Всем привет!
Чтобы сохранить военное преимущество, СССР не жалел никаких ресурсов и старался создавать самые разные типы военной техники, а также специальные автомобили. Но если знаменитые ГАЗ-69 и УАЗ-469 были обычными внедорожниками, то ЛуАЗ-967, о котором сегодня пойдет речь, был амфибией, т.е. мог преодолевать водные преграды.
Обо всем по порядку.
История нашего героя началась в конце 50х гг., когда советскому руководству стало понятно: необходимо создать специальный автомобиль (так называемый ТПК – «транспорт переднего края»), которого можно было применять в труднодоступных районах для доставки боеприпасов непосредственно к огневой точке, эвакуации раненых или установки пулемета или гранатомета. Для таких целей автомобиль нужно сделать компактным, полноприводным и способным преодолевать водные преграды.
До этого подобного опыта у советских конструкторов было мало, поэтому проектирование новой модели затянулось. Лишь к 1965 г. был найден оптимальный вариант, и первые 10 образцов вышли на испытания. Их конструкция была очень необычной – они имели обтекаемый водонепроницаемый корпус и гладкое днище, а под капотом был установлен мотор от Запорожца ЗАЗ-966, объемом 1,2 л и мощностью 40 л. с., получивший помпу для откачивания воды. Спереди же имелась лебедка, которая использовалась для «вытаскивания» бойца из огня противника или глубокой грязи.
Не менее интересен салон автомобиля. Сам он не имел полноценную крышу, можно было лишь натянуть тент, а внутри него водительское место посередине, чтобы сохранять равновесие при движении по воде. За водителем же по бокам можно разместить две носилки с ранеными или двух сидячих солдат, для чего можно было складывать/раскладывать сиденья. Водительское место тоже складывается, и в случае необходимости маскировки солдат мог управлять автомобилем лежа. Приборов же необходимый минимум, а руль без гидроусилителя:
Серийно ЛуАЗ-967 стал производиться в 1975 г. на Луцком автозаводе в Украинской ССР. В первую очередь он стал попадать на службу ВДВ, где, как и предполагалось, на нем перевозили солдат, боеприпасы и раненых, и нередко приходилось водные преграды:
Выпуск продолжался до 1988 г., и всего было выпущено около 7940 таких машин. Они со временем модернизировались – устанавливались новые электрооборудование и гидравлика. Технические характеристики, как и внешний вид, после этого не изменились:
Кроме того, параллельно с амфибией стал выпускаться гражданский автомобиль ЛуАЗ-969, о котором писал здесь и который основывался на модели 967, но утратил способность передвигаться по воде.
Военная служба ЛуАЗ-967 продолжилась даже после развала СССР, однако к тому времени автомобиль морально устарел и стал все чаще попадать в частные руки. Нередко его используют туристы-экстремалы:
Но больше всего повезло тем, кого оставили в музеях. И вот в красноярском музее «Авто-Ретро» представлена пара ЛуАЗ-967:
ЛуАЗ-967 – необычный советский автомобиль, оказавшийся тем не менее полезным там, где обычные внедорожники не проедут. Сегодня же отдельные экземпляры еще раскрывают себя на гражданке, показывая невероятную живучесть и выносливость, чего сильно не хватает современным автомобилям.
Встречался ли вам такой автомобиль? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!