Найти в Дзене

ЛуАЗ-967 – самая известный автомобиль-амфибия

Всем привет!

Чтобы сохранить военное преимущество, СССР не жалел никаких ресурсов и старался создавать самые разные типы военной техники, а также специальные автомобили. Но если знаменитые ГАЗ-69 и УАЗ-469 были обычными внедорожниками, то ЛуАЗ-967, о котором сегодня пойдет речь, был амфибией, т.е. мог преодолевать водные преграды.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Обо всем по порядку.

История нашего героя началась в конце 50х гг., когда советскому руководству стало понятно: необходимо создать специальный автомобиль (так называемый ТПК – «транспорт переднего края»), которого можно было применять в труднодоступных районах для доставки боеприпасов непосредственно к огневой точке, эвакуации раненых или установки пулемета или гранатомета. Для таких целей автомобиль нужно сделать компактным, полноприводным и способным преодолевать водные преграды.

До этого подобного опыта у советских конструкторов было мало, поэтому проектирование новой модели затянулось. Лишь к 1965 г. был найден оптимальный вариант, и первые 10 образцов вышли на испытания. Их конструкция была очень необычной – они имели обтекаемый водонепроницаемый корпус и гладкое днище, а под капотом был установлен мотор от Запорожца ЗАЗ-966, объемом 1,2 л и мощностью 40 л. с., получивший помпу для откачивания воды. Спереди же имелась лебедка, которая использовалась для «вытаскивания» бойца из огня противника или глубокой грязи.

ЛуАЗ-967 сзади. Источник фото: drive2.ru
ЛуАЗ-967 сзади. Источник фото: drive2.ru

Не менее интересен салон автомобиля. Сам он не имел полноценную крышу, можно было лишь натянуть тент, а внутри него водительское место посередине, чтобы сохранять равновесие при движении по воде. За водителем же по бокам можно разместить две носилки с ранеными или двух сидячих солдат, для чего можно было складывать/раскладывать сиденья. Водительское место тоже складывается, и в случае необходимости маскировки солдат мог управлять автомобилем лежа. Приборов же необходимый минимум, а руль без гидроусилителя:

Салон ЛуАЗ-967. Источник фото: drive2.ru
Салон ЛуАЗ-967. Источник фото: drive2.ru

Серийно ЛуАЗ-967 стал производиться в 1975 г. на Луцком автозаводе в Украинской ССР. В первую очередь он стал попадать на службу ВДВ, где, как и предполагалось, на нем перевозили солдат, боеприпасы и раненых, и нередко приходилось водные преграды:

Источник фото: kolesa.ru
Источник фото: kolesa.ru

Выпуск продолжался до 1988 г., и всего было выпущено около 7940 таких машин. Они со временем модернизировались – устанавливались новые электрооборудование и гидравлика. Технические характеристики, как и внешний вид, после этого не изменились:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Кроме того, параллельно с амфибией стал выпускаться гражданский автомобиль ЛуАЗ-969, о котором писал здесь и который основывался на модели 967, но утратил способность передвигаться по воде.

Военная служба ЛуАЗ-967 продолжилась даже после развала СССР, однако к тому времени автомобиль морально устарел и стал все чаще попадать в частные руки. Нередко его используют туристы-экстремалы:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Но больше всего повезло тем, кого оставили в музеях. И вот в красноярском музее «Авто-Ретро» представлена пара ЛуАЗ-967:

-7

ЛуАЗ-967 – необычный советский автомобиль, оказавшийся тем не менее полезным там, где обычные внедорожники не проедут. Сегодня же отдельные экземпляры еще раскрывают себя на гражданке, показывая невероятную живучесть и выносливость, чего сильно не хватает современным автомобилям.

Встречался ли вам такой автомобиль? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!