Было бы странно, если бы результаты, достигнутые использованием одного и того же самолета («Бьюфайтера») англичанами кардинально отличались от таковых у австралийцев: плюс-минус одни задачи и уровень подготовки летного состава. Многое совпадало или почти совпадало: примерное начало активной эксплуатации на ТВД, номенклатура модификаций, даже количество задействованных подразделений. Тем не менее, нюансы были.
Для начала, англичане с конца 42-го активно использовали «ночники», модификации ночного истребителя с бортовым радиолокатором, чего австралийцы никогда не делали: преимущественно машины модификации Mk VI NF, хотя в начале 43-го встречались и старые Mk I NF.
Японские ночные налеты проводились с таким невиданным размахом и с такой неслыханной эффективностью (сарказмъ), что англичане всю войну обходились на огромном ТВД, включая базы на Цейлоне, двумя неполными эскадрильями ночных истребителей: 89-ой и 176-ой (89th Sqn RAF, 176th Sqn RAF). При таких «внушительных» силах речь шла не более, чем об объектовой ПВО агломераций (например, Калькутта или Читтагонг) или аэродромных узлов на предполагаемых угрожаемых направлениях.
Против редких ночных «нарушителей», не отличающихся многочисленностью (не более звена), традиционно и успешно использовали наземные РЛС, обеспечивавшие наземное наведение «Бьюфикам», а часть летного состава уже имела ближневосточный боевой опыт, поэтому результат не заставил себя долго ждать. 15-го января 43-го, ближе к ночи, экипаж прапорщика Артура Принга (Flt Sgt Arthur Pring), до этого одержавшего три победы на Ближнем Востоке, в течении всего 4-х минут сбил целых три Mitsubishi Ki-21 «Sally» 98-го полка. Справедливости ради, это был первый и последний успех такого масштаба в Бирме, ибо японцы, столкнувшись с ночными истребителями, применяли радикальное, но очень эффективное средство: просто прекращали налеты на объект.
Поскольку противник на ночную войну регулярно не являлся, прогуливал, то дальневосточные «ночные охотники» результативностью не блистали: за всю войну шестнадцать заявок на победы, из которых двенадцать подтверждаются противной стороной (десять бомбардировщиков: четыре Mitsubishi Ki-21, два – Nakajima Ki-49, четыре – Kawasaki Ki-48 и две огромные летающие лодки Kawanishi H8K 851-го корпуса, сбитых у Цейлона).
Была еще одна подтвержденная, тринадцатая "победа", о которой англичане не очень любят вспоминать, но из песни слов не выкинешь. Ночью 20-го декабря 44-го года, над Читтагонгом, комэск 89-ой эскадрильи обнаружил огромный, четырех-моторный самолет. Зерно сомнения имело место быть, с "нарушителем" неоднократно и безуспешно пытались связаться, но в конце концов неизвестный был назначен японской летающей лодкой "Эмили" (H8K) и сбит. Традиционно было две новости: сбита оказалась не "Эмили", а американский Boeing B-29 "Superfortress" 40-ой бомбардировочной группы (40th BG), с/н 42-6331. Зато из одиннадцати членов экипажа выжило девять.
В отсутствии противника, делу никак не помог и технический прогресс: в 1944 году 176-я эскадрилья стала получать "Бьюфайтеры" Mk VIF с бортовыми радиолокаторами Mark VIII AI, способными, в отличие от старых Mark VI AI, обнаруживать цели на фоне земли. Мало того, о, ужас, ночные истребители стали привлекать для ударов по наземным целям, причем не только ночью.
Потери в зоне боевых действий (operational losses) тоже не поражали воображение, один "ночник" был сбит ответным огнем Ki-48, еще двоих изничтожили "Хаябусы" - один сбили (днем), второй расстреляли на взлетной полосе, еще четыре разбили сами англичане, на посадках. Всего семь "Бьюфайтеров-ночников".
Первыми же ударными "Бьюфайтерами" в Бирме были .... "ночники" модификации Mk VI NF 27-ой эскадрильи (27th Sqn RAF). Потом появились специализированные Mk VIC, а в 44-ом году массовым явлением стали "ракетоносцы" модификации Mk X, достигнув в 45-м году максимальной численности в шесть эскадрилий (22-я, 27-я, 47-я, 177-я, 211-я и 217-я). Естественно, на фронте одновременно использовались не все наличные подразделения, от силы два-три. Часть находились на отдыхе, обучении-переоснащении вне зоны боевых действий, например на Цейлоне (могли себе позволить).
