Существуют две классификации масел Американского института нефти (API) - для базовых моторных масел.
Классификация базовых масел по API
Базовые масла подразделяются на пять групп в зависимости от индекса вязкости, содержания насыщенных соединений, серы и технологии производства:
Мировое производство базовых масел составляет более 30 млн. т. год, из них ~80% приходится на I группу. В странах ЕС в основном производятся базовые масла I группы и качество товарных масел обеспечивается за счет присадок. Прогнозируется увеличение выпуска базовых масел III группы и синтетических масел - в основном полиальфаолефинов (ПАО), однако высокая стоимость ПАО ограничивает их применение и часто они используются в смеси с нефтяными маслами. В США и Канаде 50% составляют базовые масла II группы и 15% - III группы, доля которых постоянно возрастает.
Классификация моторных масел по API
Моторные масла по классификации API (Американского института нефти) подразделяются по типу двигателей на:
- масла для бензиновых двигателей;
- масла для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей.
Масла для бензиновых двигателей
Категория SP
1. Статус - действует.
2. Дата ввода - май 2020 года.
3. Предназначено для:
- обеспечения защиты от низкоскоростного предварительного зажигания (LSPI);
- защиты от износа цепи ГРМ;
- улучшенной защиты поршней и турбокомпрессоров от отложений при высокой температуре;
- более строгого контроля за осадком и нагаром.
4. API SP с сохранением ресурса соответствует стандарту ILSAC GF-6A, сочетая характеристики API SP с улучшенной экономией топлива, защитой системы контроля выбросов и двигателей, работающих на топливах, содержащих этанол, вплоть до E85.
Масла для дизельных двигателей
Категория FA-4
Статус: действует.
1. Масла XW-30 для использования в некоторых высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, разработанных в соответствии со стандартами выбросов парниковых газов 2017 модельного года.
2. Для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 0,0015% масс.
3. Особенно эффективны для поддержания долговечности систем контроля выбросов, в которых используются сажевые фильтры и другие современные системы доочистки.
4. Предназначено для обеспечения усиленной защиты от окисления, потери вязкости из-за сдвига и аэрации масла.
5. Защищает от:
- отравления катализатора;
- засорения сажевого фильтра;
- износа двигателя;
- отложений на поршнях;
- ухудшения свойств при низких и высоких температурах;
- повышения вязкости, связанного с сажей.
6. Не является взаимозаменяемым или обратно совместимым с маслами API CK-4, CJ-4, CI-4, CI-4 PLUS и CH-4.
7. При использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% масс. необходима рекомендация производителя о возможности применения.
Категория CK-4
Статус: действует.
1. Для двигателей 2017 года выпуска и более старых моделей.
2. Для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 0,05% масс., использование топлива с содержанием серы более 0,0015% масс. может повлиять на долговечность системы доочистки выхлопных газов и/или интервал слива масла.
3. Особенно эффективны для поддержания долговечности систем контроля выбросов, в которых используются сажевые фильтры и другие современные системы доочистки.
4. Предназначено для обеспечения усиленной защиты от окисления, потери вязкости из-за сдвига и аэрации масла.
5. Защищает от:
- отравления катализатора;
- засорения сажевого фильтра;
- износа двигателя;
- отложений на поршнях;
- ухудшения свойств при низких и высоких температурах;
- повышения вязкости, связанного с сажей.
6. Превосходит критерии эффективности CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4 и может эффективно смазывать двигатели, требующие этих категорий.
7. При использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% масс. необходима рекомендация производителя двигателя по интервалам технического обслуживания.
Категория CJ-4
Статус: действует.
1. Для двигателей 2010 года выпуска и более старых моделей.
2. Для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 0,05% масс., использование топлива с содержанием серы более 0,0015% масс. может повлиять на долговечность системы доочистки выхлопных газов и/или интервал слива масла.
3. Превосходит критерии эффективности CI-4 PLUS, CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4 и может эффективно смазывать двигатели, требующие этих категорий.
4. При использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% масс. необходима рекомендация производителя двигателя по интервалам технического обслуживания.
Категория CI-4
Статус: действует.
1. Введено в 2002 году.
2. Для двигателей разработанных в соответствии со стандартами выбросов выхлопных газов 2004 года, введенными в 2002 году.
3. Разработано для поддержания долговечности двигателя, в котором используется рециркуляция отработавших газов (EGR), и предназначены для использования с дизельными топливами с содержанием серы до 0,5% масс.
4. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.
Категория CH-4
Статус: действует.
1. Введено в 1998 году.
2. Для двигателей разработанных в соответствии со стандартами выбросов выхлопных газов 1998 года.
3. Предназначены для использования с дизельными топливами с содержанием серы до 0,5% масс.
4. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4 и CG-4.
Устаревшие категории
Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.