Продолжаем обзор моего прогноза о том, как должна измениться пропускная система в Москве. В прошлый раз мы рассмотрели какие из моих предсказаний относительно ненужных документов для оформления пропуска в Москву сбылись, как какие нет. Напомню: с СТС всё осталось, как было, ПТС полностью исключили из процедуры подачи, а для водительского удостоверения и диагностической карты стало необязательным предоставление скан-копий.
Каждое из этих изменений, на самом деле, с воодушевлением было воспринято в сфере грузоперевозок. Хотя, многие вещи можно было вполне сделать в полную силу. Например, как в Санкт-Петербурге, ограничиться предоставлением указанием государственного регистрационного номера / знака и номера свидетельства о регистрации транспортного средства. Этих данных вполне достаточно как для идентификации ТС, так и для проверки актуальности регистрации ТС. Вся остальная информация, например, экологический класс, есть в базах данных.
В прошлый раз у нас остались не рассмотрены вопросы подтверждения грузоперевозок и принадлежности машин.
Электрификация всей страны
А тем временем процессы автоматизации и цифровизации экономики идут полным ходом. Не надо далеко ходить: уже за углом соседнего дома в сетевом магазине никого не удивляют терминали самообслуживания вместо касс.
В сфере автомобильных грузоперевозок и логистики можно наблюдать похожие тенденции. В декабре 2023, например, в Москве прошел международный форум цифровых технологий в сфере транспорта и логистики ТРАНСПОРТАЦИЯ. Список участников и рабочих секций внушительный, посмотрите сами, мой канал немного не о том.
Затрагивались там и вопросы перехода транспортной сферы на электронный документооборот. А я, например, еще 4 года назад предлагал переход в процедуре оформления пропусков от архаичного договора к электронной транспортной накладной.
Я не побоюсь сделать такую оценку, что сегодня 99% пропусков в Москву оформляется по договорам, которые слеплены специально и только для получения пропуска. В реальной жизни никто не будет включать в договоры неуместные формулировки типа "невозможности ночной погрузки/разгрузки" или "непрерывного цикла поставки". Или виды деятельности отправителя/получателя.
Электронная транспортная накладная как позволила бы решить вопрос с "липовостью" документов, так и выдавать пропуска точечно, под конкретные нужды. Но тогда встает вопрос с годовыми пропусками - их придётся отменить. С другой стороны, в идеальном мире вообще не нужны пропуска, даже разовые. Камера считывает номер грузовика, обращается в базу данных (напомню, она называется Базовый регистр) и в случае наличия электронной накладной штраф не выписывается.
Лицензирование грузоперевозок
Как это должно работать? Лет 10 назад в ГосДуму попал законопроект о фактическом лицензировании грузоперевозок. Речь идет о о создании реестров перевозчиков: реестра перевозчиков для собственных нужд и реестра перевозчиков за плату. Я об этом даже рассказывал у себя на ютуб канале.
Если коротко: требования для включения в реестр достаточно серьезные и по сути исключающие из процесса перевозок посредников. Нет, невыполнимых требований и непреодолимых преград там нет. Но обойтись уже просто одной эцпешкой с кабинетом на мосру не получится. Дело в том, что перевозками по данному законопроекту смогут заниматься только перевозчики, которыми могут быть, в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта только ИП и юридические лица.
13) перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;
При этом среди указанных выше требований для включения в реестр предусмотрен имущественный барьер: финансовая состоятельность перевозчика подтверждается наличием в собственности имущества не менее чем на 500 тысяч рублей за использование первого транспортного средства и еще по 200 тыс на каждое последующее транспортное средство.
И формировать электронные накладные в единой базе данных, которые понадобятся для пропуска, могли бы тоже только они. Таким образом от перевозок отсекается целый огромный пласт грузоперевозчиков - физических лиц. Именно они в основной массе и формируют клиентский пул у посредников. Как бы там ни было, законопроект уже в архиве и развития эта идея не получила.
Переход на цифру "со скрипом"
Как не развивается и электрификация. По моей скромной оценке в системе электронных перевозочных документов работают только высокотехнологичные цифровые компании - маркетплейсы - которые изначально строились с упором на цифровизацию. Даже крупные отечественные грузоперевозчики ведут электронный учет перевозок не более чем в 10% случаев.
Более половины грузоперевозчиков не готовы переходить на электронные накладные, а у 70% владельцев грузового автотранспорта вообще вся автоматизация сводится к эксель-таблицам.
