В связи с крайними событиями в компании со светло-зелеными самолетами вспомнились совещания полугодичной давности.
Вышененазванная компания решила потратить силы и средства на создание российского учебного самолета. Вообще в 2023 году эта тема получила дополнительный толчок - прошло не одно отраслевое совещание по "формированию облика нового учебного самолета". Дело, безусловно, нужное важное и хорошее, если бы не одно большое НО.
Поскольку на резиномоторе далеко не улетишь, очевидно, что, как и во всех развитых странах, плясать нужно от пламенной печки. Тьфу! От пламенного мотора, созданного талантливыми российскими инженерами. Есть такой в серии? Если нет, то когда будет? Какие характеристики выдаст? На мой непросвещённый в авиаконструировании взгляд, самоль нужно делать под двигло, а не наоборот. Но может это вопрос инноваций? Спроектировать супермегаплатформу под будущий двигатель?
По итогам каких-то совещаний на бумаге появился светлый образ будущей мечты летных учебных заведений и их курсантов, выраженный в некоем техническом задании.
Не углубляясь в детали возникает вопрос - почему штурвал, а не РУС типа sidestick? Супержесть и МС-21, вроде как на ручке. Да, ЛМС-901 на штурвале, но основные-то перспективные и уже производимые российские самолеты на ручке!
Самолет из композитов. Современно, вроде как ... Но это же учебные самолеты, которые, со всем уважением к курсантам, должны быть крепкими, как табуретки в солдатских казармах. Да, австрийские Даймонды, используемые сейчас в процессе обучения пилотов, композитные, но я хорошо знаю отношение инструкторов к этим самолетам.
Отдельный вопрос вызывает участие во всех этих процессах Управления лётной эксплуатации Росавиации. Подскажите, пожалуйста, а когда в полномочия УЛЭ ФАВТ прописали работу по созданию новых учебных самолетов? Или может все авгиевы конюшни в гражданской авиации уже разгребли? И, так сказать, от нечего делать, факультативно, начали формировать облики современных российских самолетов? А может просто коммерческая компания попросила помочь денег заработать?
Руководители Росавиации, вероятно, не осведомлены, что в стране уже есть сертифицированный по типу прекрасный Ильюшинский самолет Ил-103, который только в Академии ГА на учебных полетах налетал более 700 часов. Знаю, что в КБ передан исчерпывающий список замечаний к самолету и что Ильюшинцы провели работу по их устранению. Зачем в это непростое время создавать "велосипед"? Просто хочется бюджетных денег?
Или может просто я законченный ретроград и консерватор, стоящий на пути технического прогресса в виде нового перспективного учебного самолета, созданного по техническому заданию специалистов УЛЭ Росавиации со штурвалом вместо ручки?
#Росавиация #самолет #учебныйсамолет #малаяавиация #гражданскаяавиация