Как и герой предыдущего опуса (Сатоши Анабуки), один из ведущих армейских асов (в мемуарах присутствует 51-а победа, официальный результат - 30 воздушных побед). Так же как и Анабуки пережил войну и оставил автобиографические мемуары ("Aa,Hayabusa Sentotai" ("Ah! The Hayabusa FighterUnit") - как без этого. Точно так же, прославился на Бирманском фронте (CBI). Но есть нюансы...
Родился в феврале 1918 в семье военного (отец - майор армии). Поэтому имел возможность получить офицерское образование (вероятно, пресловутая кастовость). В июне 37-го закончил Армейскую летную академию (Rikugun Koku Shikan Gakko), а затем летную школу Акено. С ноября 38-го продолжал практиковаться в 59-ом полку (59th Sentai) в Китае.
То есть, к первому воздушному бою подошел во всеоружии.
Первый бой (и какой!) состоялся 15 сентября 1939 года, в последний день Номонганского конфликта, когда японцы нанесли массированный удар по советским аэродромам и в воздушных боях сошлись сотни машин. Лейтенант Курое заявил две победы над "И-15" у аэродромного узла Тамцаг-Булак.
*** Номонганский конфликт - по-нашему, Халхин-Гол.
Реалии: Никаких "И-15" в бою не участвовало. Наши действительно потеряли пять И-153 и один И-16. Но проблема в том, что японцы насчитали аж 39 побед и определить сколько сбил Курое и вообще, сбил ли кого, на сегодняшний день невозможно.
Этот бой дорого обошелся и японцам: было потеряно десять самолетов, причем шесть Ki-27 потерял именно 59-ый полк Курое.
В 1941-ом году пилот вернулся из Китая в метрополию на инструкторскую работу, а в мая 41-го получил звание капитана.
Осенью 41-го назначен командиром 3-го звена (Hentai) 47-ой отдельной эскадрильи (47th Dokuritsu Hiko Chutai) занимавшейся интереснейшим занятием, войсковыми испытаниями новинки армейской авиации: истребителя Nakajima Ki-44 "Shoki" ("Tojo" в кодировке союзников). Эскадрилья получила два прототипа, семь предсерийных экземпляров Ki-44-I и имя собственное: "Kawasemi Butai" (Kingfisher Force) - "Зимордки".
Эскадрилья просуществовала до весны 42-го и поучаствовала во всех значимых операциях японской армейской авиации в Малайе и Сингапуре. Западная историография, в зависимости от источника, относит к деятельности Ясухико Курое три Hawker Hurricane II 232-ой эскадрильи, один Brewster Buffalo 243-ей эскадрильи, как групповую победу, и один Vickers Vildebeest как вероятную победу.
Реалии: Единственная победа, сопоставляемая с нашим героем: сбитый 15 января 42-го у Сингапура совместно с капитаном Сусуму Джинбо (Susumu Jinbo) Brewster Buffalo 243-ей эскадрильи. Пилот, Гревиль Хескет (Greville Hesketh) погиб при аварийной посадке. Однако есть мнение, что этот Буффало был сбит Ki-43 59-го полка.
Весной 42-го года пилот был отправлен в 64-ый полк, на Бирманский фронт, а 24-го апреля был назначен командиром 3-ей эскадрильи вместо погибшего комэска Катсуми Анма. В марте 43-го, капитан Курое становится зам. ком. полка (Executive Officer/Hikotai leader).
Выбор оказался правильным. Будучи приверженцем агрессивных действий и коллективизма, реалистично смотрел на ситуацию, поэтому фееричных историй с бумажными, ничем не подтвержденными победами у пилотов полка было куда меньше, чем у соседей, 50-го полка, с его непрекращающимися "сказочными историями".
Зимой 43-го, в "мертвый сезон" муссонных дождей, когда полк был выведен в Сингапур, самолично управлял трофейной "Летающей крепостью" B-17 во время обучения пилотов полка лобовым атакам, с риском быть угробленным не успевшим отвернуть "курсантом".
