Самый массовый самолет в истории Второй Мировой войны.
Об этом самолете слышали все кто не прогуливал историю в школе. Он стал тем, что называют визитной карточкой и оружием победы. Так давайте познакомимся с ним поближе.
Начать нужно с начала. А это - с идеи самолета, который будет нести хаос, разрушения и вот это все на головы врага. Мысль зародилась в головах военных всего мира почти сразу после появления первых самолетов над полем боя.К Первой Мировой войне начались попытки вооружить самолет чем-то серьезнее, чем ручные гранаты или револьвер пилота). Так на свет и появились самолеты, задачей которых стало уничтожение всего вражеского, что оказалось рядом и поддержка своих с воздуха.
Самыми известными штурмовиками стали советский Ил-2 и немецкий Ju-87. Поговорим о детище конструктора Ильюшина.
Идея такого самолета появилась после войны в Испании, когда был проведён анализ и выработана концепция поддержки пехоты с воздуха. А движения начались с инициативы товарища Илюшина, который предложил в 30х годах создание "летающего танка". Путь от идеи до физической реализации был тернист и долог, были и проблемы с двигателем, и с нарушением сроков, и много-много всего другого.
2 октября 1939 года прототип под управлением летчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки на самолете с заводским наименованием ЦКБ -55 поднялся в воздух. С этого момента и будем отсчитывать жизненный путь этого самолета.
По факту, первые уже серийные самолеты поступили на испытательную станцию только в марте 1941 года. К июню 1941 года в войсках были уже 249 самолетов. А 27 июня 1941 года штурмовики Ил-2 в своей одноместной вариации приняли боевое крещение, так и началась славная история этого необычного самолета. Всего же было выпущено более ТРИДЦАТИ ШЕСТИ ТЫСЯЧ штук. Это один из самых массовых боевых самолетов на сегодняшний день.
Если спросить: "А где же применялся этот самолет!", то ответ будет неожиданным - "ВЕЗДЕ! От Северного полюса до Черноморского побережья, от Японского моря до самого Берлина".
Какие же задачи Ил-2 решал?
Самые разные: уничтожение противника на марше, атаки поездов, налеты на транспортные узлы, переправы, мосты, укрепрайоны противника, подавление артиллерии, разведка и еще много всего, что приходило в головы командования.
Конечно, первые самолеты были не похожи на тех монстров, что громили Вермахт и Ко в конце войны, но с самого начала они стали грозным оружием в руках советских летчиков.
Прогресс не стоит на месте, со временем в самолет вернули борт-стрелока, улучшили двигатель, довели до ума схему бронирования, увеличили мощность вооружения и внесли еще кучу всяких улучшений для повышения эффективности.
Сейчас можно найти много информации о том, что и самолет-то был не очень, и использовали его не правильно, и вообще это чуть ли не случайность, что с ним мы войну выиграли. Не совсем согласен с такой точкой зрения по нескольким причинам:
1. В Советском Союзе того времени у власти были люди не просто умные, а прагматичные и способные к волевым решениям, пусть и не самым простым. К примеру, это отказ от СВТ в пользу трехлинейки (мы про это уже рассказывали, правда давно, но вот ссылочка).
2. Цифры вещь, конечно, упрямая, но в оружии большую роль играют не только цифры на бумаге, но и люди, которые его применяют. А об Ил-2 летчики отзывались - хорошо.
3. Если предыдущий пункт можно отнести к работе пропаганды, то противника повлиять не получится. Хотя на них тоже обращать внимание не стоит, им же надо себя как-то оправдать.
4. Результат войны, который уж точно не получится оспорить, вот как бы кому-то не хотелось: капитуляцию подписывали в Берлине, а не в Москве.
Что же такого замечательного было в Ил-2, за что его называли "Черная смерть", "Бетонный самолет" и еще много лестных, хоть и внушающих страх, прозвищ?
Ильюшину удалось реализовать разумное бронирование самолёта, чем обеспечить ему внушительную живучесть, надежность.
Огневая мощь самолета была моё почтение, тут и пулемёты, и пушки, и реактивные снаряды, и бомбы разных типов и размеров, в общем, целый арсенал того, что может нести хаос и разрушение на любой вкус и цвет.
Кто главные враги самолета - штурмовика? Думаете другие самолеты? На первый взгляд - да, логично. Ведь штурмовик медленее, чем истребитель, не такой маневренный, в целом меньше предназначен для воздушного боя.
Да, но нет. Для воздушного боя у штурмовиков есть друзья - истребители, которые его прикрывают (основной боевой работой советских истребителей были как раз сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, не считая обратной задачи по прикрытию своих сил от бомбардировщиков противника). Позже еще и борт-стрелок вернулся (почему вернулся, так потому что на первых модификациях из-за несовершенства двигателя пришлось отказаться от дополнительного веса в виде еще одного члена экипажа), который прикрывал заднюю полусферу. Для истребителя противника строй Ил-2 был очень неудобной мешенью, увернуться от одной очереди - возможно, но когда тебя поливают свинцом с нескольких направлений в серьез задумаешься: "а оно мне надо?"
Кто-то справедливо заметит, что самолетов противника, сбитых борт-стрелками не так чтобы и много. Но тут нужно понять одну важную вещь: основная задача стрелка была НЕ СБИТЬ самолет противник, а ЗАЩИТИТЬ себя, то есть всячески мешать вести прицельный огонь, не дать занять удобную позицию для атаки, сократить время, когда можно безнаказанно в такой позиции находится, в общем не давать нормально жить.
Так что основные потери штурмовой авиации были не от столкновений с истребителями противника, а от зенитной артиллерии, с которой у немцев и их союзниками было все хорошо. Поэтому пришлось жертвовать управляемостью, скоростью для сохранения самолета от попадания зенитных снарядов и огня зенитных пулеметов. Кто-то скажет, что толщина брони не обеспечивала полной защиты, но тут надо понимать: стрелять приходится по быстро движущейся цели, которая, кстати, стреляет в ответ. Так что попадания по штурмовику будут в любом случае, но ему нужно выдержать их достаточное количество для:
Во-первых, выполнения поставленной задачи,
Во-вторых, возвращения экипажа и самолета домой. Именно в таком порядке.
Шурмовка, к слову, должна была начинаться с подавление зениток, а уже потом работа по основным целям.
Все понимают, что важно не только иметь лучшее вооружение, но и уметь реализовывать его, с чем Красная Армия вполне справилась, правда, будем честны, учиться пришлось на ходу. К примеру, многим известное построение самолетов "круг" появилось далеко не сразу. Любое, пусть даже самое великолепное по своим характеристикам, оружие без грамотной тактики его применения просто трата ценных ресурсов.
Своим успехом Ил-2 и штурмовая авиация в целом обязаны консенсусу из хорошего самолета, подготовленных пилотов и разумной тактики.
В конце хотелось бы сказать огромное спасибо товарищу Ильющину и всем, кто работал над созданием и применением этого отличного самолета. Ну и отдельное спасибо отважным летчикам и борт-стрелкам, которые громили фашистов!
P.s. спасибо за уделённое время, если есть какие пожелания или нашлись неточности - дайте знать)