Найти в Дзене

Летающий мясник FW-190.

Оглавление

Кто готов был готов скинуть Bf-109 c пьедестала?

Так окрестили на Западном фронте один из истребителей Люфтваффе - Focke-Wulf 190. Однако на Восточном, в небе над Советским Союзом, такой славы добиться не вышло. А сами инженеры компании Focke-Wulf давали своим самолетам дополнительные имена птиц, так, Fw-190 стали называть «Würger» («Сорокопут»), в честь небольшой хищной птички. Многие считают его лучшим самолетом Люфтваффе, давайте разбираться почему?

один из FW 190 на авиашоу в Китае, 2014 год
один из FW 190 на авиашоу в Китае, 2014 год

Каким же был"Мясник" технически?

Наверное все слышали, как FW-190 называют "Фокер". Это не совсем правильно и может даже кого-то запутать. Дело в том, что на вооружении РККА стояли и даже выпускали по лицензии самолеты Fokker, речь сейчас о Fokker D VII, его закупали, и Fokker D IX, этот производили.

Fokker D IX, очень симпатичный биплан стоял на вооружении и в США, кстати.
Fokker D IX, очень симпатичный биплан стоял на вооружении и в США, кстати.

А герой нашего рассказа был назван вообще по именам, при чем даже не главных конструкторов, а основателей фирмы разработчика.

Генрих Фокке и Георг Вульф никакого отношения к разработке не имели, гер Фокке занимался прообразами вертолетов, а герр Вульф погиб в 1927 году при испытании самолета.

Настоящим отцом FW 190 был другой талантливый авиаконструктора - Курт Танк.

Курт Танк ( 24 февраля 1897 - 5 июня 1983 года).
Курт Танк ( 24 февраля 1897 - 5 июня 1983 года).

У него уже был за плечами опыт постройки отличного многоцелевого самолёта FW 200, который изрядно попортил крови британским и американским подводникам, и FW 189, та самая злосчастная "Рама", которую поминали тихим "не злым словом" на Восточном фронте.

Про Танка с уверенностью можно сказать 3 вещи:

  • Он умел строить самолеты
  • Он умел на них летать,
  • Он умел в подковерные игры лучше многих.

И все эти качества пригодились при работе над Fw-190. В 1937 после войны в Испании, когда Bf-109 поближе познакомились с советскими И-16, немецкое командование осталось не довольно результатами и решило объявить конкурс на новый истребитель.

Самыми главными требованиями стали:

  • Живучесть, но без ущерба летным качествам
  • Надёжность в бою и простота в обслуживании
  • Способность работать с очень плохих аэродромов. Мессершмитт, привет!

Нужно отметить, что по немецким стандартам 30х годов срок службы истребителя был 5-7 лет, получается что к 1942 году Bf-109 нужно было менять.

Фирма «Фокке-Вульф» приняла участие в этом конкурсе, представив проект истребителя со звездообразным двигателем воздушного охлаждения BMW 139.

18-цилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения BMW 139, заявленная мощность 1550 л.с
18-цилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения BMW 139, заявленная мощность 1550 л.с

Курт Танк применил «немодный» в то время двигатель воздушного охлаждения в расчете на то, что несмотря на большую площадь поперечного сечения и соответственно большее аэродинамическое сопротивление, исключительно высокая мощность двигателя (1550 л. с. по сравнению с 635 л. с. двигателя водяного охлаждения Jumo 210D, стоявшего на первых модификациях Bf 109) обеспечит самолету отличные характеристики.

Конструктор сделал ставку на живучесть и надежность машины. Ведь моторы с воздушным охлаждением могли работать и без 2-3 цилиндров, а жидкостной клинил, если система теряла герметичность.

Воспоминаний о том, как ходили в атаки, прикрываясь двигателем, предостаточно у всех, кто имел самолеты с таким двигателем. И у нас, и у немцев.

Вот так выглядит самолет при атаке лоб в лоб, уязвим становится только пилот, спрятанный за двигателем как за щитом. Попробуй попади на  скорости.
Вот так выглядит самолет при атаке лоб в лоб, уязвим становится только пилот, спрятанный за двигателем как за щитом. Попробуй попади на скорости.

Есть еще одна тонкостью, которую предусмотрели немецкие инженеры: на взлете - посадке моторы с воздушным охлаждением часто перегревались, а на высоте и скорости переохлаждались, чтобы избежать этого поставили дополнительный вентилятор, который в начале полета улучшал обдув передней звезды, а после набора высоты уже вращался в сторону противоположную несущему винту самолета для защиты от переохлаждения. Правда до конца это решили не сразу, есть данные что иногда температура в кабине пилота достигала 50 градусов.

