Не знаю, остались ли сегодня люди, помнящие Сабунчинский вокзал эпохи паровой тяги? Думаю, что нет.
Более того, скорее всего большинство бакинцев и не знают как он выглядел в то время. Честно говоря, когда я обнаружил снимок ниже, сам был в шоке.
Это Сабунчинский вокзал модели начала 20-х годов прошлого века. Проспект Народов Востока (позже Ленина и Азадлыг). Видны рельсы конки, которую через пару лет сменит трамвай (1924), а еще через два года появится великолепное здание нового вокзала (1926).
За пяток лет местность изменится до неузнаваемости (30-е годы):
Сабунчинский вокзал
Сабунчинский вокзал всего на несколько лет старше Тифлисского (1884).
Хотя оба вокзала входили в одни комплекс, Сабунчинский был построен в 1880 году, когда была проложена первая в Азербайджане железнодорожная ветка Баку-Сабунчи.
До1924 года по ней курсировало 12 пар пригородных пассажирских поездов на паровой тяге, с интервалом движения в 1,5-2 ч, со средней скоростью 16 км/ч.
Ходили они до рабочих поселков, расположенных рядом с балаханскими и сабунчинскими промыслами.
Вообще изначально, с самого введения в строй 19-километровой ветки Баку-Сабунчи, она называлась Баку-Сабунчи-Сураханской линией, так как планировалось проведение железной дороги и до сураханских промыслов. Но это оказалось не рентабельно.
Только до Сабунчей поезда шли почти полтора часа, а там еще приходилось бы делать крюк до Сураханов.
Электрификация
В 1901 году в Баку вводится в эксплуатацию Биби-Эйбатская ГРЭС. В 1924-ом, она модернизируется и у города неожиданно образуются излишки электроэнергии.
Принимается решение направить его на электрификацию железной дороги.
Надо понимать, что это был уникальный для СССР проект. Нигде в стране до этого не ходили электрические поезда.
Первые поезда были переделанными под нужды города трамваями Мытищинского вагоностроительного завода. Прицепные вагоны (13 для пассажиров и один почтово-багажный) изготовил Брянский завод, носивший в ту пору название «Красный Профинтерн».
Когда все было готово, скорость на линии возросла в 2.5 раза, до 28,5 км/ч.
Осталось дело за малым — вокзалом соответствующим современным поездам на чистой энергии.
Строительство
Проект поручили Николаю Георгиевичу Баеву, бывшему Главному инженеру Бакинской городской управы (1911), и Валерию Евгеньевичу Мороховцу, заведующему отделом гражданских сооружений в Управлении бакинского электрического трамвая.
Оба архитектора входили в состав большой группы ответственных лиц, работавших над проектом пригородных электричек.
В 1924 г. по инициативе начальника Азнефти А.П. Серебровского при поддержке Бакинского Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и матросских депутатов и ЦК КП(б) Азербайджана была начата разработка проекта и одновременно электрификация участка Баку-Сабунчи-Сураханы на постоянном токе. Руководителем строительства был назначен инженер В.А.Радцик. Вместе с ним работали И.И.Пиотрович, Б.П.Альбицкий, В.Е.Мороховец, Н.И.Соболь, А.А.Аслабеков, И.М.Бакуменко, Н.Г.Баев, Д.И.Бондаревский, и др.
То были времена великих свершений. На разработку проекта Сабунчинского вокзала, его строительство и ввод в эксплуатацию потребовалось чуть больше года.
И это при неимении современной техники и материалов.
К июлю 1926 года красавец вокзал был полностью готов и принимал первую советскую электричку.
Это было какое-то чудо. Основным транспортом на бакинских улицах оставались фаэтоны, а рядом ходил электропоезд.
Здание Сабунчинского вокзала стало одним из самых запоминающихся архитектурных строений Баку. Тем более располагалось на достаточном удалении от исторического Центра.
Вокруг все менялось, а он оставался неизменным.
Порой доходил до совсем ужасного состояния.
Но каждый раз возрождался.
Сколько изменений видел Сабунчинский вокзал на своем веку.
Воздвигнутый когда-то на краю города, со временем стал яркой границей его центральной части.
Через два года Сабунчинскому вокзалу исполнится 100 лет.
Надеюсь бакинские власти проведут какое-нибудь мероприятие посвященное первому в СССР вокзалу по приему электропоездов.