Найти в Дзене

ЗАЗ-966 – самый редкий Запорожец

Всем привет!

Запорожские автомобили наряду с Москвичами и «Жигули» в СССР считались «народными». Все они в свое время обрели популярность, но была в истории Запорожцев и одна редкая модель – ЗАЗ-966. О нем-то я сегодня и расскажу.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Наш герой в 1966 г. заменил на конвейере миниатюрный ЗАЗ-965. Изменения в конструкции заметны сразу: помимо того, что машина увеличилась в размерах, она получила более объемный багажник спереди, открывающиеся по ходу движения двери, а вместо решеток сзади – причудливые воздухозаборники, больше известные как «уши». Именно за них модель 966 получила прозвище «ушастый», а позже - «Чебурашка». Спереди же привлекает внимания хромированная решетка, которая никакой функционал не несет, а лишь является отличительной чертой модели.

ЗАЗ-966 сзади. Источник фото: drive2.ru
ЗАЗ-966 сзади. Источник фото: drive2.ru

Новой машине потребовался иной двигатель. И вот сзади советские машиностроители установили мотор объемом 1,2 л и мощностью 40 л.с. Он хорошо тянул автомобиль и мог разогнать его до 120 км/ч, однако главная проблема – сильный шум – сохранилась.

Зато в салоне у водителя стало больше места, чтобы вытянуть ноги, а в его распоряжении удобный и легкий руль, необходимый набор приборов и 4-ступенчатая коробка передач, рычаг которой был немного разболтан.

Салон ЗАЗ-966. Источник фото: drive2.ru
Салон ЗАЗ-966. Источник фото: drive2.ru

До 1968 г. производство ЗАЗ-966 шло вяло: было выпущено всего около 1000 автомобилей. После этого модель пережила модернизацию, в результате которой она получила обновленные мотор и коробку передач, и объем выпуска увеличился, но к плановому в 150 000 машин в год завод так и не подобрался.

Тем не менее, выпущенные «ушастые» нашли своих почитателей, а в 1968 г. представлялся на выставке в Брюсселе под обозначением Ялта-1000. При этом двигатель у этой машины был французского производства. Бельгийцы оценили автомобиль и стали выпускать похожие машины под маркой Scaldia.

В нашей же стране ЗАЗ-966 все еще выделялся задним расположением двигателя, который уже перегревался не так часто: знаменитые «уши» лучше охлаждали мотор, чем мелкие решетки у предыдущего ЗАЗ-965.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

ЗАЗ-966 выпускался до 1972 г., после чего уступил место похожей модели ЗАЗ-968. Все же эту машину еще можно было нередко встретить на улицах советских городов. И даже сегодня, хотя прошло 50 лет с момента прекращения выпуска этой модели, отдельные экземпляры еще встречаются в России. В конце 2018 г. я встретил ЗАЗ-966 в хорошем состоянии в Красноярске:

-5

А в этом году мне удалось увидеть эту модель во время поездки в Енисейск. Этот экземпляр расположился более удачно для съемки:

-6

ЗАЗ-966 – советский автомобиль, знакомый относительно небольшому числу наших сограждан, поскольку объем выпуска был малым. Но и он стоит теплых воспоминаний и способен привлечь любителей ретро-автомобилей.

Остались ли такие машины в ваших городах или поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!