Найти тему
Тихий океан 1/72

Ясухико Курое – ас из асов?

Как и герой предыдущего опуса (Сатоши Анабуки), один из ведущих армейских асов (в мемуарах присутствует 51-а победа, официальный результат - 30 воздушных побед). Так же как и Анабуки пережил войну и оставил автобиографические мемуары ("Aa,Hayabusa Sentotai" ("Ah! The Hayabusa FighterUnit") - как без этого. Точно так же, прославился на Бирманском фронте (CBI). Но есть нюансы...

Пилот пережил войну и дослужился в авиации сил самообороны Японии до генерал-майора (фото справа). Погиб ... на рыбалке  в 1965 году. Утонул. Слева - лейтенант Курое образца 39-го года.
Пилот пережил войну и дослужился в авиации сил самообороны Японии до генерал-майора (фото справа). Погиб ... на рыбалке в 1965 году. Утонул. Слева - лейтенант Курое образца 39-го года.

Родился в феврале 1918 в семье военного (отец - майор армии). Поэтому имел возможность получить офицерское образование (вероятно, пресловутая кастовость). В июне 37-го закончил Армейскую летную академию (Rikugun Koku Shikan Gakko), а затем летную школу Акено. С ноября 38-го продолжал практиковаться в 59-ом полку (59th Sentai) в Китае.

То есть, к первому воздушному бою подошел во всеоружии.

Ki-27 59-го полка периода Номонганского конфликта. Пилот: Катсутаро Такахаши. Сдвижная часть фонаря демонтирована. Полных фотографий Ki-27 Ясухико Курое пока не обнаружено.
Ki-27 59-го полка периода Номонганского конфликта. Пилот: Катсутаро Такахаши. Сдвижная часть фонаря демонтирована. Полных фотографий Ki-27 Ясухико Курое пока не обнаружено.

Первый бой (и какой!) состоялся 15 сентября 1939 года, в последний день Номонганского конфликта, когда японцы нанесли массированный удар по советским аэродромам и в воздушных боях сошлись сотни машин. Лейтенант Курое заявил две победы над "И-15" у аэродромного узла Тамцаг-Булак.

*** Номонганский конфликт - по-нашему, Халхин-Гол.

Реалии: Никаких "И-15" в бою не участвовало. Наши действительно потеряли пять И-153 и один И-16. Но проблема в том, что японцы насчитали аж 39 побед и определить сколько сбил Курое и вообще, сбил ли кого, на сегодняшний день невозможно.

Этот бой дорого обошелся и японцам: было потеряно десять самолетов, причем шесть Ki-27 потерял именно 59-ый полк Курое.

Слева: Ясухико Курое в кабине Ki-27. Хорошо заметна эмблема 59-го полка(косая молния). Справа: Личный состав 59-го полка. Конец 39-го года.  Второй слева  сидящий -  1-ый лейтенант Курое.
Слева: Ясухико Курое в кабине Ki-27. Хорошо заметна эмблема 59-го полка(косая молния). Справа: Личный состав 59-го полка. Конец 39-го года. Второй слева сидящий - 1-ый лейтенант Курое.

В 1941-ом году пилот вернулся из Китая в метрополию на инструкторскую работу, а в мая 41-го получил звание капитана.

Осенью 41-го назначен командиром 3-го звена (Hentai) 47-ой отдельной эскадрильи (47th Dokuritsu Hiko Chutai) занимавшейся интереснейшим занятием, войсковыми испытаниями новинки армейской авиации: истребителя Nakajima Ki-44 "Shoki" ("Tojo" в кодировке союзников). Эскадрилья получила два прототипа, семь предсерийных экземпляров Ki-44-I и имя собственное: "Kawasemi Butai" (Kingfisher Force) - "Зимордки".

