Найти в Дзене

Страж северных границ. Как в СССР превратили дальний бомбардировшик в уникальный барражирующий перехватчик

Оглавление

В Центральном музее ВВС в Монино есть один необычный экспонат. Судя по внушительным размерам, это какой-то дальний бомбардировщик вроде Ту-22. Но четыре ракеты воздух-воздух свидетельствуют о другом – машина явно заточена под воздушные цели. Так что же это за странный самолет?

Перед нами уникальный образец советской инженерной мысли – барражирующий перехватчик Ту-128. И в этом материале я о нем немного расскажу.

Прототип Ту-128 в Монино
Прототип Ту-128 в Монино

История появления

Самолет начали создавать в конце 1950-х. На тот момент межконтинентальные баллистические ракеты еще не достигли совершенства и главным носителем ядерного оружия оставались стратегические бомбардировщики. В то время уже начинали поступать на дежурство первые зенитные ракетные комплексы С-75. Они были способны без особых проблем сбивать не самые быстрые и совсем не маневренные бомбовозы, но прикрыть с помощью ЗРК огромную границу СССР все равно не получилось бы. Особенно это касается северных труднодоступных районов, через которые как раз могли попытаться прорваться стратегические бомбардировщики или разведчики противника.

Ракета ЗРК С-75 устанавливается на пусковую установку
Ракета ЗРК С-75 устанавливается на пусковую установку

Чтобы исключить такой сценарий, нужны были самолеты-перехватчики, которые могли бы долгое время патрулировать границу, действуя как при помощи наведения с наземных РЛС или самолетов ДРЛО, так и ведя поиск целей самостоятельно.

Для таких задач требовался особый самолет, способный нести большой запас топлива, мощную РЛС и вооружение. При этом высокая маневренность не требовалась, поскольку летящие через Северный полюс вражеские бомбардировщики все равно будут без истребителей – им просто не хватит дальности.

«Самолет 98»
«Самолет 98»

Создать такой «тяжелый» перехватчик предложили Туполеву, чье КБ в то время разрабатывало сверхзуковой дальний бомбардировщик под индексом «Самолет 98». Из-за ряда проблем на вооружение он так и не поступит, зато станет базой для создания Ту-128, а опытный экземпляр 98-го еще и задействуют в качестве летающей лаборатории.

Широкой публике новый перехватчик показали во время воздушного парада в Тушино 9 июля 1961 года. На тот момент было построено два самолета: опытный и первый серийный.

Ту-128 с четырьмя ракетами
Ту-128 с четырьмя ракетами

Да, чтобы не терять время, первые четыре серийных самолета начали строить еще до окончания испытаний.

Официально комплекс перехвата Ту-128С-4 в составе самолета Ту-128 и ракет Р-4Р и Р-4Т приняли на вооружение 30 апреля 1965 года.

Возможности

Самолет получился интересным – он был единственным в своем роде тяжёлым барражирующим перехватчиком. Вести маневренный воздушный бой Ту-128 был не в состоянии, зато мог долгое время находиться в воздухе, ведя патрулирование бескрайних воздушных границ. При этом назвать тихоходным его нельзя: максимальная скорость без ракет составляла 1910 км/ч, а с полным вооружением перехватчик мог разогнаться до 1655 км/ч. Практическая дальность полета составляла порядка 2500 км, практический потолок – 15 600 метров.

Три Ту-128 в полете с полным комплектом ракет
Три Ту-128 в полете с полным комплектом ракет

Бортовая РЛС «Смерч» могла обнаруживать цели на дистанции до 50 км, для их поражения под крыльями имелись четыре ракеты:

  • две Р-4Р с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (предельная дальность поражения – 40 км, у модернизированной Р-4РМ – до 60 км)
  • две Р-4Т с инфракрасной (тепловой) ГСН (предельная дальность поражения до 20 км, но только в заднюю полусферу).

Ракеты позволяли атаковать цели, находящиеся выше носителя на 5-6 км, то есть на высоте до 21 км.

Пушечное вооружение состояло из... Да не было никаких пушек, поскольку ближний маневренный воздушный бой не предполагался – с предельной перегрузкой в 2,5G особо не покрутишься. Так что вопрос поражения целей решался исключительно ракетами.

Транспортировка ракеты для Ту-128
Транспортировка ракеты для Ту-128

Ту-128 мог работать как самостоятельно, полагаясь на бортовую РЛС, так и в связке с наземными станциями и самолетами ДРЛО Ту-126, которые передавали команды наведения, либо помогали определить район поиска.

Ту-126 – первый советский самолет ДРЛО, созданный на базе пассажирского лайнера Ту-114
Ту-126 – первый советский самолет ДРЛО, созданный на базе пассажирского лайнера Ту-114

Изначально Ту-128 затачивался под высотный перехват и поэтому мог работать только по целям, действующим на высотах от 8 до 21 км, позднее после модернизации (Ту-128М) появилась возможность атаковать и маловысотные цели.

В основном, барражирующие перехватчики работали на высотах от 11 км и выше – летчики отмечали, что на этих эшелонах самолет держался отлично, даже не требовалось использовать форсаж. Более того, есть свидетельства, что форсаж не нужен был и для выхода на сверхзвук.

Экипаж состоял из двух человек: командира корабля и штурмана. Первый отвечал за управление самолетом, выход на цель и пуск ракет. Второй – за навигацию, радиообмен и работу с бортовой РЛС: обнаружение, сопровождение и захват целей. Ту-128 был оборудован катапультными креслами КТ-1. При необходимости покинуть самолет первым катапультировался штурман, следом – командир. При этом командир имел возможность отдельно принудительно катапультировать штурмана.

