За 23 года (-15,5) млрд. пассажиров на этих трех видах городского электрического транспорта. Куда же делись эти 15 млрд.? Может быть на автобусы пересели?
Нет! На автобусах свои (-14,5) млрд. пасс. за 23 года. Итого, суммарно объем пассажирских перевозок этими видами транспорта снизился на 30 млрд. пасс.! Где они? Ответ очевиден. Они пересели на свои автомобили.
Ну а почему так произошло... Я не знаю. Наверное, людей, прежде всего, не устраивает качество работы общественного транспорта. Вот был я в Питере летом 2023 года. Вроде бы и неплохо ходит общественный транспорт. Не скажу, что он битком забит. Но там что-то нереальное творится с разнесением остановок. Автобусы на Садовой в одном месте. Трамваи в том же направлении - в другом. И мечутся люди. На Невском это разнесение троллейбусов еще в 90-е гг. было. И вот нужно было мне доехать с Невского проспекта до м. Московская. Погода отличная, в метро спускаться не хочется. Вроде бы и есть там сейчас автобус №3. И он даже показывался на интерактивных картах движения автотранспорта. Но реально этих автобусов не было. С ребенком в 2019-м сходили мы в Гранд-макет. Смотрим, что где-то там вдали на Московском проспекте едет троллейбус № 17 по интерактивной карте. А нам как раз нужно было в район Витебского вокзала. Идем себе потихоньку к остановке, и вдруг этот троллейбус делает какую-то колоссальную телепортацию и обгоняет нас, хотя ему еще было ехать от Парка Победы несколько минут.
Что такое 30 млрд. пасс. Делим на 365 - получаем 82,2 млн. в день. Делим еще на 2, считая, что в личном автомобиле перемещается 2 чел. Итого 41,1 млн. чел. Ну и делим еще на 2 (поездки туда - обратно) и получаем, что число автомобилей возросло на 20,6 млн. ед. Ну среднеприблизительно. Проверяю по таблице 20.19 статежегодника:
- в 2020 году легковых автомобилей было 20,4 млн. ед.
- в 2022 году легковых автомобилей было 50,6 млн. ед.
Рост даже на 30 млн. Я был прав - делить нужно было на 1,5 чел. в одной машине. Вот вам и пробки. Что нужно сделать, чтобы вернуть население в общественный транспорт. Улучшить его работу и качество самих транспортных средств, всей инфраструктуры от остановок до интерактивных сервисов. Но восстанавливать теперь утраченное - это на несколько лет!
Спасибо, что читаете эти мои статистические размышления. До встречи!