Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

De Havilland DH.98 “Mosquito”. Идем на Восток.

Изначально ничто не предвещало оглушительного успеха, однако стечение обстоятельств, цепь совпадений, талант конструкторов и расположение звезд привели к удивительному результату: герой статьи, De Havilland “Mosquito”, по совместительству почти анахронизм эпохи «крылатого металла», формально цельно-деревянный самолет, стал если не лучшим, то уж точно одним из лучших во многих номинациях «Летающее средство истребления Второй Мировой».

Самая массовая и распространенная модификация, в том числе на Тихом океане с окрестностями: истребитель-бомбардировщик “Mosquito” FB Mk.VI 1-ой австралийской эскадрильи (1st Sqn RAAF), одной из двух, вооруженных на Зеленом Континенте «Мосси» (“Mossie”) и при этом «понюхавших пороху», пусть и чисто номинально. Весна-лето 45-го, вероятно Малайя.
Самая массовая и распространенная модификация, в том числе на Тихом океане с окрестностями: истребитель-бомбардировщик “Mosquito” FB Mk.VI 1-ой австралийской эскадрильи (1st Sqn RAAF), одной из двух, вооруженных на Зеленом Континенте «Мосси» (“Mossie”) и при этом «понюхавших пороху», пусть и чисто номинально. Весна-лето 45-го, вероятно Малайя.

Рецепт успеха был прост и сложен одновременно.

Желание подстраховаться деревом, как конструкционным материалом, на случай возможного дефицита дюраля (ведь нет ничего проще, чем просто взять и привезти в товарных количествах с другого конца света бальзу (сарказмЪ)). Совершенная аэродинамика (всяким аэродинамическим «ухудшалкам», вроде стрелковых башен, сказали «нет» еще на этапе прототипов) плюс мощные двигатели. И конечно конструкция: трехслойная работающая обшивка («сэндвич» фанера-бальза-фанера), фюзеляж-монокок, причем настолько прочный, что между задним лонжероном крыла и переборкой хвостового оперения не было никаких элементов усиления (шпангоутов, лонжеронов, стрингеров). На этапе окончательной сборки половинки фюзеляжа, уже «фаршированные» оборудованием и проводкой, склеивались, как сейчас делают моделисты у пластиковых моделей. И т.д и т.п. В общем, чтобы заменить условное дерево (а по факту, скорее "композит") дюралем, нужно было спроектировать новый самолет.

Участие в войне на Тихом океане самой распиаренной и спорной версии "Москито", бомбардировщика, свелось к эпичному "пшику". Зимой 44-45 в Австралию, на авианосцах HMS "Fencer" и HMS "Stirker",  была переброшена 618-я эскадрилья (618th Sqn. RAF) где кроме "штурмовиков" FB Mk.VI и разведчиков PR Mk.XVI  были и 25 бомбардировщиков B Mk IV Special предназначенных для использования "прыгающих" бомб "Highball" весом по 430 кг - вариации знаменитых бомб Уоллиса (на фото две штуки  в бомболюке). "Топмачтовики по-английски" дорабатывали так долго и мучительно, что основная потенциальная жертва ("Тирпиц") успела утонуть. В окрестностях же Страны кенгуру целей  для такого специфичного оружия не было от слова "совсем", а американцам, неумолимо двигающимся к Японии, помощь была не нужна: вполне хватало своих многочисленных "страферов". В общем, летом 45-го эскадрилью расформировали, а самолеты отправили на хранение (читай, на местную свалку). Бинго!
Участие в войне на Тихом океане самой распиаренной и спорной версии "Москито", бомбардировщика, свелось к эпичному "пшику". Зимой 44-45 в Австралию, на авианосцах HMS "Fencer" и HMS "Stirker", была переброшена 618-я эскадрилья (618th Sqn. RAF) где кроме "штурмовиков" FB Mk.VI и разведчиков PR Mk.XVI были и 25 бомбардировщиков B Mk IV Special предназначенных для использования "прыгающих" бомб "Highball" весом по 430 кг - вариации знаменитых бомб Уоллиса (на фото две штуки в бомболюке). "Топмачтовики по-английски" дорабатывали так долго и мучительно, что основная потенциальная жертва ("Тирпиц") успела утонуть. В окрестностях же Страны кенгуру целей для такого специфичного оружия не было от слова "совсем", а американцам, неумолимо двигающимся к Японии, помощь была не нужна: вполне хватало своих многочисленных "страферов". В общем, летом 45-го эскадрилью расформировали, а самолеты отправили на хранение (читай, на местную свалку). Бинго!

