Для некоторых, особо настырных, хочется отмахнутся словами героя-агронома Войновича из «Солдата Чонкина»: «А рецепт, Ваня, тут простой…». Но, не буду. А просто вспомню детство. Уже не босоногое, но очень уж бедное.
После глотка украдкой из открытой родительской бутылки «Южной ночи» или «Черных глаз», после праздничной редкой стопки кагора, болгарское «Каберне» за 1 рубль 30 копеек 0,7 литра, казалось страшной кислятиной. «Механжийское» за рупь пятнадцать было и того хлеще. Десертные «Котнари» и «Мурфатлар» по 2,5 рубля бутылка, продавали в столе заказов два раза в год, на Новый год и на 1 Мая. Они были как раз посередине между фантастикой и сказкой.
Но, голь на выдумки хитра. Тем паче, что особо выдумывать не приходилось. Баба Лида во всех подробностях рассказала, как они раньше варили глинтвейн. А «раньше» это было, сейчас уже и не вспомню, то ли до 1917 года, то ли после. Но, варили. И пили.
Не думаю, что за последние 50 лет сорт винограда «Каберне» и вина из него радикально изменился. Но, вино стало менее кислым. Может быть потому, что и водка стала менее крепкой?
С одной стороны – приготовить глинтвейн особого труда не составляет. А с другой стороны – приготовить вкусный глинтвейн можно, но…. Надо знать некоторые маленькие хитрости. Вот с них и начнём.
Посуда. Стеклянная или эмалированная. Ни в коем случае не стальная. Пусть даже это будет хвалёный пресловутый «Цептер». Сухое красное вино по определению кислое. А железо вступает в дурную реакцию с этой самой кислотой.
Водяная баня. Это не Сандуны и не финская сауна. Это кастрюля с продуктом, поставленная в чуть большую кастрюлю, в которой потихоньку кипит вода. Если ваш глинтвейн закипит – это будет не глинтвейн, а пойло. Хочу по секрету сказать, что температура кипения спиртосодержащих жидкостей значительно ниже температуры кипения воды.Нелишне будет напомнить, что вы должны быть чисты. Не только руками, но и помыслами. Случалось автору пару раз на заре туманной юности воплотить свои коварные происки в отношении таких же юных дев с помощью сего напитка, для верности перефаршмаченного водкой (а один раз – даже «Настойкой горькой Стрелецкой»). Фиаско было полное. Сначала со стороны дев, потом уже автора и его помощников-злодеев. Но речь ведь не об этом.
Итак, глинтвейн. На 2 бутылки (по 0,7 естественно) красного сухого вина нам понадобится стакан сахара и полстакана водки. Коньяк, конечно, лучше. Но, жалко страшно. Жаба давит. А мы её. Оставим жабу и перейдем к плите. Пара кастрюль, чтобы меньшая входила в большую с запасом на литра два воды. И опиралась ручками на края большей. Чтоб не касалась дном одна другую. Иначе это будет не водяная баня и глинтвейн, а трата денег и перевод продукта. При необходимости – включите свою смекалку. У кого с нею сложные отношения – насыпьте на дно нижней кастрюли штук пять ложек или вилок ровным слоем. Поставили. Налили в нижнюю воду. В верхнюю – вино. Накрыли крышкой. Караулим воду. Как только закипела, переводим на самый малый «вперёд». Чтобы, не дай бог, не закипело вино!
Опять же караулить можно по-разному. Присесть перед кастрюльками и ждать. Особо хитрые посадят так подельника и спишут на него свою неудачу, которая случится вдруг. Я же просто почаще поглядываю, пока мечусь по кухне, аки вепрь. Метаться всё равно приходится. Нам пора заправлять глинтвейн специями.
Специи! Вот здесь уже не маленькие хитрости. И не секреты. Здесь тайна! Как и что, а главное, сколько положить нам в напиток? Людей с тяжелой фантазией просьба не беспокоиться. Купите пакетик сухофруктов «Санта Мария» с надписью: «Смесь для глинтвейна» или австрийский эрзац «Котани» со смешным и грустным названием «Приправа для глинтвейна (моментальная)». Вы пробовали «моментальный» шашлык? Как я понимаю – моментальный: взял шмат сырого мяса, посыпал чем-то моментальным, и можно есть. Не надо ждать пока оно пропитается вином и луком, перцем и лимоном…. «Моменто морэ!»… Ей богу!
Куда-то я с утра пошел в другую сторону. Вернёмся же к станку. Так вот, до этого были большие и маленькие хитрости. А сейчас начнётся священнодействие. Заправка специй. Вино нагрелось и запарило в кастрюле. Нам осталось добавить в него специи, сахар и водку. И именно в таком порядке. Сахар тяжелит раствор и мешает ему впитать из специй весь аромат и вкус. Водка (или коньяк), чтобы не испарился весь спирт, пойдёт последней, минут за 5 до снятия с огня и подачи на стол. Рекомендую добавить пару столовых ложек горно-алтайского бальзама, не помешает. Тем паче, что "Рижский бальзам" приказал долго жить.
