Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

140 лет жизни Тифлисского вокзала (Баку) в фотографиях современников

Я как-то публиковал ретроспективу развития площади Азнефть, основанную на исторических снимках этого известного всем бакинцам места: Судя по комментариям, такой формат был воспринят положительно. И хотя он не очень любим Дзеном, который считает, что в фотоподборки вложено мало авторского труда (пусть сам попробует), я все же рискну. Как и в предыдущем случае, выбор исследуемого места, в первую очередь, продиктован наличием сравнительно большой архивной базой старых снимков. Потому-что Тифлисский вокзал для бакинцев все-таки объект не топовый. Выпадающий за границы условного Центра (в отличие от Сабунчинского вокзала). Собственно говоря, вокзалы и были "водоразделом" в этой части города. Условная линия проходила между ними, дальше по зданию железнодорожного управления и к морскому порту на Бульваре. Это я говорю о 70-80-х, потому-что в 40-50-х восприятие Центра было значительно уже. Тифлисский вокзал (Баку-пассажирская, Бакинская ж/д станция) История вокзала начинается в 1880 году. Ког
Оглавление

Я как-то публиковал ретроспективу развития площади Азнефть, основанную на исторических снимках этого известного всем бакинцам места:

Судя по комментариям, такой формат был воспринят положительно.

И хотя он не очень любим Дзеном, который считает, что в фотоподборки вложено мало авторского труда (пусть сам попробует), я все же рискну.

Как и в предыдущем случае, выбор исследуемого места, в первую очередь, продиктован наличием сравнительно большой архивной базой старых снимков. Потому-что Тифлисский вокзал для бакинцев все-таки объект не топовый. Выпадающий за границы условного Центра (в отличие от Сабунчинского вокзала).

Собственно говоря, вокзалы и были "водоразделом" в этой части города. Условная линия проходила между ними, дальше по зданию железнодорожного управления и к морскому порту на Бульваре.

Это я говорю о 70-80-х, потому-что в 40-50-х восприятие Центра было значительно уже.

Ж/д управление, 1954 год
Ж/д управление, 1954 год

Тифлисский вокзал (Баку-пассажирская, Бакинская ж/д станция)

История вокзала начинается в 1880 году. Когда на пустыре, по тем временам "за городом", по решению Бакинской Городской Думы, началось его строительство.

Бакинская городская дума постановила:
1) указываемое комиссией место для пассажирского здания около западного угла сада Красильникова утвердить;
2) о постройке на означенном месте вокзала сим уполномочить городского голову, непосредственно сейчас же снестись с надлежащими властями и лицами, а в случае надобности войти с ходатайством от имени города к е. и. в. наместнику кавказскому и к министру путей сообщения;
...
5) уполномочить городского голову и комиссию следить за исполнением сего и участвовать в выработке плана пассажирского здания в отношении выбора для него места, изящества архитектуры и соблюдения городских, по отчуждению частных земель, интересов.
14 мая 1880 года

Обратите внимание, Дума прописывает "изящество архитектуры".

Вокзал действительно стал феноменом для своего времени, как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Превзойдя даже предполагаемый проект.

1882

Набросок, сделанный во время строительства как "перспективный вид", включенный вместе с планом в отчет о его ходе. Он несколько отличается от окончательного вида Тифлисского вокзала.

-3

Это связано с тем, что над зданием работала большая группа не только бакинских специалистов во главе с Хрисанфом Константиновичем Васильевым, но и известные архитекторы Москвы и Санкт-Петербурга дополняли проект.

Здание до того понравилось в Москве, что оттуда прибыл знаменитый архитектор Петр Дриттенпрейс, создавший образ столицы рубежа веков. Он несколько дополнил архитектуру, сменил форму крыши и увеличил ее, а также заменил орнамент на более соответствующий единому имперскому стилю. Вместе с ним "поэкспериментировать" над зданием взялся другой легендарный архитектор, на этот раз из Петербурга, Александр Бруни.

Так должен был выглядеть вокзал после их улучшений:

-4

1883

Заключительная стадия строительства вокзала, запечатленная на гравюре художника Терентьева-Уфимского.

-5

1884

Вокзал полностью готов к эксплуатации. Официальная сдача прошла в конце 1883 года. Бакинские власти занялись благоустройством прилегающей территории.

-6

1885

Появилась оградка, подросли деревца.

Народу пока немного. Бакинцы еще привыкают к новому виду транспорта. К тому же, поезда по маршруту Баку—Елизаветполь—Тифлис ходят редко.

-7

1886-1887

Как это часто случалось с зелеными посадками в Баку, деревья могли не прижиться. Или начинали сохнуть из-за снижения уровня грунтовых вод. Поэтому рассматривая снимки бакинских парков и скверов до проведения Шолларского водопровода можно заметить, как растительность периодически катастрофически редеет.

-8
-9

1888

В правом нижнем углу видны зеленые насаждения, это упомянутый в постановлении сад Красильникова — старейший парк за городской чертой, незаслуженно забытый бакинской историографией.

Основан он был известным в Баку торговцем, промышлявшим продажей изделиями из металла, а располагался на месте нынешнего сада Самеда Вургуна и чуть выше.

На фото видна линия соприкосновения новейших посадок сада и территории Тифлисского вокзала.

-10

1889-1890

Вокзал все еще продолжает быть объектом за городской чертой.

-11

Поэтому территория ему не принадлежащая остается неухоженной.

-12

1891

В 1889 году в Баку появилась конка и Вокзал стал центром ее сети.

-13

Из пяти линий, которые были введены до появления трамвая, все пять проходили через вокзал, а для трех он был отправной точкой:

1. Вокзал — Баилов
2. Вокзал — Шемахинка
3. Шемахинка — Баилов
4. Вокзал — Чёрный город
5. Балаханская линия

-14

Стали развиваться и прилегающие территории.

Две чудесные фотографии Поля Нодара побывавшего в это время в Баку, позволяют нам увидеть Тифлисский вокзал в высоком качестве.

-15

1895

Прошло 15 лет с начала строительства Тифлисского вокзала, но он все еще диковина для бакинцев. Находящийся все еще вне города, он привлекает жителей губернской столицы, как загородная достопримечательность

-16

На карте-плане Баку 1894 года, видно, как далеко от Тифлисского вокзала плановая застройка:

-17

1900

Железнодорожный вокзал в Баку был наверное единственным в Российской империи, где пожертвовали размерами привокзальной площади ради зеленых насаждений.

-18

1904

-19

1905

На переднем плане строящаяся часовня Преображенской церкви, видны постройки Завокзальной.

-20

На карте города 1903 года, вокзал уже внутри городской застройки.

-21

К сожалению, от сада Красильникова не осталось следа. Большую его часть заняла Ярмарочная площадь.

1913

Вокзал со стороны перрона.

-22

На карте города того же года:

-23

1930

К 30-м годам стало уже невозможно обходится небольшой привокзальной площадью, поэтому началась ее реконструкция.

Пешеходные дорожки между зелеными насаждениями расширили до проезжей величины, а центральный садик сделали кругом.

-24

1946

-25

1949

Уже приближенный к современному вид.

-26

1955

-27

1960

-28

1962

-29

1963

-30

1969

-31

1970

-32

1971

-33

1972

-34

1976

-35

1977

-36

1982

-37

2008

-38

2017

-39

2020

-40