В январе 1944-го года был отозван в метрополию, одержав за время службы в 64-ом полку девятнадцать побед, одна из которых была признана предположительной.
Реалии: Одиннадцать побед подтверждены противной стороной (семь личных и четыре групповых). Итого в личных победах два Hawker Hurricane II (135 и 136 Sqn RAF), один Lockheed P-38 Lightning (459FS, 80FG), один North American P-51 Mustang (530FS, 311FG) плюс три победы, за которые сразу надо ставить памятник: один Lockheed F-5 Lightning (9 PRS) и два De Havilland DH.98 Mosquito (684 Sqn RAF).
Если убрать лирику из автобиографии, то все три скоростных разведчика были сбиты после длительного преследования: пилот, не обнаруженный "жертвами", ждал, когда самолеты, в обычных условиях совершенно недоступные такому летающему недоразумению, как Ki-43, сбросят газ. И ведь дожидался.
В групповых победах числятся один Curtiss P-40 Warhawk (51FG), два Hawker Hurricane II (135 и 67 Sqn RAF) и один Consolidated B-24 Liberator (7 или 308 BG). Известны имена и звания пилотов - "соучастников".
Еще по пяти победам (все - Hawker Hurricane II) установить, кто конкретно "виновник торжества" историки не смогли. На каждую из побед претендуют сразу несколько пилотов.
Одна заявка (Lockheed P-38 Lightning 449FS) самим Курое объявлена предположительной, ну а в двух случаях ( Consolidated B-24 Liberator ( 159Sqn RAF) и Hawker Hurricane II (607 Sqn RAF)) самолеты противника, пусть и поврежденные, смогли вернуться на базу.
В Метрополии Курое продолжил службу в Летно-Исследовательском Центре Армии (Rikugun Koku Shinsa Bu). Среди облетанных им ЛА упоминаются Ki-106, Ki-109 и даже японская реинкарнация немецкого Me-163 - J8M "Shusui", который вообще-то флотская машина.
Естественно пилот участвовал и в перехватах B-29, что являлось обычной практикой того периода: использовали всех, кого могли.
В ночь на 23/24 марта 1945-го , на перехватчике Kawasaki Ki-102 Ko (“Randy”, в кодировке союзников), вооруженным 37-мм пушкой, отправляет на землю один Boeing B-29 “Superfortress” (по другим источником аж два), а опять ночью с 23 на 24 мая 45-го, управляя истребителем Nakajima Ki-84 “Hayate” (“Frank”, в кодировке союзников), пилот одерживает еще две победы над B-29 , доведя число своих побед до тридцати и закончив войну в звании майора.
Реалии: Две заявки, одержанные 23/24 мая 45-го на Ki-84 проверить невозможно. Да, такой налет был: миссия №181, в очередной раз выжигали Токио. Это был случай наиболее массового использования B-29 (558 машин). Да, янки потеряли от действий противника и по неизвестной причине одиннадцать B-29. Проблема в том, что заявок и у армейцев, и флотских много, а западная историография, пока по крайней мере, конкретные потери к действиям конкретных пилотов не привязала.
А за победы в ночь с 23 на 24 марта 1945-го пилоту можно ставить еще один памятник, ибо узок круг людей, имеющих подтвержденные, личные победы над «Сверхкрепостями» и не сломавших себе шею.
Миссия №45: налет 248-и «Сверхкрепостей» на Нагою стоил американцам пяти потерянных B-29, две из которых историки относят на счет действий Ясухико Курое (42-63493 «Star Duster» и 44-69748 «Lil Iodine II»).
Что имеем. В сухом остатке у Ясухико Курое девять личных подтвержденных побед, плюс пять групповых. На самом деле, для японской авиации с ее фантастическим оверклаймом - отличный результат! По мнению Кристофера Шоса, пилот вероятно является самым результативным асом армейской авиации Японии. Вот так.
В статья использована информация из открытых источников.