Если бы завтра меня назначили руководить реформой пропускной системы в Москве и изменением процедуры оформления пропуска, я бы сделал её такой.
1. Упразднение деления пропусков на разовые до 5 дней и годовые до одного года. Все пропуска я бы сделал разовыми, на срок 24 часа. Или даже меньше.
Сегодня целесообразность получения годового пропуска и все усилия по этой процедуре связаны прежде всего со сложностью его получения, вероятностью аннулирования и сроком рассмотрения.
Сложность получения: подробнее я остановлюсь ниже в контексте упрощения процедуры; здесь можно просто отметить, что на сегодняшний день нет никаких внятных методических указаний и инструкций с требованиями к документам, доступными заявителям и такими же, которыми руководствуются специалисты департамента транспорта. Грубо говоря, в мострансе есть внутренние регламенты, по которым они принимают решения, и они носят непубличный характер.
Вероятность аннулирования: на сегодняшний день правила получения пропуска внутренне противоречивы, следствием чего и является то, что аннулировать могут пропуск, полученный совершенно легально. Подробности так же ниже.
Сроки рассмотрения: 14 рабочих дней на практике выливаются в 19-21 календарный день. А с учетом того, что причины отказа не указывают в отказе, только норму из регламента, то узнать о том, что именно в запросе неправильно можно только через 30 дней из ответа департамента на обращение с просьбой разъяснить причины. Всего 50 дней с момента подачи запроса и до момента, когда будут выяснены причины. И то, бывает департамент отвечает не конкретно, а описательно.
В то же время, с учетом автоматизации работы мостранса по пропускам, реальный срок рассмотрения на сегодня составляет 3-4 дня. Оставшиеся 10-15 дней решение по запросу просто дожидается истечения установленного срока на рассмотрение. Полагаю, что 14 рабочих дней было установлено до автоматизации процессов и внедрения Базового регистра информации, из которого специалисты дептарнса могут получать интересующие их сведения непосредственно, минуя бюрократическую переписку с запросами.
Таким образом, упростив процедуру получения пропуска, а именно, исключив излишние требования к оформлению ненужных документов, можно еще больше автоматизировать процедуру принятия решения, вообще исключив из нее участие человека. А значит, нет необходимости в получении многоразовых пропусков; их можно будет оперативно получать на каждую перевозку. Индивидуально. Не оптом.
2. Уменьшение количества предоставляемых документов и сведений. На сегодняшний день дептранс перегружен ненужной работой по проверке, например, оформления документов. Та же диагностическая карта для целей оформления пропуска должна иметь значение только в плане её наличия и валидности, а не соблюдения "графического исполнения".
Сегодня идут массовые отказы по основанию "несоблюдение содержания и формы диагностической карты требованиям ФЗ о ТехОсмотре". Мостранс дошел в своей работе до такого бреда, что проверяет наличие черточек на бумажном носителе, который уже давно не обязателен к наличию. Более того, департамент требует наличия на бумажном носителе печати оператора ТО, хотя такое требование исключено даже из правил заполнения диагностической карты, то есть является превышением полномочий со стороны госоргана и произволом.
По сути московский транспорт сегодня проверяет то, на каком бланке, правильном или нет, распечатана ДК из базы ЕАИСТО.
На самом деле же достаточно всего 3 обстоятельств: наличия пройденного техосмотра, срока диагностической карты и ее валидности.
То же самое и с ПТС. Уже сегодня выдают на новые транспортные средства электронные паспорта транспортного средства. сам эПТС существует только в электронном виде; владельцу выдается выписка; на сайте можно по сути проверить в основном только валидность (действительность) на момент выдачи выписки! В ней даже не указан собственник!!!
Форма запроса пропуска на мосру не предназначена для 15-значного номера ЭПТС, поэтому департамент рекомендует указывать столько цифр серии и номера, сколько влезет.
Зачем в таком случае вообще проверять графический экземпляр выписки, если всю информацию из нее можно получить из базы ЭПТС?
Со свидетельством о регистрации ТС ровно такая же ситуация. Его скан-копия нужна только для того, чтобы проверить на наличие ошибок в той же модели транспортного средства. А они бывают, так как в соответствующем поле СТС предусмотрено всего 16 символов. И не дай бог если в ПТС в графе модель их 18-20 и более. Сразу же отказ по п.2.8.1.1.10 (или 2.8.1.10 по разовым пропускам) - предоставление противоречивых сведений.
По сути эти документы - СТС и ПТС дублируют друг-друга и предоставление обоих их излишне. Для проверки информации по транспортному средству достаточно знать, как его найти в базе данных ГИБДД, никакие скан-копии не нужны.
