Что не говорите, а Су-30 для постсоветской России машина абсолютно уникальная. С него, в кооперации с индийцами, фактически началось возрождение отечественного военного авиапрома. И он же стал главным хитом высокотехнологичных продаж российского оборонного комплекса на долгие времена. Ни один тяжелый истребитель в 21 веке не покупали такими крупными партиями. Это единственная отечественная машина из новых, составляющая основу истребительной авиации сразу нескольких крупных стран: Индии, Алжира, Вьетнама и даже такого мощного государства, как Китай. Ведь их основной на сегодня истребитель J-16 и есть по сути реплика "тридцатки" (наравне с Су-27) с улучшенными, по крайней мере, по заверениям самих китайцев, параметрами. Но J-16, хоть и производится темпами более 50 единиц в год, прямой заменой Су-30МКК так и не стал. Если обратить внимание на то, каким силами Китай сейчас проводит маневры в окрестностях Тайваня, Су-30МКК встречается практически в каждом докладе. Даже чаще, чем Су-35С, который по факту лучший истребитель ВВС НОАК, не считая "стелса" J-20. Но и "тридцатку" в Китае ценят и постоянно держат её на самом опасном для себя направлении.
В свое время Су-30МК (многоцелевой коммерческий) сравнительно легко вернулся на международный рынок. Словно и не было в России семи страшных лет, с 1991 по 1998, когда в войска не поступило ни одной единицы новой лётной техники. Интересно, что главной жертвой возвращения российских самолётов стали первые модификации знаменитого теперь французского истребителя "Рафаль", фирмы "Дассо Авиасьон". В конце 90-х годов прошлого века французы начали активное продвижение этой машины на рынок, претендуя, в основном, на страны, куда до этого активно поставлялась советская военная техника. Но внезапно туда вернулось и конструкторское бюро "Сухого" с корпорацией "Иркут" (ныне ОАК). И все, кто почти настроился закупать очень неплохие, хотя и безумно дорогие французские истребители, быстро поменяли приоритеты. "Сушка" (35 единиц) была без раздумий приобретена Вьетнамом, которому перед этим приходилось делать нелёгкий выбор между сырым на тот момент Рафаль-С и уже изрядно устаревшим Ф-16 Блок 50\52.
"Из 300 Х-22 не сбито ни одной". Что это за ракета и в чем секрет её неуязвимости.
Алжир, после нескольких дней и многочасовых полётов в ходе сравнительных натурных тестов с "Рафаль", сделал однозначный выбор в пользу российского самолёта. Французский истребитель также был отвергнут Ливией в пользу Су-30МК1, хотя Муаммару Каддафи так и не довелось увидеть уже подписанные и законтрактированные российские машины, из-за нападения стран НАТО. Но, пожалуй, самое удивительное, что "француз" проиграл Су-30МК тендеры в Малайзии (тендер 2002 года) и Индонезии (2003 год), где вообще никогда не имелось на вооружении советской техники. К слову сказать, единственным тендером, где отечественный истребитель проиграл в прямой конкуренции "Рафалю", стал конкурс MMRCA в Индии. Но во-первых, от России в нём принимал участие сырой и тогда существовавший только в проектах МиГ-35, а во-вторых, к тому времени, Су-30МКИ уже давно стал основным индийским истребителем, ракетоносцем и в общем, совершенно незаменимым "кадром" для Indian Air Force (IAF). Они до сих пор, примерно раз в три года, покупают по 10-12 новых комплектов, и не так давно решительно объявили нашу "сушку" индийской. Сейчас начинается процесс модификации индийских "Сухих", после которого IAF рассчитывает получить 210 существенно обновленных машин.
Думается, именно французы больше всех радовались жестким санкциям США на продажу российской военной техники, и даже подвинули американцев с тех рынков, где Штаты хотели активно нас заменить. Например, они лихо вписались на египетский и индонезийский конкурсы, уже выигранные Су-35, но замороженные из-за трусости и зависимости от США тамошнего руководства. Однако, страны посмелее Су-30 и Су-35 продолжают покупать, и, если у них в принципе есть выбор, то, как и прежде останавливают его на российских машинах. В декабре своё слово сказал Казахстан, отказавшись от французских машин в пользу дюжины Су-30СМ2, хотя Париж очень хотел залезть на эту делянку. А теперь выбор сделала Эфиопия, где представители "Дассо Авиасьон" с 2015 года пытались продавить руководство на покупку своих изделий. После ряда неудач в Африке, Эфиопия виделась "Дассо" как страна, с которой начнётся продвижение "Рафаля" вглубь "Чёрного континента".
Но в середине января 2024 года Аддис-Абеба показала свою новую технику, и сразу стало ясно, что "Рафаль" опять проиграл. И это очень хорошо. Многие скажут, что самолёты нужны нам здесь и сейчас, но это стратегически неверный подход. Во-первых, Су-30 в нынешних кампаниях российской армии участие принимает достаточно редко. У нас для этого есть другие истребители, поновее и помощнее во всех отношениях. А во-вторых, от экспортной части военного производства отказываться не просто глупо, но и преступно. Иначе моментально теряешь и рынок, и валютные поступления, и благоприятно настроенных друзей-покупателей. И вернуть их вновь будет практически невозможно.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!