схема движения воздуха в моторе  FW 190
схема движения воздуха в моторе FW 190

Склонить военных на свою сторону Танку помогла еще и нехватка двигателей жидкостного охлаждения для самолетов в Германии. Два основных изготовителя таких моторов — фирмы "Юнкерс" и "Даймлер-Бенц" — оказались неспособны удовлетворить спрос. Уже к 1939 году стало ясно, что даже после увеличения производственные мощности "Даймлер-Бенц" едва справляется с поставками для Вf-109 и Bf-110. Другие заказы самолетостроителей на моторы "DB" пришлось сокращать или вовсе отменять. Что касается двигателей "Jumо" 211, то они в большом количестве поглощались бомбардировщиками Не-111, Ju-87 и Ju-88.

Но двигатель был не единственной "фишкой" самолета. "Фокке-Вульф" был гораздо менее чувствителен к качеству аэродромов благодаря широкой колее шасси, убирающегося в сторону фюзеляжа, а не в сторону законцовок крыла, как у Bf.109.

вот на этом фото видно где сделаны ниши под шасси и колеса внушительного диаметра. И  особенности остекления кабины пилота тоже заметны
вот на этом фото видно где сделаны ниши под шасси и колеса внушительного диаметра. И особенности остекления кабины пилота тоже заметны

Что еще важно для истребителя? Правильно, жизненно важно иметь хороший обзор. Focke-Wulf Flugzeugbau позаботились и об этом. Установили большой фонарь кабины с минимум металлических элементов каркаса. Каплевидный фонарь стал обычным для истребителей нового поколения, но родоначальником был FW-190.

Истребитель не будет истребителем, если у него не будет вооружения. Тут немцы постарались на славу: два синхронных «пристрелочных» пулемета в капоте двигателя (на первых машинах стояли MG-17 7,92 мм со временем калибр стал внушительнее - MG 131 13мм), четыре пушки 20 мм. Да, не шедевры, в корне крыла MG-151, дальше в крыле MG-FF.

FW-190 стал своеобразным рекордсменом по доставке металла в противника. Общая масса секундного залпа Fw-190D11 или 12 была 350 кг/мин. Для сравнения, у Ил-2, очень серьезного в этом плане самолета, с двумя ВЯ-23 и двумя ШКАСами было каких-то 265 кг/мин. У истребителей-противников Ла-5 -150 кг/мин, "Спитфайр" IX — 202 кг/мин и у «Аэрокобры» (вариант с 37-мм пушкой и двумя пулеметами) — 160 кг/мин.

Интересная была и система управления огнем. Она позволяла пилоту стрелять из чего угодно в любом сочетании: только из пулеметов, из любой пары пушек, пулеметы и две пушки на выбор, только 2 или 4 пушки, или вообще из всего сразу. Нужно было только включить нужные тумблеры. Очень удобно, только тому кто оказался в прицеле не позавидуешь.

Не забыл герр Танк про защиту самолета и пилота. 110 кг брони: 14-мм бронезаголовника, 8-мм бронесидения, бронеспинка такой же толщины, и 8-мм плитки брони, прикрывали летчика в боковой проекции. Не бог весть что, но 7,62-мм пулю или осколок зенитного снаряда могло задержать. Кольцевой маслорадиатор в носовой части двигателя прикрыли 5-мм передним кольцом капота и броневым колпаком. Кроме того, бронировали нижние стенки капота двигателя, нижние поверхности центроплана, нижняя часть фюзеляжа под бензобаками.

схема бронирования носовой части FW190
схема бронирования носовой части FW190

ВСЕ управление винтомоторной группой - одним рычагом. Автоматика (это в те годы!) была на высшем уровне и в зависимости от положения этого рычага устанавливала режим работы нагнетателя, подачу топлива («газ»), угол опережения зажигания, шаг винта.

Немецкий летчик управлял всем этим с помощью одного рычага. Его коллеги изображали из себя осьминогов, дергая, двигая и нажимая. За немца работала автоматика, и свободный от кучи дополнительных действий, он был озадачен только тем, как бы поймать в прицел противника и бахнуть по нему из всех стволов…

Но это все про плюсы машины. Недостатки конечно же были. FW 190 если у него все таки отказал мотор планировал как кирпич. Поэтому почти и нет у них вынужденных посадок. Виной тому были тяжелый баварский мотор и малая площадь крыла. Ей пришлось пожертвовать, чтобы обеспечить достойную маневренность.

Сроки разработки проекта чуть затянулись из-за BMW, они предложили вместо двигателя BMW-139 использовать более мощный и перспективный двигатель BMW-801. Этот двигатель имел большую длину и гораздо больший вес, что потребовало перепроектировать подмоторную раму, сдвинуть кабину на 300 мм.

