Найти в Дзене
Петр Власов

1МВ. Самые результативные асы JG-III

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

За время войны в составе эскадрилий, вошедших в феврале 1918 в Jagdgeschwader-III, проходили службу 63 аса, которые в общей сложности одержали 706 воздушных побед. Это составило 89,8% от общего числа в 766 сбитых всеми летчиками JG III самолетов. Таким образом, на асов приходится «львиная доля» от всех побед, одержанных эскадрильями 3-й Jagdgeschwader, что подтверждает важнейшую роль асов в воздушной войне. Ниже будут приведены краткие биографические справки о самых выдающихся асах этой Эскадры – «лучших из лучших», сбивших наибольшее количество вражеских самолетов.

Командир JG-III Bruno Loerzer (42 из 44 побед)

-2

Начало войны застало лейтенанта пехоты Бруно Лёрцера (1891–1960) во время обучения летному делу; в октябре 1914 он стал пилотом разведывательного самолета, наблюдателем которого был его приятель Герман Геринг - Лёрцер «переманил» друга в авиацию из пехоты. А с появлением первых истребителей Бруно перевелся в истребительную авиацию, и в конце 1916 года вступил в Jasta-17. Но уже в январе 1917 ему поручили руководство Jasta-26 (к тому времени на счету летчика уже числились 2 победы). Успешное командование эскадрильей и то, что он за год довел свой счет до 20 побед, принесли Лёрцеру высшую военную награду Германии – орден «Pour le Merite». Вскоре он получил повышение по службе: стал командиром формирующейся Jagdgeschwader-III, состоявшей из четырех эскадрилий. Это значительно увеличило объем организационной и штабной работы офицера; тем не менее, он продолжал совершать частые боевые вылеты. При этом Бруно Лёрцер обычно совершал рейды в составе своей бывшей Jasta-26, которой теперь командовал его младший брат, Фриц Лёрцер.

-3

К августу 1918 Бруно Лёрцер добился от начальства перевооружение его Эскадры на новые истребители Fokker D.VII – лучшие истребители германской авиации, отличавшиеся высокой скоростью и хорошей маневренностью. Новая техника позволила летчикам JG-III значительно повысить свою боевую эффективность: только за сентябрь 1918 года пилоты Jagdgeschwader III уничтожили 130 вражеских самолетов; сам Лёрцер за этот месяц сбил 10 британских аэропланов. Под руководством гауптмана Бруно Лёрцера авиаторы JG-III наносили противнику тяжелые потери вплоть до окончания войны. К тому времени на счету Бруно числилось 44 сбитых самолета, и он стал 7–м по результативности германским асом. За боевые заслуги Бруно Лёрцер был награжден целым рядом прусских и баварских орденов, включая высший - «Pour le Mérite».

Впоследствии, после прихода к власти в Германии нацистов, фронтовой сослуживец Лёрцера Герман Геринг привлек Бруно к возрождению немецкой авиации. Во время 2-й мировой войны генерал-полковник Лёрцер командовал авиакорпусом, сражавшимся во Франции, России и в Италии, но в декабре 1944 генерал впал в немилость, был переведен в резерв, а в апреле 1945 уволен в отставку.

Самый результативный ас Jasta-2 Paul Baumer (40 из 43 побед)

-4

Студент медицинского университета Пауль Боймер (1896–1927) с началом войны был призван в армию, и как рядовой пехотинец до осени 1915 г. сражался на Восточном фронте. После ранения Боймер перевелся в авиацию: стал авиамехаником в разведывательной эскадрилье. В 1916 г он добился от начальства направления на курсы пилотов и, получив диплом летчика, с сентября 1916 приступил к разведывательным полетам, а в мае 1917 Боймер стал истребителем в Jasta-5. В этой эскадрилье Пауль сумел уничтожить подряд 3 аэростата – очень трудные цели, хорошо защищенные пулеметным огнем с земли и с самих аэростатов.

В августе 1917 Боймера перевели в Jasta-2 «Бёльке». К началу 1918 Пауль довел счет своих побед до 18; за меньший счет пилотов-офицеров в германской авиации награждали высшим военным орденом «Pour le Merite». Однако унтер-офицеру Боймеру, как нижнему чину, эта награда не полагалась, и ас получил вместо нее Золотой крест «За военные заслуги» - высшую награду, доступную рядовому составу.

