Найти тему
Николай Околог

Лицензия на автомобильные грузовые перевозки

Реестры перевозчиков грузов за плату или для собственных нужд - планируется ввести новым законом "Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Фактически это возобновление лицензирования деятельности по перевозкам грузов автомобильным транспортом, отмененного в 2005 году.

Лицензирование авто-грузоперевозок было отменено с 15.07.2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Отмена произошла в рамках разбюрократизации управленческих процессов и уменьшения административного давления на бизнес.

Тогда это казалось достижением: меньше бюрократических барьеров - больше свободы для бизнеса. Однако, как оказалось, полная свобода - не всегда благо. Отмена привела к негативным последствиям, среди которых самые значимые – появление неквалифицированных перевозчиков, не обладающих соответствующей профессиональной подготовкой. Такие перевозчики не способны справляться с обязательными расходами, с которыми связано содержание автопарка. Такие участники рынка грузоперевозок находятся, как правило, в тени, работают за нал, не платят налоги, нарушают законодательство по нормативам максимальной нагрузки, портят таким образом дорожное полотно и уменьшают количество загрузок за счет того, что грузят больше нормы.

Любой желающий, в том числе с учетом растущей доступности кредита и лизинга, стал способен приобрести достаточно дорогое имущество в виде подвижного состава и влиться в ряди предпринимателей-перевозчиков.

Результат не заставил себя ждать: предложение транспорта на рынке автомобильных грузоперевозок многократно превысило спрос на него. Рынок стал ярко алым с точки зрения конкуренции. Ставки на перевозки практически не растут. Не добавляет позитива и ресурсность характера экономики, когда основные автомобильные грузопотоки направлены с северо-запада и запада на юг и восток; а вот в обратном направлении грузы везут как правило по железной дороге, что уменьшает спрос на авто-перевозки.

В отрасли процветает обнал, тесно связанный с мухлежом по НДС, и такая ситуация никак не может устраивать государство, особенно в условиях резко выпадающих доходах от нефтяной ренты.

То же падение доходов в ресурсном секторе заставило крупный капитал обратить внимание на экономический сферы, прежде малоинтересные, с мелким для них средним чеком и большой суетой для заработка. Но времена меняются и на рынке появляются по настоящему крупные игроки.

Еще каких-то лет 15 назад можно было уверенно говорить о том, что в стране менее 100 транспортных компаний с парком более 100 единиц грузового транспорта. Сейчас тысячными парками уже никого не удивить. Большие парки и у ТК, аффилированных торговым сетям, например, у Магнита (Тандер) есть дочка Сельта.

Крупные транспортные компании обладают недостижимыми для малого бизнеса возможностями по снижению издержек: цены на закупаемое топливо, запчасти, обслуживание, проценты по кредиту и лизингу, стоимость затрат на страхование и даже мобильную связь позволяют получать совершенно иную себестоимость и соответственно прибыль. Уже сегодня многие малые предприниматели в сфере перевозок не могут себе позволить сделать 20% скидку на тарифы, такую, которую в условиях карантина и стагнации экономики сделали крупные ТК. Они становятся неконкурентными.

Однако, не стоит думать, что крупняку интересно зарабатывать по мелочи и демпингуя. В этом месте интересы государства эффективнее контролировать меньшее количество более сговорчивых участников отрасли совпало с интересом большого бизнеса дефрагментировать рынок.

В результате в Госдуме уже год рассматривается законопроект Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", предусматривающий создание реестров перевозчиков, а по сути - возобновление лицензирования в сфере автомобильных грузоперевозок.

Подробно на предстоящих изменениях я останавливаюсь в этих видео (там плейлист из трех роликов)

2 основных момента в грядущем лицензировании перевозок:

1. Создание реестра перевозчиков за плату и реестра перевозчиков для собственных нужд. Важно: легально осуществлять перевозки теперь смогут только те, кто внесены в эти реестры. Например, это будет иметь значение при оформлении электронной накладной, в которой для выбора перевозчика будут доступны только участники реестра. Или для зачета по НДС будут приниматься только накладные с реестровыми перевозчиками.

2. Попасть в любой из этих реестров смогут только индивидуальные предприниматели или юридические лица. Таким образом, физические лица исключаются из легального процесса грузоперевозок как явление.

Определение реестров перевозчиков за плату и для собственных нужд в проекте закона об организации перевозок
Определение реестров перевозчиков за плату и для собственных нужд в проекте закона об организации перевозок

Вот такие определения перевозок содержит законопроект:

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
...
2) перевозки грузов за плату – перевозки грузов автомобильным транспортом, осуществляемые юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в соответствии с договорами перевозки грузов или договорами фрахтования транспортных средств для перевозки грузов;
...
5) перевозки грузов для собственных нужд - перевозки автомобильным транспортом грузов, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, транспортными средствами, находящимися в распоряжении указанных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей лиц на праве собственности или иных законных основаниях, без заключения договора перевозки груза и договора фрахтования транспортного средства для перевозки грузов;

Вообще, тенденция на вытеснение физических лиц из коммерческих автомобильных грузоперевозок прослеживается невооруженным взглядом и по всем фронтам:

1. Закручивание гаек в сфере легализации (отмывания) доходов и связанной с ней обналичкой. Все возможные схемы по "оптимизации НДС" и использовании фирм-однодневок для получения оплаты за перевозку по безналу и последующей трансформации денег в кэш уходят в прошлое. Физические лица без регистрации в качестве ИП или учреждения ООО с открытым расчетным счетом просто не смогут получить платеж, так как использование технических прокладок чревато для плательщиков по перевозке разборками с налоговой.

2. Вероятный запрет на владение физическими лицами автотранспортными средствами, предназначенными для коммерческих целей. Пока это только на уровне слухов, но государство, видимо, сомневается, зачем физику грузовик или автобус.

3. В сфере оформления грузовых пропусков в Москву (на МКАД, ТТК, СК), по процедуре которой я провожу обучение, получение указанных разрешений физическими лицами возможно тоже только в ограниченных целях. Только на проезд к месту жительства и/или стоянки. Пропуск для перевозок могут получить только индивидуальные предприниматели и организации.

В общем, уже совсем скоро сфера автомобильных грузоперевозок снова начнет меняться и эти нововведения коснутся многих. Конечно, никуда не денутся ни машины, ни их владельцы и водители. Но в любом случае придется перестраиваться: или сдавать ТС в аренду, или регистрировать ИП или ООО.

Лицензия на перевозки грузов автомобильным транспортом 2004 год
Лицензия на перевозки грузов автомобильным транспортом 2004 год