BMW 801 с радиальным расположением цилиндров был сконструирован в октябре 1938 г. специально для Focke-Wulf 190, имел номинальную мощность 1460 л.с. и взлетную 1 700 л.с
BMW 801 с радиальным расположением цилиндров был сконструирован в октябре 1938 г. специально для Focke-Wulf 190, имел номинальную мощность 1460 л.с. и взлетную 1 700 л.с

Летом 1938 года эскизный проект был одобрен, и фирма получила заказ на постройку четырех прототипов и подготовку выпуска предсерийной партии самолета, получившего обозначение FW 190. Испытания FW 190V1 начались 1 июня 1939 года. Самолет показал великолепную управляемость, а мелкие недостатки были быстро устранили. Серийное производство FW 190А началось в 1941 году.

FW 190 A-1 - первая серийная модификация, выпускалась с июня по декабрь 1941 года, 102 машины в серии
FW 190 A-1 - первая серийная модификация, выпускалась с июня по декабрь 1941 года, 102 машины в серии

"Мясник" в бою.

Первой среди боевых частей самолеты FW 190А получила летом 1941 года группа II/JG 26. С сентября она участвовала в боях над Ла-Маншем. Вскоре к ней присоединилась III/JG 26, а затем началось перевооружение групп эскадры JG 2.

Fw-190-A-III-JG2 отличительная черта самолетов этого подразделения петушиная голова на капоте
Fw-190-A-III-JG2 отличительная черта самолетов этого подразделения петушиная голова на капоте

Боевое крещение FW-190A-1 прошло 27 сентября 1941 г., когда пара немецких машин, летевших на разведку, была встречена "Спитфайрами V". Англичане приняли новый немецкий самолет за… трофейный Кертисс "Хок-75". Первый бой прошел без потерь с обеих сторон. Но только первый...

Имея преимущество в скорости над "Спитфайром V" на целых 30 км/ ч, а также более высокую скороподъемность, скорость входа в вираж, мощь залпа и разгонную динамику, Фокке-Вульф мог навязать "Спитфайру" бой, в самых невыгодных условиях – уклониться от столкновения. Меньшую площадь крыла FW190 отчасти компенсировали более высокие несущие свойства толстого профиля. Новый истребитель тут же получил у летчиков RAF вполне заслуженную кличку "Летающий мясник". Королевские ВВС лишились заработанного большой кровью преимущества над Люфтваффе, полученного в ходе "Битвы за Британию" в боях с Мессершмиттами-109 модификаций Е и F. Статус-кво был восстановлен лишь в июле 1942 г., когда на вооружение RAF стал поступать "Спитфайр" девятой модели.

Из истории воздушных боев известно: летчики для увеличения скорости полёта предпочитали нападать на противника имея преимущество в высоте, чтобы увеличить её за счет пикирования. В этом у «фoкке-вульфам» не было равных (пo крайней мере на советско-германским фронте). Наши летчики отмечали, что немцы часто уходили oт преследования, пикируя к самой земле (если позволяла высота). Даже в довольно пологом пикировании с углом в тридцать градусов FW 190 разгонялся дo скорости 1045 км/ч.

Не в пользу Фокке-Вульфа в России было то, что большинство летчиков, подготовленных для FW 190, остались на Западе. Молодое пополнение, даже под руководством опытных инструкторов, не могло использовать огромный боевой потенциал истребителя в полной мере. В результате, самым грозным противником у наших летчиков считался все же "Мессер", а не "Фокер". Это лишний раз доказывает простую истину – даже посредственный самолет с хорошим летчиком в кабине одержит победу над прекрасным истребителем с новичком за штурвалом. А к моменту массового появления FW190 на Востоке на вооружение ВВС РККА начали поступать истребители нового поколения, ничуть не уступавшие детищу Танка по своим летно-техническим характеристикам.

На правах заключения.

Если смотреть в перспективу, FW.190 был машиной с весьма большим потенциалом. Намного большим, чем у «Мессершмитта-109». Более надежная, более универсальная в плане применения машина (не малую часть FW190 выпустили в варианте истребителя-бомбардировщика). Но все сводится к одному: если бы инженерам BMW или Junkers удалось создать работоспособный двигатель мощностью 2500+ л.с., то судьба «Фокке-Вульфа» могла бы сложиться несколько иначе. А так конец его был предрешен. Развитие уперлось в отсутствие подходящего мотора для стремительно набиравшего вес самолета. Если все таки задать вопрос: Удалось ли Танку сделать рабочую лошадку, на которой средние пилоты могу показывать выдающие результаты? Я бы ответил:"да" не задумываясь ни секунды.

сбитый в окрестностях Сталинграда  FW 190
сбитый в окрестностях Сталинграда FW 190

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!