Изначально разрабатываемый как скоростной бомбардировщик и фото-разведчик, самолет быстро стал «многостаночником» и был крайне востребован в Европе, причем в самых разных вариантах исполнения. Естественно, такой передовой техникой второстепенный для англичан, Богом забытый дальневосточно-тихоокеанский ТВД снабжался по остаточному принципу. Тем не менее «Мосси» успели засветиться и на бирманском фронте в составе британских ВВС (RAF), и у австралийцев (RAAF) на островах Тихого океана.

RAF

Первые «Москито» попали в Бирму уже весной 43-го: широкого использования не планировалось, командование просто хотело посмотреть, как себя поведет «клееная деревяшка» (у «Мосси» соединения были на клее) в условиях жаркого и влажного климата. "Тренироваться на кошках" было поручено 27-ой эскадрилье, оснащенной "Бофайтерами" (получила Мосси-истребители Mk.II) и 684-й эскадрилье (разведчики PR MK.II).

Дела шли хорошо (это они так думали) и, когда появилась возможность, с весны 44-го, началось постепенное перевооружение всех четырех эскадрилий RAF, вооруженных пикировщиками Vultee "Vengeance"(45-ой, 82-ой, 84-ой и 110-ой) на "Мосси" модификации FB Mk.VI - истребитель-бомбардировщик, причем первой на фронт вернулась 45-я эскадрилья, только в августе 44-го (и действительно, куда торопится).

Самыми полезными "Мосси" на ТВД вероятно были самолеты-разведчики. Огромный радиус действия с ПТБ (с Цейлона долетали до Сингапура, Суматры и Явы) при практически полной неуязвимости. Единственная и бессменная 684-я эскадрилья, начав в 43-ем году, летала и высматривала до победного конца, освоив разведывательные модификации PR  Mk.II , IV, XVI и 34. На фото "Mosquito" PR Mk. 34, остров Кокос, лето 1945.
Самыми полезными "Мосси" на ТВД вероятно были самолеты-разведчики. Огромный радиус действия с ПТБ (с Цейлона долетали до Сингапура, Суматры и Явы) при практически полной неуязвимости. Единственная и бессменная 684-я эскадрилья, начав в 43-ем году, летала и высматривала до победного конца, освоив разведывательные модификации PR Mk.II , IV, XVI и 34. На фото "Mosquito" PR Mk. 34, остров Кокос, лето 1945.

Первый тревожный "звоночек", когда 14 мая 44-го у "Мосси" 45-ой эскадрильи во время учебного боя с B-25 отвалился хвост, проигнорировали. Гром грянул 20 октября 44-го.

В один день, на глазах других экипажей и без какого-либо участия противника, в воздухе буквально развалились два "Москито" из 45-ой и 82-ой эскадрилий. Среди прочих погиб и комэск 45-ой эскадрильи, Дональд Эдвардс (Sqn Ldr D.S.Edwards). Полеты приостановили, самолеты проверили, а первая комиссия майора Де Хевилланда (совпадение? Не думаю...), в декабре 44-го, не придумала ничего лучше, чем заявить, что крыльевые панели (а дело было в них) оторвались в следствии "усадки планера в сезон муссонных дождей", автоматически записав все "Мосси" в потенциальных "вдоводелов". Повторная комиссия Министерства Авиации дело поправила установив, что речь идет не о злокозненных муссонах, термитах и обезьянах, а о банальном заводском браке, усугубленном климатическими условиями. В общем, вопрос закрыли.

DH.98 “Mosquito” FB Mk.VI, 45th Sqn RAF, Бирма, 1945 год. Фотография сделана 7 января 45-го, а 15 января у городка Мейтхила машина была сбита Ki-43 64-го полка. Экипаж лейтенанта Гудвина (Flt Lt C.R.Goodwin, Flg Off Potts) погиб.
DH.98 “Mosquito” FB Mk.VI, 45th Sqn RAF, Бирма, 1945 год. Фотография сделана 7 января 45-го, а 15 января у городка Мейтхила машина была сбита Ki-43 64-го полка. Экипаж лейтенанта Гудвина (Flt Lt C.R.Goodwin, Flg Off Potts) погиб.