В апреле 1918, после 22-й победы, Боймеру присвоили офицерское звание. Но в мае летчик попал в авиакатастрофу: разбившись на посадке, он со сломанной челюстью на все лето угодил в госпиталь. Боймер вернулся в свою часть только в августе 1918 года, и получил новейший, очень редкий в германской авиации истребитель – Пфальц D.VIII, отличавшийся великолепной скороподъемностью и хорошей скоростью. Таких машин во всех фронтовых германских частях в августе 1918 было всего 19 экземпляров, и на одном из них летал Пауль Боймер. На этой отличной машине он за сентябрь одержал 15 воздушных побед, но и сам однажды был сбит, став одним из первых пилотов, кому удалось спастись из пылающей машины на новинке того времени - парашюте.

-5

В октябре Боймер довел свой счет до 43 побед, выйдя на 9-е место в списке лучших германских асов. И 2 ноября, всего за неделю до капитуляции Германии, летчику наконец-то вручили вожделенный «Голубой Крест Асов» – орден «Pour le Merite».

С момента введения в Jasta-2 эскадрильной маркировки истребители, на которых летал Пауль Боймер, несли стандартную для всех самолетов этой части окраску. Личной эмблемой Пауля на Фоккере-триплане до середины марта 1918 служила большая желтая литера «В» (за кабиной, перед бортовым крестом), а с середины марта и до конца войны машины Боймера отличались от других угловато расположенной вокруг фюзеляжа красно-бело-черной лентой, и изображением государственного креста в белом квадрате на верхней плоскости хвостового оперения.

Самый результативный ас Jasta-26 Otto Fruhner (27 побед)

-6

Силезец Отто Фрунер (1893–1965) как механик в начале войны был зачислен в авиатехники. В 1915 году он прошел переподготовку в летной школе, и стал пилотом разведывательного аэроплана на Восточном фронте. К началу 1917 Фрунер получил звание унтер-офицера и Железный крест 2-го класса. Решив «сменить ориентацию», Отто подал прошение о переводе в истребительную авиацию, и в июле 1917 стал пилотом Jasta-26. Первую победу он одержал 3 сентября 1917, а титула «каноне» (аса) добился после седьмой – 3 февраля 1918 года. В июне Фрунер за 9 побед был удостоен офицерского звания, а в сентябре за 20 дней он «завалил» еще 9 аэропланов. Однако на этом боевая карьера Отто и закончилась. В последнем бою Фрунер столкнулся с британским Camel'ом; немецкий летчик спасся, на парашюте, но травма, полученная при столкновении, уложила Фрунера на госпитальную койку до конца войны. За боевые заслуги и 27 сбитых самолетов Лёрцер послал командованию представление к награждению Фрунера орденом «Pour le Merite», однако начальство так и не удосужилось утвердить это представление…

Самый результативный ас Jasta-27 Hermann Frommherz (22 из 32 побед)

-7

Призванный в армию в начале войны студент инженерного факультета Герман Фроммхерц (1891-1964) как пехотинец воевал на Восточном фронте. В июне 1915 фельдфебель Фроммхерц был направлен на летные курсы, по окончании которых стал пилотом бомбардировщика на Западном фронте. В августе 1916, после участия в сражениях под Верденом и на Сомме, Фроммхерц был произведен в лейтенанты. Затем его Kasta.20 воевала в Румынии и на Македонском (Салоникском) фронте, а в марте 1917 Германа перевели в истребительную авиацию – в Jasta-2 «Бёльке». На истребителе «Альбатрос» Фроммхерц одержал за апрель две победы, но в мае после аварии с ранением до конца сентября пролежал в госпитале. Отслужив затем полгода инструктором в летной школе, он в начале мая 1918 вернулся в Jasta-2, и к концу июля довел свой счет до 10 воздушных побед. 29 июля Фроммхерц принял от Германа Геринга командование над Jasta-27. Командуя эскадрильей, Фроммхерц за август-ноябрь сбил еще 22 самолета, став самым результативным асом Jasta-27 за всю ее историю. К концу войны общий счет Фроммхерца составил 32 воздушные победы, и в ноябре командование Эскадры послало «наверх» представление к его награждению голубым крестом «Pour le Merite». Однако в связи с окончанием войны летчик этого ордена так и не получил; тем не менее, на некоторых послевоенных снимках на шее Фроммхерца почему-то красуется «Голубой Макс». Возможно, считая себя незаслуженно обойденным, тщеславный летчик заказал копию этой награды – для «восстановления справедливости»…

Что касается самолетов, на которых летал Фроммхерц, то мне не удалось, к сожалению, найти изображение его аэроплана в окраске Jasta-27; есть только «Альбатрос» весны 1917 года, и Фоккер Dr.I весны 1918 года, на которых Фроммхерц воевал в составе Jasta-2. Поэтому на изображении в начале заметки о Фроммхерце представлен его Фоккер Dr.I с маркировкой Jasta-2, а не Jasta-27.