С такими темпами перехода на электронный документооборот ожидать скорого перехода к упрощенной процедуре оформления пропуска для грузового транспорта в Москву на МКАД, ТТК,СК вряд ли стоит. Это просто парализует все грузоперевозки в столице: ведь доставляют товары у нас не только маркетплейсы.
Хотя, если в процедуре оформления пропуска для грузового транспорта в Москву электронная накладная превратится в такую же фикцию, как РНИС, то не вижу проблем. Напомню, что у меня есть свежий обзор по ситуации с РНИС и грузовыми пропусками в Москву.
"Вещные" документы
Вообще, когда я описывал "оцифровку" пропускной системы Москвы 4 года назад у меня остался довольно вскользь затронутым вопрос о грузовых пропусках в Москву для транспортных средств не находящихся в собственности. Упомянутые выше реестры перевозчиков этот вопрос решали вроде как-то самим собой. При прохождении процедуры включения в реестры перевозчиков указывались бы транспортные средства и основания владения.
Кстати, забавный факт: получается, собственники транспортных средств при принятии Закона о реестрах перевозчиков попадали бы в преимущественное положение по отношению к несобственникам. Они проходили бы имущественный ценз в 500 тысяч на первый грузовик и 200 тысяч на каждый последующий просто с помощью стоимости самого грузовика; а вот несобственникам - арендаторам и лизингополучателям - пришлось бы искать дополнительные средства для подтверждения финансовой состоятельности.
Но это дело прошлое, проект с реестрами закрыт. На сегодня осталась только ГИС ЭПД, через операторов которой и можно контролировать как вопрос принадлежности грузовых транспортных средств, так и вопрос реальности заявляемых перевозок. Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Проблемы электронных баз данных
Проблема заключается в том, что используемые в работе Дептранса в процессе межведомственного взаимодействия инструменты и интерфейсы отличаются от доступных обычному пользователю.
В связи с этим периодически возникают проблемы с отказами, например, когда Департамент "не видит" нужную диагностическую карту, при этом она хорошо себе проверяется на сайте гибдд.
В таких случаях, например, у заявителя вообще нет возможности достоверно проверить такую диагностическую карту.
Такие же проблемы не раз возникали с невозможностью получения Департаментом сведений о водительских удостоверений из-за сбоев на серверах гибдд.
Был даже казус, когда, по слухам, у Дептранса истекла электронная подпись для доступа к ЕАИСТО.
Я писал об этом обо всём здесь у себя на канале
В общем, если такие проблемы происходят, логично и нормально было бы вообще отказаться от проверки таких сведений.
ВЫВОДЫ
Ну. во-первых, можно констатировать, что предложенные мной 4 года назад изменения по упрощению процедуры оформления пропусков на МКАД, ТТК, СК произошли: часть документов вообще отменили, по другой части подаются только сведения, всё ещё чрезмерные. Можно легко отказаться от большей части сведений из водительского удостоверения, а также свидетельства о регистрации транспортного средства.
Во-вторых, перехода к выдаче пропусков не по умозрительным специально состряпанным договорам перевозки с кучей нелепых для обычного участника грузоперевозок условий к оформлению по электронным транспортным накладным тоже не произошло.
Но здесь скорее федеральные причины: все участники сферы грузоперевозок просто привыкли работать по-старинке с бумажными носителями и просто никуда не торопятся.
Но здесь Москва со всем её набором условий и при этом всё-таки электронным пропускам смотрится интереснее Питера (который я нахваливал в прошлом материале за отсутствие требования предоставления избыточных сведений и документов). В Санкт-Петербурге всё еще деревянные бумажные пропуска, которые надо крепить на лобовое стекло. Ещё забавнее, что петербургский регламент оформления пропусков ссылается на уже недействующие правила перевозок грузов; а с тех мало того, что приняли новые правила, так и они должны были прекратить действие два года назад и были продлены лишь из-за известных обстоятельств не менее известным Постановлением 353, по которому, например, продлились сроки действия водительских удостоверений.
Нахваливал Питер тут.
В-третьих, не думаю что стоит и в ближайшее время ждать ещё большего упрощения оформления московских пропусков для грузового транспорта путём перехода на ЭДО. Это действительно федеральный уровень принятия решений.
Научиться самостоятельно оформлять пропуск на движение для грузовых транспортных средств в Санкт-Петербурге, а также пропуск для въезда и движения в Москве по зонам ограничения движения МКАД ТТК СК можно у меня на обучении
подписывайтесь здесь или
в телеграме https://t.me/puskpro
или в канале в ICQ https://icq.im/AoLFyuphfWeTUxzSIXk
Ссылок на материалы упомянутые в статье на этот раз очень много: