Найти тему

"Худой" в небе!

Знакомство с Bf. 109, самым известным самолетом Третьего рейха.

После того, как немного познакомились с авиацией Советского Союза (Ил-2, И-16) и союзников Supermarine Spitfire, Р-39) пришла пора уделить внимание их антагонистам. И первым станет один из самых известных истребителей нацистской Германии - Мессершмитт - 109.

Началось все с осознания, что бипланы Хейнкель He 51 и Арадо Ar 68 устарели и нуждаются в замене.

He 51
He 51

Arado At 68
Arado At 68

Поэтому зимой 1934 года Техническое управление Рейхсминистерства авиации разработало техническое задание на создание современного самолета истребителя. Поучаствовать в конкурсе предложили Хейнкель, Фоке-Вульф и Арадо.

Я тоже не увидел в этом списке фамилии Мессершмитт или название его фирмы "Bayerische Flugzeugwerke, (Bf)". Давайте разбираться, как так вышло и что было дальше?

Причиной, по которой Bf не допустили до конкурса, оказалась банальная личная вражда Вильгельма Мессершмитта с главой секретариата по делам авиации Эрхардом Мильхом. Своего пика неприязнь достигла, когда Мессершмитт по инициативе Мильха лишился контракта с Люфтганзой (до прихода нацистов к власти Эрхард Мильх был управляющим директором этого авиаперевозчика), и стал банкротом.

Не имея доступа к госзаказу на родине Мессершмитт начал искать варианты выправить своё положение. И нашел.

Он обратился за разрешением на разработку самолета в интересах иностранных государств. После этого грянул огромный скандал и только после разборок с гестапо и вмешательства рейхсминистра Рудольфа Гесса, Bf была допущена к конкурсу на разработку нового самолета.

При создании своего первого истребителя Мессершмитт активно пользовался опытом и наработками по спортивным самолётам, поэтому Bf 109 получился довольно необычным по конструкции. Другим авиаинженерам и в голову бы не пришло закладывать в истребитель такие идеи!

Всё в нём подчинялось главным принципам Мессершмитта: минимальный вес и габариты, технологичность и простота обслуживания и ремонта не в ущерб лётным качествам.

очень схематичное изображение сборки  Bf.109
очень схематичное изображение сборки Bf.109

Если разобрать процесс сборки самолета, то он будет значительно проще чем у остальных. По сути, основу Bf.109 составляла коробка с сидением пилота, бензобаком и стойками шасси, а уже к ней пристыковывался спереди двигатель, сзади хвост, по бокам крылья. Это обеспечивало максимальную технологичность производства и ремонта.

Прототип Bf.109 с британским мотором
Прототип Bf.109 с британским мотором

28 мая 1935 года Bf.109 совершил свой первый полет. Любопытный факт: этот прототип имел английский мотор Роллс - Ройс "Кестрел", потому что немецкие авиационные двигатели еще сильно уступали иностранным аналогам.

На итоговых лётных испытаниях государственная комиссия не смогла выявить однозначного победителя между творениями Хейнкеля и Мессершмитта, поэтому было принято решение заказать пробную партию из 10 самолетов каждой фирме.

В 1936 году очень удачно началась гражданская война в Испании. Германия отправила свою эскадрилью "Кондор" в поддержку генерала Франко. И уже боевое применение выявило победителя. Им оказался Bf.109.

Bf.109B отряда "Кондор"
Bf.109B отряда "Кондор"

В 1937 Bf.109 -B (Bruno в других источниках Bertha) был принят на вооружение Люфтваффе. В качестве силовой установки использовали мотор Jump 210 с мощностью 680 л. с. За поражение противника отвечали три пулемета Mg 17 калибра 7.92, чуть подумав и попробовав, было решено добавить еще один такой пулемет.

До начала большой войны у Вильгельма Мессершмитта было время доработать конструкцию с учетом пожеланий пользователей и их обратной связи. Вторую Мировую войну Люфтваффе встречали, вооруженные Bf.109- E (Emile). Он имел ряд преимуществ перед более ранними версиями:

  • трехлопастной винт с изменяемым шагом;
  • приемо-передающую радиостанцию;
  • более мощный мотор на 1075 л. с., уже немецкий.

Но прогресс не стоит на месте. Новые противники - новые вызовы для конструкторов и производства, и Мессершмитт их принял. До самого конца нацистского режима он работал над совершенствованием своего самолета.