Самый результативный ас Jasta-36 Hainrich Bongartz (33 победы)

-8

Школьный учитель Генрих (вообще-то у немцев это имя произносится: Хайнрих) Бонгартц (1892–1946 гг.) с началом войны как офицер резерва вступил в пехотный полк, и участвовал в боях под Верденом. В 1916 лейтенант перевелся в авиацию, и после обучения весной 1917 прибыл в 36-ю истребительную эскадрилью. Очень быстро Бонгартц проявил себя, как выдающийся пилот-истребитель: уже в мае добился титула «каноне» (аса). Но 13 июля Генрих был ранен (к тому времени на его счету имелось 11 побед). В сентябре лейтенант Бонгартц вернулся в строй, и получил назначение командиром своей Jasta-36. Прием дел и освоение принципов управления эскадрильей на некоторое время отвлекли офицера от боевых полетов но, освоившись в новой должности, Бонгартц уже в следующем месяце вновь начал быстро наращивать свой победный счет, сбив за октябрь еще 8 самолетов. В ноябре Бонгартц вновь был ранен, однако рана оказалась не настолько серьезной, чтобы прекратить боевые вылеты; и за ноябрь счет Борнгартца поднялся до 25 воздушных побед. Ненастная погода, наступившая с началом зимы, и хлопоты, связанные с оформлением подчинения Jasta-36 Эскадре Лёрцера почти не оставили летчикам возможности вести регулярные бои: за все три месяца зимы счет Бонгартца увеличился всего на 5 побед. В марте 1918 Бонгартц пересел на верткий Фоккер-триплан и за четыре дня довел свой счет до 33 побед. Но 29 марта он опять получил ранение, которое вывело его из строя почти на месяц. Едва оправившись от раны, Бонгартц 25 апреля отправился в боевой полет, но вновь был ранен. Тем не менее, летчик не оставил свою эскадрилью, и 29 апреля совершил очередной боевой вылет, который завершился для него печально. Во время полета Jasta-36 была внезапно атакована вынырнувшими из облаков британскими истребителями SE.5a из 74-й морской эскадрильи. Капитан С.Г. Глинн всадил очередь в машину ведущего; одна из пуль поразила Бонгартца в голову, прошла через левый висок и глаз, и засела в носу. Не взирая на ужасающее ранение, потерявший один глаз пилот, второй глаз которого был густо залит кровью, нашел в себе силы приземлиться, «припечатав» почти разбитый триплан к земле в районе немецких окопов. Пехотинцы вкололи раненому морфий и отправили его в госпиталь. Это тяжелое ранение завершило летную деятельность Генриха Бонгартца, который после излечения на фронт уже не вернулся.

-9

Общий счет аса составил 33 воздушные победы (еще девять неподтвержденных сбитых в список не вошли). Среди побед аса находился целый ряд весьма трудных целей: Бонгартц сбил 2 скоростных СПАДа, 2 вертких Сопвича-триплана и 7 не менее маневренных «Кэмелов». Но самым выдающимся успехом Генриха стали 5 уничтоженных им аэростатов, которые являлись в то время самыми опасными объектами атак: ведь разведывательные «воздушные сосиски» охранялись не только пулеметами экипажей аэростатов, но и большим количеством зениток, а так же истребителями прикрытия. За свои боевые успехи Бонгартц был награжден рядом орденов, самым высшим из которых стал голубой крест «Pour le Merite».

В 1917 году Бонгартц летал на истребителях «Альбатрос», имевших стандартную фабричную окраску; личной эмблемой Генриха на этих машинах служила лента, имевшая цвета Железного креста, опоясывавшая фюзеляж самолета сразу за кабиной. В 1918 Бонгартц сражался на маневренном истребителе Фоккер Dr.I, несшим стандартную фабричную окраску и эскадрильную маркировку Jasta-36; персональная машина Генриха №441/17 отличалась от остальных самолетов эскадрильи только изображением Тевтонского креста на верхней плоскости хвостового оперения.

1МВ. Jagdgeschwader III. Эскадрильный состав

Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.