Пик применения истребителей-бомбардировщиков "Москито" пришелся на 1945 год, когда одновременно на фронте действовали две-три эскадрильи. Машины использовались ровно так же как и "Бофайтеры": атака аэродромов и всего, что движется на обычных и железных дорогах, а так же реках, то есть, изоляцией района боевых действий. Среди целей постоянно упоминается и "animal transport" (где ты, Грета, когда ты так нужна?). В подтвержденных победах числятся всего пара Ki-21, сбитых прямо над своими аэродромами и два Ki-43, сожженных на земле.

Потери от действий истребителей составили шесть машин (четыре истребителя-бомбардировщика и два разведчика). Во всех случаях обидчиками выступали Nakajima Ki-43 64-го полка (64th Sentai), это при том, что "Деревянное чудо" без проблем уходило от "Хаябусы" любой модификации. Оба разведчика на счету Ясухико Курое. За зенитчиками числятся всего два "Москито", зато в скорбном списке потерянных над вражеской территорией по неизвестной причине аж двадцать один "Мосси".

RAAF

Австралийцы естественно были наслышаны о "Деревянном чуде" и уже в марте 42-го было принято решение производить машину на континенте, на фирме De Havilland Australia в Банкстаун. В 42-ом году из Метрополии была получена документация и "живой" экземпляр модификации F Mk.II.

DH.98 “Mosquito” FB Mk.VI, 1st Sqn RAAF, Моротаи, зима 1945 год. Самолет еще в заводской окраске RAF схемы NFS.
DH.98 “Mosquito” FB Mk.VI, 1st Sqn RAAF, Моротаи, зима 1945 год. Самолет еще в заводской окраске RAF схемы NFS.

Первый лицензионный "Мосси" модификации FB Mk.40, соответствовавший истребителю-бомбардировщику FB Mk.VI, только с двигателями Packard Merlin 31/33, с помпой выкатили из цеха 23 июля 43-го, а приняли в ВВС ...в марте 44-го. То, что с производством что-то идет не так, технично подтвердилось 6 июня 44-го года, когда причиной развалившегося в полете свежепроизведенного "Москито" было названо низкое качество местного клея. В общем, из 209 построенных в Австралии самолетов до конца войны сдали только около сотни. FB Mk.40, во избежание, на фронт не посылали, переоборудовав 34 тушки в фото-разведчики PR Mk.40 и Mk.41.
Ситуацию "самолеты есть, но их ...нет" разрешили изящно и просто, заказав в Англии 38 истребителей-бомбардировщиков
FB Mk.VI и 23 разведчика PR Mk.XVI.

Если закупленные разведчики сравнительно активно использовались в 87-ой эскадрилье (87th Sqn RAAF) долетая до Голландской Ост-Индии и Филиппин, то "правильным" истребителям-бомбардировщикам, сведенным в 1-ю эскадрилью (1st Sqn RAAF), похвастаться особо было нечем: нечастые противо-партизанские рейды с пальбой по всему, что под руку подвернется при единственном потерянном по неизвестной причине над вражеской территорией FB Mk.VI.

DH.98 “Mosquito” FB Mk.VI, тоже 1st Sqn RAAF, Северный Борнео, 1945 год.. По образу и подобию янки, австралийцы приняли решение убрать защитный камуфляж с большинства боевых самолетов, действующих в тропических условиях. Решение было принято в начале 44-го года, до "Мосси" руки дошли в марте 45-го. Просто смыть краску до металла не получалось (деревяшка же), поэтому самолет целиком покрывался алюминиевой краской.
DH.98 “Mosquito” FB Mk.VI, тоже 1st Sqn RAAF, Северный Борнео, 1945 год.. По образу и подобию янки, австралийцы приняли решение убрать защитный камуфляж с большинства боевых самолетов, действующих в тропических условиях. Решение было принято в начале 44-го года, до "Мосси" руки дошли в марте 45-го. Просто смыть краску до металла не получалось (деревяшка же), поэтому самолет целиком покрывался алюминиевой краской.

Резюмируя не богатую тихоокеанскую историю "Мосси" хочется сказать "Слишком поздно, слишком мало, слишком капризно ". А так, самолет замечательный.

Всем добра.

*** Вся информация получена из открытых источников.