Настоящую славу Вильгельму Мессершмитту принес Bf.109-F. Именно он был основным истребителем, который должен был захватить господство в небе Советского Союза в 1941 году.

Bf.109 F
Bf.109 F

Bf 109-F был отличной машиной значительно превосходившей своего основного противника И-16 по летным характеристикам и вооружению.

Вот так вспоминал это противостояние Дудник Николай Денисович в книге "Я дрался на истребителе":

"Вот ты спрашиваешь, как я отношусь к И-16? Для меня это был тот истребитель, на котором я учился летать и потому владел им неплохо. Конечно, воевал я на истребителе более поздней серии с мощным вооружением и мотором, но по пилотажным характеристикам он не отличался. То, что я умел на нем пилотировать, меня и спасло. Прикрывали мы парой наземные войска. Ведомым у меня был лейтенант Иващенко. Мы прибыли на «точку», заняли 3500 — 4000 метров, и вдруг я заметил группу, не менее десяти, немецких истребителей. Они, зная, что мы прикрываем войска, в то время пользовались тактикой «прочесывания» районов. Твою мать! Что делать?! Уйти нельзя — скорость у И-16 меньше, чем у «мессершмитта», на вертикаль нельзя — собьют. Выхода нет. Начал я с ними крутиться. Я как? Он в хвост зайдет, я вижу, что сейчас огонь откроет, я газ убираю, он проскакивает, я стреляю. Не попадал, конечно, тут, пока будешь прицеливаться, тебя следующий срубит. Иващенко в воздухе нет, думаю, наверное, сбили. Но я решил с ними ковыряться, пока силы есть. Слава богу, физическая подготовка у меня была хорошая. В итоге они развернулись и ушли в сторону Можайска. Горючее на исходе. Я спикировал, прижался к реке Нара и на бреющем домой. Через железнодорожный мост перевалил, а там уже наш аэродром. С ходу сажусь — аэродром был укатан целиком. Сел и рулю к стоянке. Вылез и иду в землянку КП. Смотрю, стоит командир полка и Иващенко, мой ведомый, ругается: «Дудник полез в драку и сам погиб». Он, конечно, не думал, что я в этой каше жив останусь. Я подошел: «Товарищ командир, прошу больше ведомым лейтенанта Иващенко ко мне не назначать, а дать мне сержанта Василия Соколова». Так вот благодаря тому, что я был на И-16, который на горизонтальном маневре превосходил «мессершмитт», они не могли меня сбить. Если был бы я на «миге» или «лавочкине», меня бы сбили — «лагг» так крутить не мог. На нем, конечно, можно на вертикаль идти, но против немецких летчиков 41-го года это вряд ли бы помогло."

Многие считают Bf.109G (Gustav одной из самых удачных модификаций. У этого истребителя на вооружении была и 20мм пушка, пулеметы Mg 131 калибра 13мм (стали ставить на более поздние самолеты этой модели), герметичная кабина (от которой на Восточном фронте отказались). Также из-за дефицита металла пришлось отрабатывать изготовление некоторых элементов из дерева. По сути, G-серия стала платформой для создания многоцелевого самолета, были варианты с подвесными баками, и с направляющими для реактивных снарядов, с подвесами для бомб, и всем, чем сумрачный тевтонский гений решит вооружить самолет.

Работы по совершенствованию истребителя не прекращались до 1944 года, последней серийной модель стал Bf 109K, обладавший самым мощным вооружением из своих братьев. Но его появление уже не могло переменить хода войны.

Bf 109K
Bf 109K

Ценой больших усилий и потерь наши истребители сбивали опытных пилотов противника, на замену которым приходили уже значительно менее подготовленные летчики. Кроме того изменились самолеты, которые противостояли Люфтваффе. Возросло количество самолетов, которые больше отвечали современным требованиям (Ла-5, Ла - 7, Як -3, Як -9, Spitfire, Р-39 и другие), изменилась тактика воздушного боя. Да и в самой Германии начинался промышленный кризис.

Завершить свой ознакомительный рассказ, в котором Вы не найдете тонн выкладок, перечисления всех изменений и отличий одной модификации от другой, хочу мыслью - оружие пусть и самое совершенное не может самостоятельно побеждать. Победу куют люди!

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!