Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Первый в СССР вокзал, предназначенный для приема электропоездов

Оглавление

Не знаю, остались ли сегодня люди, помнящие Сабунчинский вокзал эпохи паровой тяги? Думаю, что нет.

Более того, скорее всего большинство бакинцев и не знают как он выглядел в то время. Честно говоря, когда я обнаружил снимок ниже, сам был в шоке.

-2

Это Сабунчинский вокзал модели начала 20-х годов прошлого века. Проспект Народов Востока (позже Ленина и Азадлыг). Видны рельсы конки, которую через пару лет сменит трамвай (1924), а еще через два года появится великолепное здание нового вокзала (1926).

За пяток лет местность изменится до неузнаваемости (30-е годы):

-3
-4

Сабунчинский вокзал

Сабунчинский вокзал всего на несколько лет старше Тифлисского (1884).

Хотя оба вокзала входили в одни комплекс, Сабунчинский был построен в 1880 году, когда была проложена первая в Азербайджане железнодорожная ветка Баку-Сабунчи.

До1924 года по ней курсировало 12 пар пригородных пассажирских поездов на паровой тяге, с интервалом движения в 1,5-2 ч, со средней скоростью 16 км/ч.

Ходили они до рабочих поселков, расположенных рядом с балаханскими и сабунчинскими промыслами.

-5
-6

Вообще изначально, с самого введения в строй 19-километровой ветки Баку-Сабунчи, она называлась Баку-Сабунчи-Сураханской линией, так как планировалось проведение железной дороги и до сураханских промыслов. Но это оказалось не рентабельно.

Только до Сабунчей поезда шли почти полтора часа, а там еще приходилось бы делать крюк до Сураханов.

-7

Электрификация

В 1901 году в Баку вводится в эксплуатацию Биби-Эйбатская ГРЭС. В 1924-ом, она модернизируется и у города неожиданно образуются излишки электроэнергии.

1922
1922

Принимается решение направить его на электрификацию железной дороги.

Надо понимать, что это был уникальный для СССР проект. Нигде в стране до этого не ходили электрические поезда.
Первые поезда были переделанными под нужды города трамваями Мытищинского вагоностроительного завода. Прицепные вагоны (13 для пассажиров и один почтово-багажный) изготовил Брянский завод, носивший в ту пору название «Красный Профинтерн».

Когда все было готово, скорость на линии возросла в 2.5 раза, до 28,5 км/ч.

Сабунчи. Первые электропоезда. 1926 год
Сабунчи. Первые электропоезда. 1926 год

Осталось дело за малым — вокзалом соответствующим современным поездам на чистой энергии.

Строительство

Проект поручили Николаю Георгиевичу Баеву, бывшему Главному инженеру Бакинской городской управы (1911), и Валерию Евгеньевичу Мороховцу, заведующему отделом гражданских сооружений в Управлении бакинского электрического трамвая.

Оба архитектора входили в состав большой группы ответственных лиц, работавших над проектом пригородных электричек.

В 1924 г. по инициативе начальника Азнефти А.П. Серебровского при поддержке Бакинского Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и матросских депутатов и ЦК КП(б) Азербайджана была начата разработка проекта и одновременно электрификация участка Баку-Сабунчи-Сураханы на постоянном токе. Руководителем строительства был назначен инженер В.А.Радцик. Вместе с ним работали И.И.Пиотрович, Б.П.Альбицкий, В.Е.Мороховец, Н.И.Соболь, А.А.Аслабеков, И.М.Бакуменко, Н.Г.Баев, Д.И.Бондаревский, и др.

То были времена великих свершений. На разработку проекта Сабунчинского вокзала, его строительство и ввод в эксплуатацию потребовалось чуть больше года.

Надеюсь Оксана не обидится, что я взял фото из ее архива
Надеюсь Оксана не обидится, что я взял фото из ее архива

И это при неимении современной техники и материалов.

К июлю 1926 года красавец вокзал был полностью готов и принимал первую советскую электричку.

-11

Это было какое-то чудо. Основным транспортом на бакинских улицах оставались фаэтоны, а рядом ходил электропоезд.

-12

Здание Сабунчинского вокзала стало одним из самых запоминающихся архитектурных строений Баку. Тем более располагалось на достаточном удалении от исторического Центра.

-13

Вокруг все менялось, а он оставался неизменным.

-14
-15

Порой доходил до совсем ужасного состояния.

-16

Но каждый раз возрождался.

-17

Сколько изменений видел Сабунчинский вокзал на своем веку.

-18

Воздвигнутый когда-то на краю города, со временем стал яркой границей его центральной части.

-19

Через два года Сабунчинскому вокзалу исполнится 100 лет.

-20

Надеюсь бакинские власти проведут какое-нибудь мероприятие посвященное первому в СССР вокзалу по приему электропоездов.

-21