Перевооружение на формально более совершенный de Havilland DH.98 Mosquito, начавшееся, например, в 27-ой эскадрильи уже летом 43-го застопорилось: "Бьюфик" считался верхом надежности в сравнении с "деревянным чудом". В жарком и влажном климате клееные сендвич-панели последнего расслаивались и иногда в полете отлетали, что привело к ряду катастроф. В ту же 27-ю эскадрилью "Бьюфайтеры" вернули обратно.
Да и особой военной необходимости не было: как ударный самолет большого радиуса действия, "Бьюфайтер" англичан вполне устраивал, причем даже "потолстевшая" модификация Mk X была сопоставима по скорости с основным воздушным противником, Nakajima Ki-43 "Hayabusa" модификаций I и II. В случае опасности, "Бьюфики" избавлялись от внешних подвесок, например отстреляв ракеты в сторону противника (были прецеденты) и, как правило, благополучно уходили от "Хаябус".
Поскольку Бирма, в сравнении с Тихоокеанскими островами, где действовали австралийцы, была сравнительно развитым регионом с какой-никакой железнодорожной и дорожной сетью, населенными пунктами и другими признаками цивилизации, то кроме уже стандартных целей, аэродромов, мелких и не очень речных/морских плав-средств, законными жертвами являлись мосты, железнодорожные узлы, локомотивы и ж/д составы. Не обделяли вниманием бронетехнику, воинские и транспортные колонны в тылу. Англичане называли машины с таким списком задач Intruders, сейчас это «изоляция района боевых действий».
Опять же, в отличие от австралийцев, англичане массово использовали ракеты RP калибром 25 и 60 фунтов (25lb, 60lb), причем, даже такие стационарные объекты, как деревянные мосты, требовали повторных ударов: японцы, силами военнопленных и местной "бесплатной рабсилы" быстро восстанавливали порушенное. Атаки часто проводились мелкими группами, силами пар и четверок, с целью застать вражью МЗА врасплох. Получалось далеко не всегда.
Несомненных плюсом "Бьюфиков" была возможность действовать без истребительного сопровождения, в отличие от имеющихся на ТВД "классических" бомбардировщиков.
Заявленная эффективность по борьбе с авиацией противника сильно отличалась от реальной: из нескольких десятков якобы уничтоженных на земле самолетов, японцы подтверждают только два. Из шести воздушных "побед " штурмовиков не подтверждается ни одна. Прозвище "Шепчущая смерть" (Whispering Death) , якобы данное самолету японцами за характерный, приглушенный звук двигателя, причем, вот совпадение, одновременно на Тихом океане и в Бирме - всего-навсего изобретение ушлых газетчиков.
За все в этой жизни приходится платить, и экипажи дальних штурмовиков платили сполна. Двадцать шесть самолетов было сбито огнем с земли, еще тридцать восемь было потеряно над вражеской территорией вместе с экипажами по неизвестной причине.
Тринадцать машин сбили истребители. Десять стали жертвами Ki-43, половина из которых вероятно на совести модификации Ki-43-III 64-го полка, которая уже была заметно быстрее "Бьюфика". О какой-либо эффективности оборонительного пулемета в кабине штурмана неизвестно. Установка пулемета стала стандартом с модификации MK X, но иногда "кулибины" в подразделениях сами монтировали пулемет на модификации Mk I и Mk VI. То, что из него палили, в том числе и австралийцы, факт, примеры есть. Что в кого-то попали - нет.
Ну а трем помогли упасть американцы. Один стал жертвой P-51A 311-ой группы (311FG), ну а пару в ноябре 44-го отправили на землю "Лайтнинги" 459-ой эскадрильи (459 FS), перепутав с Ki-48, причем "Бьюфайтеры" уже несли бирманскую "быструю идентификацию": белые полосы на крыльях, стабилизаторах и хвосте, но когда и кого это останавливало.
В общем, вот таким он был Дальневосточно-Тихоокеанский "Бьюфайтер". С одной стороны, сложно модернизируемый самолет при изначально не выдающихся летных данных, с другой стороны, за счет заложенных конструктивных решений, правильного использования и, отчасти, противника, остававшийся полезным и эффективным до конца Войны.
Всем добра.
* использована информация из открытых источников.