Командир корабля и штурман на своих местах
Командир корабля и штурман на своих местах

Командир управлял самолетом не ручкой, как в истребителях, а штурвалом. Да и тормоза были на педалях. Объясняется это просто: оборудование во многом было унаследовано от бомбардировщика Ту-22.

Командир корабля на своем месте. Обратите внимание на штурвал
Командир корабля на своем месте. Обратите внимание на штурвал

Служба

Изначально планировалось перевооружить на Ту-128 или создать с нуля 25 полков. Но этим планам не суждено было сбыться: туполевский барражирующий перехватчик был дорогой и сложной в пилотировании машиной. Лётчикам, которые пересаживались на такую махину с МиГ-19 и других истребителей-перехватчиков, было непросто освоить новую технику, поскольку фактически вместо лёгкого маневренного самолёта они получали бомбардировщик с ракетами воздух-воздух.

Летчики и пара Ту-128 на аэродроме Омск-Северный, 1980-е
Летчики и пара Ту-128 на аэродроме Омск-Северный, 1980-е

Чтобы процесс освоения шел легче, небольшой серией выпустили учебно-тренировочную модификацию Ту-128УТ с дополнительной кабиной вместо РЛС. За характерный внешний вид самолёт прозвали «Пеликаном».

Ту-128УТ
Ту-128УТ

Всего Ту-128 поступили в шесть полков, преимущественно прикрывавших северные рубежи:

  1. 350-й авиационный полк ПВО в/ч 65319, аэродром Белая, аэродром Братск (Иркутская область).
  2. 64-й авиационный полк ПВО в/ч 01297, аэродром Омск-Северный (Омск).
  3. 72-й гвардейский авиационный полк ПВО в/ч 42135, Амдерма (Ненецкий автономный округ).
  4. 518-й Берлинский авиационный полк ПВО в/ч 42192, Архангельск, аэродром Талаги.
  5. 445-й истребительный авиационный полк «имени Ленинского Комсомола» в/ч 06984, Котлас, аэродром Савватия (Архангельская область).
  6. 356-й авиационный полк ПВО в/ч 54835, Семипалатинск, аэродром Жана-Семей (Казахская ССР).
Расположение полков, имевших на вооружении Ту-128
Расположение полков, имевших на вооружении Ту-128

До 1970 года включительно было построено 198 машин, которые верой и правдой служили ПВО до начала 1990-х. Экипажи барражирующих перехватчиков регулярно вылетали на перехват иностранных разведчиков, подлетавших к границам СССР. Например, нередкими гостями были американские разведчики SR-71, которые на большой скорости летали вдоль границы, но не вторгались. Благодаря высоким характеристикам Ту-128 удалось вынести рубеж перехвата за 1000 км до границы, что было безусловным достижением.

Ту-128 и его четыре «аргумента». Фото сделано с борта американского разведчика RC-135U над Карским морем в 1972 году.
Ту-128 и его четыре «аргумента». Фото сделано с борта американского разведчика RC-135U над Карским морем в 1972 году.

Ни одного инцидента, связанного с применением оружия по самолетам-нарушителям в истории Ту-128 не было. Зато экипажам барражирующих перехватчиков приходилось охотиться за американскими автоматическими дрейфующими аэростатами.

Ту-128 на аэродроме «Омск-Северный», 1980-е
Ту-128 на аэродроме «Омск-Северный», 1980-е

Как уже говорилось выше, Ту-128 был сложной в пилотировании машиной, особенно это касалось взлета и посадки. Малейшая ошибка могла привести к трагедии, поэтому требования к квалификации летчиков были высокие. Также немало трудностей доставляла топливная система, в которой у каждого двигателя была своя группа баков. В результате при неравномерном расходовании топлива самолет начинал крениться – у экипажа имелись органы управления топливной системой, но и с помощью них отцентровать перехватчик в полете было непросто. Несмотря на все это, летчики машину любили и ценили.

Ту-128 в Амдерме
Ту-128 в Амдерме

Ту-128 полностью сняли с эксплуатации в 1990 году. К этому времени самолет, конечно, устарел. Летавшие на них полки получили новые МиГ-31, практически по всем параметрам превосходившие предшественника.

К настоящему времени все полки, когда-то летавшие на Ту-128, расформированы. Сами самолеты, в основном, были утилизированы в 1990-е, несколько экземпляров можно увидеть в музеях.

Ту-128 на полосе в Амдерме
Ту-128 на полосе в Амдерме

При этом память о машине живет. В процессе написания материала я не раз читал воспоминания тех, кто на ней летал. Это действительно теплые воспоминания о давно минувших днях, в которых Ту-128 вспоминают только добрым словом. Если интересно, можете найти в сети мемуары летчика ПВО Олега Выдренка, служившего в Амдерме. Не пожалеете.

Летчики на фоне Ту-128
Летчики на фоне Ту-128

Ну а у меня на сегодня все. В этот раз я постарался ограничиться коротким рассказом об интересном самолете, а не засыпать читателей тонной информации. Надеюсь, что такой формат вам по душе.

Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые материалы. Другие мои статьи можете легко найти в подборках, ссылки на них ниже. До новых встреч!

О военной технике простыми словами | Ivanartu | Интересно о военной технике | Дзен
Кино и сериалы | Ivanartu | Интересно о военной технике | Дзен