Я как-то публиковал ретроспективу развития площади Азнефть, основанную на исторических снимках этого известного всем бакинцам места:
Судя по комментариям, такой формат был воспринят положительно.
И хотя он не очень любим Дзеном, который считает, что в фотоподборки вложено мало авторского труда (пусть сам попробует), я все же рискну.
Как и в предыдущем случае, выбор исследуемого места, в первую очередь, продиктован наличием сравнительно большой архивной базой старых снимков. Потому-что Тифлисский вокзал для бакинцев все-таки объект не топовый. Выпадающий за границы условного Центра (в отличие от Сабунчинского вокзала).
Собственно говоря, вокзалы и были "водоразделом" в этой части города. Условная линия проходила между ними, дальше по зданию железнодорожного управления и к морскому порту на Бульваре.
Это я говорю о 70-80-х, потому-что в 40-50-х восприятие Центра было значительно уже.
Тифлисский вокзал (Баку-пассажирская, Бакинская ж/д станция)
История вокзала начинается в 1880 году. Когда на пустыре, по тем временам "за городом", по решению Бакинской Городской Думы, началось его строительство.
Бакинская городская дума постановила:
1) указываемое комиссией место для пассажирского здания около западного угла сада Красильникова утвердить;
2) о постройке на означенном месте вокзала сим уполномочить городского голову, непосредственно сейчас же снестись с надлежащими властями и лицами, а в случае надобности войти с ходатайством от имени города к е. и. в. наместнику кавказскому и к министру путей сообщения;
...
5) уполномочить городского голову и комиссию следить за исполнением сего и участвовать в выработке плана пассажирского здания в отношении выбора для него места, изящества архитектуры и соблюдения городских, по отчуждению частных земель, интересов.
14 мая 1880 года
Обратите внимание, Дума прописывает "изящество архитектуры".
Вокзал действительно стал феноменом для своего времени, как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Превзойдя даже предполагаемый проект.
1882
Набросок, сделанный во время строительства как "перспективный вид", включенный вместе с планом в отчет о его ходе. Он несколько отличается от окончательного вида Тифлисского вокзала.
Это связано с тем, что над зданием работала большая группа не только бакинских специалистов во главе с Хрисанфом Константиновичем Васильевым, но и известные архитекторы Москвы и Санкт-Петербурга дополняли проект.
Здание до того понравилось в Москве, что оттуда прибыл знаменитый архитектор Петр Дриттенпрейс, создавший образ столицы рубежа веков. Он несколько дополнил архитектуру, сменил форму крыши и увеличил ее, а также заменил орнамент на более соответствующий единому имперскому стилю. Вместе с ним "поэкспериментировать" над зданием взялся другой легендарный архитектор, на этот раз из Петербурга, Александр Бруни.
Так должен был выглядеть вокзал после их улучшений:
1883
Заключительная стадия строительства вокзала, запечатленная на гравюре художника Терентьева-Уфимского.
1884
Вокзал полностью готов к эксплуатации. Официальная сдача прошла в конце 1883 года. Бакинские власти занялись благоустройством прилегающей территории.
1885
Появилась оградка, подросли деревца.
Народу пока немного. Бакинцы еще привыкают к новому виду транспорта. К тому же, поезда по маршруту Баку—Елизаветполь—Тифлис ходят редко.
1886-1887
Как это часто случалось с зелеными посадками в Баку, деревья могли не прижиться. Или начинали сохнуть из-за снижения уровня грунтовых вод. Поэтому рассматривая снимки бакинских парков и скверов до проведения Шолларского водопровода можно заметить, как растительность периодически катастрофически редеет.
1888
В правом нижнем углу видны зеленые насаждения, это упомянутый в постановлении сад Красильникова — старейший парк за городской чертой, незаслуженно забытый бакинской историографией.
Основан он был известным в Баку торговцем, промышлявшим продажей изделиями из металла, а располагался на месте нынешнего сада Самеда Вургуна и чуть выше.
На фото видна линия соприкосновения новейших посадок сада и территории Тифлисского вокзала.
1889-1890
Вокзал все еще продолжает быть объектом за городской чертой.
Поэтому территория ему не принадлежащая остается неухоженной.
1891
В 1889 году в Баку появилась конка и Вокзал стал центром ее сети.
Из пяти линий, которые были введены до появления трамвая, все пять проходили через вокзал, а для трех он был отправной точкой:
1. Вокзал — Баилов
2. Вокзал — Шемахинка
3. Шемахинка — Баилов
4. Вокзал — Чёрный город
5. Балаханская линия
Стали развиваться и прилегающие территории.
Две чудесные фотографии Поля Нодара побывавшего в это время в Баку, позволяют нам увидеть Тифлисский вокзал в высоком качестве.
1895
Прошло 15 лет с начала строительства Тифлисского вокзала, но он все еще диковина для бакинцев. Находящийся все еще вне города, он привлекает жителей губернской столицы, как загородная достопримечательность
На карте-плане Баку 1894 года, видно, как далеко от Тифлисского вокзала плановая застройка:
1900
Железнодорожный вокзал в Баку был наверное единственным в Российской империи, где пожертвовали размерами привокзальной площади ради зеленых насаждений.
1904
1905
На переднем плане строящаяся часовня Преображенской церкви, видны постройки Завокзальной.
На карте города 1903 года, вокзал уже внутри городской застройки.
К сожалению, от сада Красильникова не осталось следа. Большую его часть заняла Ярмарочная площадь.
1913
Вокзал со стороны перрона.
На карте города того же года:
1930
К 30-м годам стало уже невозможно обходится небольшой привокзальной площадью, поэтому началась ее реконструкция.
Пешеходные дорожки между зелеными насаждениями расширили до проезжей величины, а центральный садик сделали кругом.
1946
1949
Уже приближенный к современному вид.