В прошлой статье я разобрал с помощью каких приборов самолеты в 1937 г могли постараться попасть на Северный полюс. Теперь посмотрим, что же происходило в действительности. Сразу могу сделать ремарку – сталинская пропаганда так пафосно трубила об успехах советской авиации и об её надежной технике, что у публики поневоле складывалось впечатление, что полеты на пуп Земли были чуть ли не легкой прогулкой. Герои-летчики, конечно, молодцы, но раз страна дала им такую славную технику, так отчего бы им и не долететь? Однако, реальность была не такой безмятежной, и временами обстоятельства складывались весьма драматично. Перечислю все советские полеты на полюс, а потом рассмотрим их друг за другом, с точки зрения навигации. Официально заявлялось о следующих полетах над Северном полюсом (в хронологическом порядке)
1937 г:
- 5 мая экипаж Павла Головина в ходе разведочного полета долетел до полюса на самолете АНТ-7 и вернулся обратно
- с 21 мая по 6 июня четыре самолета АНТ-6 высадили дрейфующую станцию СП-1
- 19 июня экипаж Чкалова пролетел через полюс на самолете АНТ-25 по пути в США
- 13 июля экипаж Громова пролетел через полюс на самолете АНТ-25 по пути в США
- 13 августа экипаж Леваневского пролетел через полюс на самолете ДБ-А по пути в США
- 7 октября через полюс пролетел экипаж Водопьянова на самолете АНТ-6 в ходе «поисков Леваневского»
1938 год:
- 4 апреля на полюс летал экипаж Мошковского на самолете АНТ-6 в ходе «поисков Леваневского».
Таким образом, менее чем за год над вершиной планеты побывало 12 самолетов, кроме того, еще несколько полетов совершены в околополюсной зоне. После чего тема полетов над полюсом оказалась закрыта почти на десятилетие. Я буду описывать все эти экспедиции не в хронологическом порядке, а по мере их усложнения и нарастания драматизма.
Перелеты Чкалова и Громова.
Если не брать во внимание всю сложность трехсуточных рекордных перелетов, а рассматривать только узкую задачу движения возле полюса, то эти два перелета в навигационном отношении являлись наиболее простыми. Экипажи не собирались совершать над полюсом никаких маневров. От острова Рудольфа они шли по радиомаяку по 58-му меридиану и в Западном полушарии рассчитывали продолжать следовать по той же прямой линии, которая превращалась в 122 меридиан и приводила прямиком с Сан-Франциско, на тихоокеанское побережье США.
В общем-то и сам полюс интересовал постольку-поскольку, допустимо было и проскочить мимо него с большой погрешностью, которою можно исправить позже. Именно это произошло при перелете Чкалова. Штурманский бортовой журнал не был секретен, а наоборот, широко публиковался в виде отдельных книжек. По нему можно проследить все перипетии. При подлете к полюсу самолет вошел в зону облачности. Последний раз координаты определили в 3.25, они составили 89 °с.ш. 45° в.д. – это 25 км отклонения к западу от нужной им трассы, а до полюса оставалось 111 км. За час до этого они, наоборот, находились восточнее 58 меридиана, на 60-й долготе, т.е. двигались зигзагом. Отклонятся на запад они начали сознательно, пытаясь уйти от циклона, но так и не сумели. Начиная с 3.25 никаких координат нет, летели в сплошной облачности. Время прохождения полюса указано 4.15, причем оно стоит слева от столбика с другими временами, идущими подряд, и похоже, вписано позднее. На это же намекает и дополнительное пояснение «приблизительно», а когда на самом деле прошли полюс, сие никому не ведомо, как и то, насколько близко к нему.
Байдуков, главный писатель и журналист этого экипажа, об этом всегда выражался открыто: «Прошли несколько левее полюса», точнее сказать не мог, потому что не знал. Сук переставили на западное полушарие в 5-00, когда увидели солнце. Координат, впрочем, еще долго нигде не определяли. В результате их занесло много левее планируемого 122 меридиана. «Правда» 20 июня публиковала радиограмму с борта:
«19 июня, 10 час. 25 мин. Все в порядке. Высота 4 тыс. метров. Нахожусь приблизительно широта 84 градуса, 110 градусов западной долготы». – это примерно 130 км отклонение от долготы 122, лишний час полета. Если, конечно, “Правда” ничего не напутала и не придумала, потому что в штурманском журнале этих координат я не вижу. Время, кстати, в журнале указывается по гринвичу, а “Правда” все переводит в московское.
Отвлекаясь от темы собственно полюса – чкаловский экипаж блуждал изрядно. И в следствии погоды и из-за собственных ошибок. Например, в Баренцевом море Чкалов повернул на восток в 15-48, пытаясь обойти фронт облачности и летел так практически час, до 16-48, почти не продвинувшись к северу, зато сместившись на 190 км к востоку.
Одна из причин этого – Чкалов не умел летать в облаках. В 17-00 на пилотское кресло сел Байдуков, он и направил самолет на север, в облачность, и через 37 минут они через просветы увидели первый из островов Земли Франца Иосифа.
Громовский же экипаж выдерживал почти идеальную линию, это основной фактор, почему второй самолет долетел до южной границы США, а не приземлился возле северной, как чкаловский. И Северный полюс громовцы прошли точно, причем попали туда на три часа быстрее, чем чкаловцы. Про перелет Громова больше, пожалуй, добавить и нечего. Прекрасно выполненная во всех отношениях работа, и мировой рекорд, как закономерный её результат. Когда всё складывается хорошо, так получается не о чём говорить? Выходит, что главные герои – это те, про кого ничего не скажешь, кроме сухой статистики?
Следующий объявленный полет – Павла Головина 5 мая 1937 г.
У меня этот разбор неожиданно занимает больший объем и время, чем я планировал, поэтому я решил опубликовать его отдельно. А эту короткую статью буду использовать еще и как общее хранилище ссылок:
1. Как искали Северный полюс в 1937 г - о проблемах навигации
2. Перелеты Чкалова и Громова (эта же статья)
3. Первый советский залет на полюс или куда попал летчик Головин
4. Долетел ли Головин до полюса - обсуждаем дальность
5. Детектив с временем возвращения Головина
6. Последняя известная информация о полете Головина
7. Первый полет на полюс - реконструкция событий
8. Как Водопьянов мимо полюса пролетел и как Шмидт об этом отчитался
9. Что на самом деле планировал Шмидт и какую ошибку считал допустимой
10. Как Отто Юльевич Шмидт рассказывал куда попал
11. Как собирались найти дрейфующую станцию
12. Два мировых рекорда советской авиации в один день - пролет Молокова над полюсом и посадка Алексеева
13. Как штурман Аккуратов объяснял исчезновение
14 Все собрались, кроме Мазурука. Два дня на льдине
15. Три уровня проблем штурмана Аккуратова
16. По каким льдам скитался потерянный самолет - сравниваем координаты Аккуратова и Бронтмана
17. Как вызволяли пропавший у полюса самолет - борьба со страхом
18. Как уговорили Мазурука и как самолет нашелся
19. Групповой полет мимо полюса - планы и результат
20. Про первый в мире полет на полюс ночью – еще несколько слов о полете Водопьянова
И заодно я подумал, отчего бы не указать и ссылку на мою книгу "В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи", опубликованную в издательстве Паулсен.