Ki-44 Ясухико Курое периода 47-ой отдельной эскадрильи. Как пилот, "выросший" на Ki-27, к Ki-44 относился отрицательно.  Плохой обзор из кабины, высокая посадочная скорость и никудышная, в сравнении с Ki-27, маневренность. Ну не было в японской авиации своих Мёльдерсов. Такой вариант присутствует в наборе Sword 72071 Nakajima Ki-44-I Shoki.
Ki-44 Ясухико Курое периода 47-ой отдельной эскадрильи. Как пилот, "выросший" на Ki-27, к Ki-44 относился отрицательно. Плохой обзор из кабины, высокая посадочная скорость и никудышная, в сравнении с Ki-27, маневренность. Ну не было в японской авиации своих Мёльдерсов. Такой вариант присутствует в наборе Sword 72071 Nakajima Ki-44-I Shoki.

Эскадрилья просуществовала до весны 42-го и поучаствовала во всех значимых операциях японской армейской авиации в Малайе и Сингапуре. Западная историография, в зависимости от источника, относит к деятельности Ясухико Курое три Hawker Hurricane II 232-ой эскадрильи, один Brewster Buffalo 243-ей эскадрильи, как групповую победу, и один Vickers Vildebeest как вероятную победу.

Реалии: Единственная победа, сопоставляемая с нашим героем: сбитый 15 января 42-го у Сингапура совместно с капитаном Сусуму Джинбо (Susumu Jinbo) Brewster Buffalo 243-ей эскадрильи. Пилот, Гревиль Хескет (Greville Hesketh) погиб при аварийной посадке. Однако есть мнение, что этот Буффало был сбит Ki-43 59-го полка.

Весной 42-го года пилот был отправлен в 64-ый полк, на Бирманский фронт, а 24-го апреля был назначен командиром 3-ей эскадрильи вместо погибшего комэска Катсуми Анма. В марте 43-го, капитан Курое становится зам. ком. полка (Executive Officer/Hikotai leader).

Ki-43-II капитана Курое, фото датируется летом 1943-го.
Ki-43-II капитана Курое, фото датируется летом 1943-го.

Выбор оказался правильным. Будучи приверженцем агрессивных действий и коллективизма, реалистично смотрел на ситуацию, поэтому фееричных историй с бумажными, ничем не подтвержденными победами у пилотов полка было куда меньше, чем у соседей, 50-го полка, с его непрекращающимися "сказочными историями".

Зимой 43-го, в "мертвый сезон" муссонных дождей, когда полк был выведен в Сингапур, самолично управлял трофейной "Летающей крепостью" B-17 во время обучения пилотов полка лобовым атакам, с риском быть угробленным не успевшим отвернуть "курсантом".

Слева капитан Курое периода Бирманской эпопеи 64-го полка.
Слева капитан Курое периода Бирманской эпопеи 64-го полка.

В январе 1944-го года был отозван в метрополию, одержав за время службы в 64-ом полку девятнадцать побед, одна из которых была признана предположительной.

Реалии: Одиннадцать побед подтверждены противной стороной (семь личных и четыре групповых). Итого в личных победах два Hawker Hurricane II (135 и 136 Sqn RAF), один Lockheed P-38 Lightning (459FS, 80FG), один North American P-51 Mustang (530FS, 311FG) плюс три победы, за которые сразу надо ставить памятник: один Lockheed F-5 Lightning (9 PRS) и два De Havilland DH.98 Mosquito (684 Sqn RAF).

Если убрать лирику из автобиографии, то все три скоростных разведчика были сбиты после длительного преследования: пилот, не обнаруженный "жертвами", ждал, когда самолеты, в обычных условиях совершенно недоступные такому летающему недоразумению, как Ki-43, сбросят газ. И ведь дожидался.

Хотя по информации сайта Rafcommands оба сбитых "Москито" (серийники DZ696 и DZ697 ) были модификации NF II (ночные истребители), в реальности это фото-разведчики модификации PR II и потеряны были именно на развед-миссиях. На фото: DZ697, август 43-го.
Хотя по информации сайта Rafcommands оба сбитых "Москито" (серийники DZ696 и DZ697 ) были модификации NF II (ночные истребители), в реальности это фото-разведчики модификации PR II и потеряны были именно на развед-миссиях. На фото: DZ697, август 43-го.

