Изначально ничто не предвещало оглушительного успеха, однако стечение обстоятельств, цепь совпадений, талант конструкторов и расположение звезд привели к удивительному результату: герой статьи, De Havilland “Mosquito”, по совместительству почти анахронизм эпохи «крылатого металла», формально цельно-деревянный самолет, стал если не лучшим, то уж точно одним из лучших во многих номинациях «Летающее средство истребления Второй Мировой».
Рецепт успеха был прост и сложен одновременно.
Желание подстраховаться деревом, как конструкционным материалом, на случай возможного дефицита дюраля (ведь нет ничего проще, чем просто взять и привезти в товарных количествах с другого конца света бальзу (сарказмЪ)). Совершенная аэродинамика (всяким аэродинамическим «ухудшалкам», вроде стрелковых башен, сказали «нет» еще на этапе прототипов) плюс мощные двигатели. И конечно конструкция: трехслойная работающая обшивка («сэндвич» фанера-бальза-фанера), фюзеляж-монокок, причем настолько прочный, что между задним лонжероном крыла и переборкой хвостового оперения не было никаких элементов усиления (шпангоутов, лонжеронов, стрингеров). На этапе окончательной сборки половинки фюзеляжа, уже «фаршированные» оборудованием и проводкой, склеивались, как сейчас делают моделисты у пластиковых моделей. И т.д и т.п. В общем, чтобы заменить условное дерево (а по факту, скорее "композит") дюралем, нужно было спроектировать новый самолет.
Изначально разрабатываемый как скоростной бомбардировщик и фото-разведчик, самолет быстро стал «многостаночником» и был крайне востребован в Европе, причем в самых разных вариантах исполнения. Естественно, такой передовой техникой второстепенный для англичан, Богом забытый дальневосточно-тихоокеанский ТВД снабжался по остаточному принципу. Тем не менее «Мосси» успели засветиться и на бирманском фронте в составе британских ВВС (RAF), и у австралийцев (RAAF) на островах Тихого океана.
RAF
Первые «Москито» попали в Бирму уже весной 43-го: широкого использования не планировалось, командование просто хотело посмотреть, как себя поведет «клееная деревяшка» (у «Мосси» соединения были на клее) в условиях жаркого и влажного климата. "Тренироваться на кошках" было поручено 27-ой эскадрилье, оснащенной "Бофайтерами" (получила Мосси-истребители Mk.II) и 684-й эскадрилье (разведчики PR MK.II).
Дела шли хорошо (это они так думали) и, когда появилась возможность, с весны 44-го, началось постепенное перевооружение всех четырех эскадрилий RAF, вооруженных пикировщиками Vultee "Vengeance"(45-ой, 82-ой, 84-ой и 110-ой) на "Мосси" модификации FB Mk.VI - истребитель-бомбардировщик, причем первой на фронт вернулась 45-я эскадрилья, только в августе 44-го (и действительно, куда торопится).
Первый тревожный "звоночек", когда 14 мая 44-го у "Мосси" 45-ой эскадрильи во время учебного боя с B-25 отвалился хвост, проигнорировали. Гром грянул 20 октября 44-го.
В один день, на глазах других экипажей и без какого-либо участия противника, в воздухе буквально развалились два "Москито" из 45-ой и 82-ой эскадрилий. Среди прочих погиб и комэск 45-ой эскадрильи, Дональд Эдвардс (Sqn Ldr D.S.Edwards). Полеты приостановили, самолеты проверили, а первая комиссия майора Де Хевилланда (совпадение? Не думаю...), в декабре 44-го, не придумала ничего лучше, чем заявить, что крыльевые панели (а дело было в них) оторвались в следствии "усадки планера в сезон муссонных дождей", автоматически записав все "Мосси" в потенциальных "вдоводелов". Повторная комиссия Министерства Авиации дело поправила установив, что речь идет не о злокозненных муссонах, термитах и обезьянах, а о банальном заводском браке, усугубленном климатическими условиями. В общем, вопрос закрыли.
Пик применения истребителей-бомбардировщиков "Москито" пришелся на 1945 год, когда одновременно на фронте действовали две-три эскадрильи. Машины использовались ровно так же как и "Бофайтеры": атака аэродромов и всего, что движется на обычных и железных дорогах, а так же реках, то есть, изоляцией района боевых действий. Среди целей постоянно упоминается и "animal transport" (где ты, Грета, когда ты так нужна?). В подтвержденных победах числятся всего пара Ki-21, сбитых прямо над своими аэродромами и два Ki-43, сожженных на земле.
Потери от действий истребителей составили шесть машин (четыре истребителя-бомбардировщика и два разведчика). Во всех случаях обидчиками выступали Nakajima Ki-43 64-го полка (64th Sentai), это при том, что "Деревянное чудо" без проблем уходило от "Хаябусы" любой модификации. Оба разведчика на счету Ясухико Курое. За зенитчиками числятся всего два "Москито", зато в скорбном списке потерянных над вражеской территорией по неизвестной причине аж двадцать один "Мосси".
RAAF
Австралийцы естественно были наслышаны о "Деревянном чуде" и уже в марте 42-го было принято решение производить машину на континенте, на фирме De Havilland Australia в Банкстаун. В 42-ом году из Метрополии была получена документация и "живой" экземпляр модификации F Mk.II.
Первый лицензионный "Мосси" модификации FB Mk.40, соответствовавший истребителю-бомбардировщику FB Mk.VI, только с двигателями Packard Merlin 31/33, с помпой выкатили из цеха 23 июля 43-го, а приняли в ВВС ...в марте 44-го. То, что с производством что-то идет не так, технично подтвердилось 6 июня 44-го года, когда причиной развалившегося в полете свежепроизведенного "Москито" было названо низкое качество местного клея. В общем, из 209 построенных в Австралии самолетов до конца войны сдали только около сотни. FB Mk.40, во избежание, на фронт не посылали, переоборудовав 34 тушки в фото-разведчики PR Mk.40 и Mk.41.
Ситуацию "самолеты есть, но их ...нет" разрешили изящно и просто, заказав в Англии 38 истребителей-бомбардировщиков FB Mk.VI и 23 разведчика PR Mk.XVI.
Если закупленные разведчики сравнительно активно использовались в 87-ой эскадрилье (87th Sqn RAAF) долетая до Голландской Ост-Индии и Филиппин, то "правильным" истребителям-бомбардировщикам, сведенным в 1-ю эскадрилью (1st Sqn RAAF), похвастаться особо было нечем: нечастые противо-партизанские рейды с пальбой по всему, что под руку подвернется при единственном потерянном по неизвестной причине над вражеской территорией FB Mk.VI.
Резюмируя не богатую тихоокеанскую историю "Мосси" хочется сказать "Слишком поздно, слишком мало, слишком капризно ". А так, самолет замечательный.
Всем добра.
*** Вся информация получена из открытых источников.