Найти в Дзене

ЛуАЗ-969 – единственный советский внедорожник для частников

Всем привет!

Это сегодня многие дачники и любители попутешествовать выбирают внедорожники среди многочисленных моделей. А вот в СССР такие машины в основном обслуживали госструктуры, колхозы, лесничества и геологов. Частный внедорожник в те времена был только один – ЛуАЗ-969, о котором я сегодня и расскажу.

Источник фото: avto-nomer.ru
Источник фото: avto-nomer.ru

Первые несколько машин появились в 1965 г., а серийный выпуск начался на Луцком автозаводе два года спустя. Как это часто бывает, новый автомобиль оценили не сразу. Нестандартный внешний вид первое время вызывал у народа много насмешек и недоверия.

ЛуАЗ-969 сзади. Источник фото: avto-nomer.ru
ЛуАЗ-969 сзади. Источник фото: avto-nomer.ru

Однако на самом деле у ЛуАЗ-969 одни корни тянутся к военным внедорожникам, другие – к Запорожцам. От первого наш герой получил немного переделанную раму, от второго – опять-таки переделанный двигатель объемом 1,2 л и мощностью 40 л.с. Звуки, которые издает этот мотор, очень специфические и одновременно очень громкие, что сильно утомляет шоферов. Зато переднее расположение избавило автомобилистов от проблем с перегревом двигателя.

Что касается кузова, то за него 969й получил народные прозвища «луноход» и «утюг». И действительно, автомобиль выглядел как пришелец с другой планеты по сравнению с его собратьями – старшим ГАЗ-69 и младшим УАЗ-469, о котором я писал здесь. Второе прозвище тоже объяснимо – по форме машина немного напоминает советский утюг.

В салоне ЛуАЗ-969 все просто, как тогда и полагалось автомобилю для села: необходимый минимум приборов, руль без гидроусилителя, отсутствие звукоизоляции, а из удобств только воздуходувка:

Салон ЛуАЗ-969. Источник фото: drive2.ru
Салон ЛуАЗ-969. Источник фото: drive2.ru

Надо сказать, что у первых ЛуАЗ-969 был немного по-другому оформленный передок: решетка радиатора была трапецеидальной, а поворотники располагались сбоку от фар.

Ранний ЛуАЗ-969. Источник фото: drive2.ru
Ранний ЛуАЗ-969. Источник фото: drive2.ru

Большинство машин имели брезентовую крышу, которую летом можно было откинуть. Лишь со временем появилась металлическая крыша:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

А вот та версия машины, что мы привыкли видеть, носит индекс ЛуАЗ-969М. Она появилась в 1979 г.

-6

Хотя сначала наш герой вызывал насмешки, очень скоро он зарекомендовал себя как надежный внедорожник, способный передвигаться и по грязи, и по снегу. Единственный частный внедорожник в СССР стал очень популярным среди дачников и простых сельчан, которые не были избалованы комфортом: им был нужен лишь легкий и компактный автомобиль для бездорожья.

Важный факт. В 1978 г. ЛуАЗ-969 был представлен в Италии, где его посчитали одним из 10 лучших автомобилей Европы, а в следующем году в Чехословацкой ССР его посчитали лучшим сельским внедорожником.

Но «луноход» служил не только на селе. На его базе был создан аэродромный пикап ЛуАЗ-2403:

ЛуАЗ-2403. Источник фото: avto-nomer.ru
ЛуАЗ-2403. Источник фото: avto-nomer.ru

В 1996 г. выпуск этих машин свернули, но они еще долго пользовались спросом на селе. Все же время берет свое, и сегодня встретить ЛуАЗ-969 нелегко. Одни гниют в отдаленных деревнях:

-8

А другие не сдают свои позиции и продолжают ездить:

-9

ЛуАЗ-969 – уникальный автомобиль и внешне, и с точки зрения функциональности. Он в российской глубинке не теряет свой потенциал и спокойно ездит, привлекая к себе внимание необычной внешностью и неповторимым звуком работающего двигателя.

Остались ли такие машины в ваших городах или поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!