В групповых победах числятся один Curtiss P-40 Warhawk (51FG), два Hawker Hurricane II (135 и 67 Sqn RAF) и один Consolidated B-24 Liberator (7 или 308 BG). Известны имена и звания пилотов - "соучастников".

Еще по пяти победам (все - Hawker Hurricane II) установить, кто конкретно "виновник торжества" историки не смогли. На каждую из побед претендуют сразу несколько пилотов.

Одна заявка (Lockheed P-38 Lightning 449FS) самим Курое объявлена предположительной, ну а в двух случаях ( Consolidated B-24 Liberator ( 159Sqn RAF) и Hawker Hurricane II (607 Sqn RAF)) самолеты противника, пусть и поврежденные, смогли вернуться на базу.

В Метрополии Курое продолжил службу в Летно-Исследовательском Центре Армии (Rikugun Koku Shinsa Bu). Среди облетанных им ЛА упоминаются Ki-106, Ki-109 и даже японская реинкарнация немецкого Me-163 - J8M "Shusui", который вообще-то флотская машина.

Естественно пилот участвовал и в перехватах B-29, что являлось обычной практикой того периода: использовали всех, кого могли.

В ночь на 23/24 марта 1945-го , на перехватчике Kawasaki Ki-102 Ko (“Randy”, в кодировке союзников), вооруженным 37-мм пушкой, отправляет на землю один Boeing B-29 “Superfortress” (по другим источником аж два), а опять ночью с 23 на 24 мая 45-го, управляя истребителем Nakajima Ki-84 “Hayate” (“Frank”, в кодировке союзников), пилот одерживает еще две победы над B-29 , доведя число своих побед до тридцати и закончив войну в звании майора.

Kawasaki Ki-102 Ko и его основное вооружение: 37-мм пушка Ho-204 – по сути, отмасштабированный до циклопическим размеров американский полудюймовый Браунинг M2.  В реалиях, модификация Ki-102 Ko до серии не дошла из-за сырых двигателей Mitsubishi Ha-112-II-Ru и по сути единственным известным эксплуатантом этой модификации был именно Курое.
Kawasaki Ki-102 Ko и его основное вооружение: 37-мм пушка Ho-204 – по сути, отмасштабированный до циклопическим размеров американский полудюймовый Браунинг M2. В реалиях, модификация Ki-102 Ko до серии не дошла из-за сырых двигателей Mitsubishi Ha-112-II-Ru и по сути единственным известным эксплуатантом этой модификации был именно Курое.

Реалии: Две заявки, одержанные 23/24 мая 45-го на Ki-84 проверить невозможно. Да, такой налет был: миссия №181, в очередной раз выжигали Токио. Это был случай наиболее массового использования B-29 (558 машин). Да, янки потеряли от действий противника и по неизвестной причине одиннадцать B-29. Проблема в том, что заявок и у армейцев, и флотских много, а западная историография, пока по крайней мере, конкретные потери к действиям конкретных пилотов не привязала.

А за победы в ночь с 23 на 24 марта 1945-го пилоту можно ставить еще один памятник, ибо узок круг людей, имеющих подтвержденные, личные победы над «Сверхкрепостями» и не сломавших себе шею.

Миссия №45: налет 248-и «Сверхкрепостей» на Нагою стоил американцам пяти потерянных B-29, две из которых историки относят на счет действий Ясухико Курое (42-63493 «Star Duster» и 44-69748 «Lil Iodine II»).

Что имеем. В сухом остатке у Ясухико Курое девять личных подтвержденных побед, плюс пять групповых. На самом деле, для японской авиации с ее фантастическим оверклаймом - отличный результат! По мнению Кристофера Шоса, пилот вероятно является самым результативным асом армейской авиации Японии. Вот так.

В статья использована информация из открытых источников.