Водительское удостоверение - аналогично. Чтобы убедиться в наличии соответствующей категории у водителя и действительности водительского удостоверения достаточно знать его серию, номер и дату выдачи. Хотя, а зачем вообще водительское удостоверение для получения пропуска? Пропуск получает заявитель - владелец ТС, а не водитель.
3. Автоматизация процесса получения пропуска. За счет исключения предоставляемого количества документов и проверяемых сведений требуется меньшее участие человека в принимаемом решении. Что в свою очередь позволяет исключить и коррупционную составляющую, и человеческий фактор. Кстати, при оформлении только разовых пропусков коррупция становится несколько бессмысленна.
Итак, что интересует департамент и какая информация может быть проверена автоматически по базам?
- номер машины, экокласс, тип ТС, параметры типа грузоподъемности (вместимости). Проверяется автоматом на сайте ГИБДД
- сведения о заявителе (наименование, инн, т.е. по сути просто идентификаторы). Проверяется по выписке ЕГРЮЛ
- факт прохождения и действительности техосмотра на текущий момент . База ЕАИСТО, А на самом деле зачем это в аспекте выдачи пропуска?
- валидность ВУ - ГИБДД. И тоже, а надо ли?
- основание принадлежности ТС. Вот тут да. Узкое место. Разберем ниже
- цель получения пропуска. Подробнее ниже поговорим об электронном документообороте (ЭДО) и электронной транспортной накладной.
Таким образом, участие человека нужно только в том случае, если запрос на пропуск подается не собственником, поскольку на сегодняшний день сложно представить себе автоматизацию проверки оснований владения.
4. Вместо договора перевозки - электронная накладная. Это целый пласт и в этом направлении, насколько я понимаю, двигаются власти; по крайней мере этот вопрос активно обсуждается.
Электронная транспортная накладная позволит вывести перевозки из серой зоны. Будет возможно контролировать куда, когда и как часто ездит коммерческий транспорт. Кто за это платит. И так далее. В том числе база данных электронных накладных позволит получать информацию дептрансу о том, для чего нужен пропуск. Достаточно будет только ввести идентификатор накладной - и по ней будет видно и количество перевозимого груза, и его характер, и маршрут перевозки, и отправитель с получателем. Договор перевозки, вместе со всеми его противоречивыми сведениями, становится не нужен. И годовой пропуск становится не нужен, информация по перевозке, для которой выписывается пропуск, обрабатывается мгновенно.
Таким образом и не нужно беспокоиться по срокам оформления: все мгновенно перед выездом на погрузку/выгрузку; и по требованиям к документам: их просто нет, вся информация берется напрямую из баз данных.
Итак, подытожим, как же будет выглядеть процедура получения пропуска?
1. Заявитель заходит в свой личный кабинет на мосру под своей эцп
2. Выбирает ТС на которую необходимо оформить пропуск. Никакие документы не нужны: вся информация уже подтянулась из соответствующих баз данных; да даже водитель, который не нужен по сути.
3. Выбирает или указывает реквизиты электронной транспортной накладной. Система сама выстраивает маршрут, проверяет условия для получения пропуска, контрагентов и рассчитывает время для пропуска.
4. Всё. Пропуск получен, машина трогается в путь. На все уходит меньше времени, чем на заказ пиццы. Необходимости в годовых пропусках, а значит и в пропусках похожих на какие-то льготы и привилегии с непонятным объемом и зонами действия (то ли зоны, то ли маршруты) просто нет. Из-за простоты оформления нет никаких проблем оформлять каждый раз пропуск. Пропуска выдаются только для конкретной работы/задачи - чего так и хочет департамент, а не впрок, на вероятные будущие заказы.
Остаётся решить одну проблему: как привязать к кабинету заявителя машины, не находящиеся у него в собственности.
Вот здесь и может потребоваться человеческое участие и предварительная подготовка, которую, кстати, совершенно не обязательно растягивать на 2 недели и оформлять кучей документов. Кстати, эту процедуру вполне можно связать с грядущим лицензированием перевозок, то есть введением реестров перевозчиков. В эти реестры как раз и будут попадать именно предприятия-перевозчики (ООО или ИП) с собственным транспортом или ТС на ином вещном праве.
Напомню, что планируется 2 реестра: перевозчиков за плату и перевозчиков для собственных нужд. Если использовать идентификатор из этих реестров и увязать базу реестров с базой мосору, то и владение ТС можно будет не подтверждать, а выбирать на пропуск машину прямо из реестра.
Вот такое прекрасное светлое будущее нас бы ждало, если бы я занялся этой проблемой - автоматизацией получения пропусков в Москву.