Всем привет!
Помимо грузовиков, в СССР уделяли должное внимание внедорожникам, поскольку на большей части территории огромной страны асфальтовых дорог не было или было мало. Я уже писал на канале об известном детище Ульяновского автозавода – УАЗ-469, и его можно вспомнить здесь. А до него в нашей стране самым популярным внедорожником был ГАЗ-69, о котором я сегодня и расскажу.
Нашего героя начали проектировать еще в 1946 г. Интересно, что новая машина, хоть и была прямым потомком фронтового ГАЗ-67, но не впитала в себя от предшественника ровным счетом ничего.
Первый опытный образец появился уже в 1947 г. В его экстерьере угадывалось что-то общее с недавно запущенным в производство грузовиком ГАЗ-51:
Но, очевидно, потребовались доработки, причем немалые, так что серийное производство началось только в 1953 г.
Уже в первые годы выпуска существовал не один вариант исполнения этого автомобиля. Большинство машин, создававшихся для нужд вооруженных сил, имели две двери для водителя и его соседа, за ними многофункциональный отсек, в котором можно было перевозить или 0,5 т груза, или 6 человек, располагавшихся на откидных лавках. Крыша у таких машин была в основном из брезентового тента, который летом можно было откинуть. Интересная деталь: запасное колесо располагалось слева и создавало неудобства для шофера, поскольку забираться внутрь машины приходилось через слишком узкую дверь:
Другие машины, которыми пользовались на селе, были с четырьмя дверями, уже более удобными:
Существовала и специальная модификация для милиции:
Но все эти варианты ГАЗ-69 имели одинаковое обустройство салона. В нем все просто: минимум приборов, тяжелый руль и рычаг 3-ступенчатой коробки передач, а из удобств только воздуходувка:
Двигатель же у нашего героя представлял из себя немного улучшенный агрегат от ГАЗ-М20 «Победы», уже занимавший объем 2,12 л и развивавший 55 л.с. Очень скоро оказалось, что такого показателя для военного внедорожника недостаточно, и даже выдвигались требования повысить мощность мотора, но завод не представлял это возможным, так что данную просьбу отклонили.
Первые выпущенные ГАЗ-69 отправились в Казахстан осваивать целину, и там они отличились хорошей проходимостью. Правда, передвигаться на нем было не очень приятно, поскольку на неровностях машина часто «подпрыгивала». За это у нее и закрепилось прозвище «козлик».
Хотя у автомобиля и закрепилось название ГАЗ-69, но на Горьковском автозаводе он производился лишь до 1956 г., после чего его выпуск перенесли на Ульяновский автозавод. По существу, его надо было уже называть УАЗ-69, и иногда даже на капоте встречалась надпись «УАЗ» вместо «ГАЗ».
На новом месте он выпускался до 1973 г., и за это время распространился по всему Советскому Союзу. Еще долго он верно трудился на пользу Отечеству, и даже сегодня, хотя прошло почти 50 лет после прекращения производства ГАЗ-69, отдельные экземпляры еще встречаются в нашей стране. И вот тут интересное наблюдение: автомобили в классическом облике в большинстве своем уже не способны ездить и брошены:
А те, что еще ездят, обычно «приукрашены». Здесь в ход идет все: от новых колес до целого спектра аксессуаров для кузова и салона.
А вот милицейские ГАЗ-69 заслужили отдых и содержатся в музеях:
Но ГАЗ-69 сегодня известен не только у нас. Он в 2000х снялся в американском кино:
Все же основная часть сохранившихся до наших дней ГАЗ-69 осела на просторах бывшего СССР, и если повезет, их можно встретить даже на дороге. Так что в качестве бонуса еще один красноярский ГАЗ-69 в классическом облике, который мне встретился в конце 2018 г.:
Много ли таких машин осталось в ваших городах или поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!