Ну, вот и всё! Как всё?! Вы спросите. Уже? А специи? Да, всё. Теперь и перейдём к ним.
Стандартный и банальный вариант: изюм, имбирь, ванилин, что-нибудь цитрусовое покислее, корица, кардамон, гвоздика.
Я расскажу про свой. Изюм – полжмени. Сейчас начнутся вопросы: а что такое жменя? Ну, это просто! Все знают, что такое горсть. Засуньте ладошку в мешок с солью и зачерпните, сколько сможете. Это будет горсть соли. Сожмите ладошку в кулачок. Вот и получится жменя. 4 гвоздики. Мускатный орех надо скупо поскрести ножом над кастрюлькой. Две крупные горошины душистого перца. Корица, если молотая – половину чайной ложки. Если не молотая – трубочку с дамский пальчик. Кардамон, у кого есть, совсем немного. Лимон. Вот здесь сложнее. По моему заскорузлому мнению, нужен не столько сам лимон и его кислота, сколько шкура лимона с ее эфирными маслами. Если тупо взять отжатую половинку лимона – вы не промахнетесь. Но вместе с кислотой в напиток попадет и горечь от цедры – белой мягкой и рыхлой подшкуры. Потому я делаю очень просто: острым ножом срезаю пятаки желтой кожицы с половинки лимона, оставляя белую цедру и нутро в неприкосновенности. Можно (для очень ленивых) тупо пошкрябать по мелкой тёрке. Вот, в принципе, и всё. Остались лишь изыски.
Если пошариться по загашникам и на подоконнике, то можно случайно найти у окна невзрачный цветок с редкими листьями-иголками почти серого цвета. Розмарин. Классная заправка в тушеное мясо. Но, и в наш глинтвейн пойдет за милую душу. Состригите конец веточки с большой палец и положите в кастрюлю. Чабрец, он же богородская трава. Пара стебельков и желательно с листьями. Лично мне особенно нравится тот, что собран в долине реки Чулышман нежными пальчиками любимой женщины. Но это сугубо личное. Так. Мята. Душничка. Всё это очень ароматные и полезные травки. Они придадут вашему глинтвейну неповторимый вкус и запах. Не возбраняются яблоки, апельсин, со шкурой и без. Фантазировать похвально. Только не надо закладывать всё, сразу и помногу. Кулинары-французы (а я их безмерно уважаю) говорят, что хороша та специя, которая не ощущается в блюде.
После закладки специй, минут через 5, можно засыпать сахар. Эстетам могу предложить добавить пару чайных ложек меда или малинового сиропа из домашнего варенья. Сахар растворился, и выливаем крепкое спиртное. Выключаем плиту. Даем настояться глинтвейну минут 10-15, под крышкой. Пока напиток зреет, разгребаем на столе середину, удаляем всё лишнее и неподобающее торжественному моменту, выставляем прозрачные стаканы или кружки и несём наше творение. Водружаем в середину стола и молча, медленно обводим взглядом всех присутствующих. Не стесняйтесь бить фаянсовой или пластмассовой поварёшкой (помните: не металлической!) по жадным рукам, тянущимся к крышке. Это ваша минута и ваш триумф!
Крышка снята. Нарочито медленно надо помешать весь компот, чтобы народ успел унюхать прелестный аромат и захлебнуться слюной. Потом налить первый черпачок в стакан и посмотреть на свет. Не столько полюбоваться самому, сколько показать присутствующим рубиновый свет изнутри бокала. Самому понюхать. Потом попробовать. Почмокать. Тут очень важно не переборщить. Потому как не очень крупного разливальщика начинают мутузить ногами и руками уже на второй минуте дегустации. Я могу продержаться четыре. Дальше просто не рискую.
Если у вас получится с первого раза – не стесняйтесь всем говорить, что вы Гудини-Копперфильд по части глинтвейнов, грогов, пуншей, ромов, водки и прочей самогонки. (Ах, самогонка! Моя душа всегда с тобой. Особенно с шотландской). Глинтвейн у меня начал получаться достойно раза с третьего, а то и с четвертого. И что особенно интересно – ни разу не получилось двух одинаковых напитков. Да так оно и лучше. Успокаиваю себя мыслью, что продолжаю расти.
С раннего утра пить не привык, потому пойду, заварю себе чай с мелиссой (тоже, кстати, доставшейся трудами тех же самых нежных пальчиков). А уж вечером, в тиши и уюте, к кальяну и свече, к хорошей тихой музыке, под шум осеннего дождя за окном, устрою праздник Души, на который можно и даже нужно, пригласить лицо безответственное, но очень симпатишное.
И вам советую.