Найти тему

"Черная смерть" или просто Ил-2.

Самый массовый самолет в истории Второй Мировой войны.

Об этом самолете слышали все кто не прогуливал историю в школе. Он стал тем, что называют визитной карточкой и оружием победы. Так давайте познакомимся с ним поближе.

Краткая информация в одной картинке взято с просторов сети
Краткая информация в одной картинке взято с просторов сети

Начать нужно с начала. А это - с идеи самолета, который будет нести хаос, разрушения и вот это все на головы врага. Мысль зародилась в головах военных всего мира почти сразу после появления первых самолетов над полем боя.К Первой Мировой войне начались попытки вооружить самолет чем-то серьезнее, чем ручные гранаты или револьвер пилота). Так на свет и появились самолеты, задачей которых стало уничтожение всего вражеского, что оказалось рядом и поддержка своих с воздуха.

Самыми известными штурмовиками стали советский Ил-2 и немецкий Ju-87. Поговорим о детище конструктора Ильюшина.

Сергей Владимирович Ильюшин, мы про него потом подробнее расскажем
Сергей Владимирович Ильюшин, мы про него потом подробнее расскажем

Идея такого самолета появилась после войны в Испании, когда был проведён анализ и выработана концепция поддержки пехоты с воздуха. А движения начались с инициативы товарища Илюшина, который предложил в 30х годах создание "летающего танка". Путь от идеи до физической реализации был тернист и долог, были и проблемы с двигателем, и с нарушением сроков, и много-много всего другого.

2 октября 1939 года прототип под управлением летчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки на самолете с заводским наименованием ЦКБ -55 поднялся в воздух. С этого момента и будем отсчитывать жизненный путь этого самолета.

Вот такой это был самолет, согласитесь узнаваем)
Вот такой это был самолет, согласитесь узнаваем)

По факту, первые уже серийные самолеты поступили на испытательную станцию только в марте 1941 года. К июню 1941 года в войсках были уже 249 самолетов. А 27 июня 1941 года штурмовики Ил-2 в своей одноместной вариации приняли боевое крещение, так и началась славная история этого необычного самолета. Всего же было выпущено более ТРИДЦАТИ ШЕСТИ ТЫСЯЧ штук. Это один из самых массовых боевых самолетов на сегодняшний день.

Если спросить: "А где же применялся этот самолет!", то ответ будет неожиданным - "ВЕЗДЕ! От Северного полюса до Черноморского побережья, от Японского моря до самого Берлина".

Какие же задачи Ил-2 решал?

Самые разные: уничтожение противника на марше, атаки поездов, налеты на транспортные узлы, переправы, мосты, укрепрайоны противника, подавление артиллерии, разведка и еще много всего, что приходило в головы командования.

Конечно, первые самолеты были не похожи на тех монстров, что громили Вермахт и Ко в конце войны, но с самого начала они стали грозным оружием в руках советских летчиков.

Прогресс не стоит на месте, со временем в самолет вернули борт-стрелока, улучшили двигатель, довели до ума схему бронирования, увеличили мощность вооружения и внесли еще кучу всяких улучшений для повышения эффективности.

Сейчас можно найти много информации о том, что и самолет-то был не очень, и использовали его не правильно, и вообще это чуть ли не случайность, что с ним мы войну выиграли. Не совсем согласен с такой точкой зрения по нескольким причинам:

1. В Советском Союзе того времени у власти были люди не просто умные, а прагматичные и способные к волевым решениям, пусть и не самым простым. К примеру, это отказ от СВТ в пользу трехлинейки (мы про это уже рассказывали, правда давно, но вот ссылочка).

2. Цифры вещь, конечно, упрямая, но в оружии большую роль играют не только цифры на бумаге, но и люди, которые его применяют. А об Ил-2 летчики отзывались - хорошо.

3. Если предыдущий пункт можно отнести к работе пропаганды, то противника повлиять не получится. Хотя на них тоже обращать внимание не стоит, им же надо себя как-то оправдать.

4. Результат войны, который уж точно не получится оспорить, вот как бы кому-то не хотелось: капитуляцию подписывали в Берлине, а не в Москве.

Что же такого замечательного было в Ил-2, за что его называли "Черная смерть", "Бетонный самолет" и еще много лестных, хоть и внушающих страх, прозвищ?

Ильюшину удалось реализовать разумное бронирование самолёта, чем обеспечить ему внушительную живучесть, надежность.

Огневая мощь самолета была моё почтение, тут и пулемёты, и пушки, и реактивные снаряды, и бомбы разных типов и размеров, в общем, целый арсенал того, что может нести хаос и разрушение на любой вкус и цвет.

Кто главные враги самолета - штурмовика? Думаете другие самолеты? На первый взгляд - да, логично. Ведь штурмовик медленее, чем истребитель, не такой маневренный, в целом меньше предназначен для воздушного боя.

Да, но нет. Для воздушного боя у штурмовиков есть друзья - истребители, которые его прикрывают (основной боевой работой советских истребителей были как раз сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, не считая обратной задачи по прикрытию своих сил от бомбардировщиков противника). Позже еще и борт-стрелок вернулся (почему вернулся, так потому что на первых модификациях из-за несовершенства двигателя пришлось отказаться от дополнительного веса в виде еще одного члена экипажа), который прикрывал заднюю полусферу. Для истребителя противника строй Ил-2 был очень неудобной мешенью, увернуться от одной очереди - возможно, но когда тебя поливают свинцом с нескольких направлений в серьез задумаешься: "а оно мне надо?"

Кто-то справедливо заметит, что самолетов противника, сбитых борт-стрелками не так чтобы и много. Но тут нужно понять одну важную вещь: основная задача стрелка была НЕ СБИТЬ самолет противник, а ЗАЩИТИТЬ себя, то есть всячески мешать вести прицельный огонь, не дать занять удобную позицию для атаки, сократить время, когда можно безнаказанно в такой позиции находится, в общем не давать нормально жить.

Так что основные потери штурмовой авиации были не от столкновений с истребителями противника, а от зенитной артиллерии, с которой у немцев и их союзниками было все хорошо. Поэтому пришлось жертвовать управляемостью, скоростью для сохранения самолета от попадания зенитных снарядов и огня зенитных пулеметов. Кто-то скажет, что толщина брони не обеспечивала полной защиты, но тут надо понимать: стрелять приходится по быстро движущейся цели, которая, кстати, стреляет в ответ. Так что попадания по штурмовику будут в любом случае, но ему нужно выдержать их достаточное количество для:

Во-первых, выполнения поставленной задачи,

Во-вторых, возвращения экипажа и самолета домой. Именно в таком порядке.

Шурмовка, к слову, должна была начинаться с подавление зениток, а уже потом работа по основным целям.

Все понимают, что важно не только иметь лучшее вооружение, но и уметь реализовывать его, с чем Красная Армия вполне справилась, правда, будем честны, учиться пришлось на ходу. К примеру, многим известное построение самолетов "круг" появилось далеко не сразу. Любое, пусть даже самое великолепное по своим характеристикам, оружие без грамотной тактики его применения просто трата ценных ресурсов.

Своим успехом Ил-2 и штурмовая авиация в целом обязаны консенсусу из хорошего самолета, подготовленных пилотов и разумной тактики.

В конце хотелось бы сказать огромное спасибо товарищу Ильющину и всем, кто работал над созданием и применением этого отличного самолета. Ну и отдельное спасибо отважным летчикам и борт-стрелкам, которые громили фашистов!

P.s. спасибо за уделённое время, если есть какие пожелания или нашлись неточности - дайте знать)