Вот казалось бы, ничего особенного в «Митчелле» не было. Конкурс конкуренту проиграл. Истребители не обгонял и не догонял. Рекордной дальностью похвастаться тоже не мог. Мало того (о, ужас) толком пикировать не умел. Тем не менее, вполне заслуженно считался если не лучшим, то уж точно одним из лучших средних бомбардировщиков Второй Мировой.
Своим рождением будущий B-25 был обязан конкурсу (Circular Proposal) за номером 39-640, объявленным весной 39-го года. Армии были нужны средние бомбардировщики, причем дело было не только и не столько в замене «летающих чемоданов», Douglas B-18, сколько в резком увеличении численности ВВС в преддверии большой войны.
Однако конкурсант от North American, NA-62, впервые взлетевший в августе 40-го года, конкурс проиграл. Правда была и хорошая новость: контракт на 184-е бомбардировщика, получивших в серии обозначение B-25, все равно был заключен: самолетов было нужно очень много, да и формальный победитель, Martin 179 (будущий B-26 «Marauder»), как оказалось был с «изюминкой», поэтому подстраховались совершенно резонно.
В честь т.н. «Отца американской авиации», генерала Уильяма Митчелла, которого благополучно сжили со свету, B-25 получил имя собственное «Митчелл» ("Mitchell") и за шестидесяти четырьмя «условно боевыми» B-25 («без буковки») и B-25A последовала действительно боеготовая модификация B-25B, выпущенная серией в 120 машин.
На B-25B же появилась и важная новинка: хвостовую огневую точку заменили двумя стрелковыми башнями фирмы Bendix c электроприводом и парой крупнокалиберных пулеметов в каждой. Башни могли вращаться на 360 градусов и обеспечивали круговой обстрел. Если к верхней башне Bendix «Модель L тип А-4» особых претензий не было, то с нижней все было не слава богу: хотя нижняя башня, Bendix «Модель К», и могла убираться в фюзеляж с помощью гидравлики, окошко перископического прицела, единственного средства наблюдения стрелка, во время полетов часто загрязнялось со всеми вытекающими. Ну а с переходом на маловысотную тактику, необходимость в нижних башнях практически отпала, поэтому последние не редко демонтировали.
Первой, самой известной и едва ли не единственной боевой операцией «Митчеллов» модификации B-25B стал знаменитый «Рейд Дулиттла»: налет 18-го апреля 42-го года на Токио (на самом деле не только на Токио) шестнадцати бомбардировщиков B-25 17-ой бомбардировочной группы, взлетевших с авианосца «Хорнет».
Результатов у рейда было много: японцы вдруг узнали, что ПВО Метрополии отсутствует как класс, а янки разменяли морально-психологическое «Подъем духа нации» с маленьким довеском в виде мизерного материального ущерба противнику на все шестнадцать бомбардировщиков и одиннадцать членов экипажей. «Митчелл» продемонстрировал впечатляющие взлетные характеристики и управляемость в умелых руках, плюс надежность (ни одной машины не было потеряно из-за механических поломок, у всех, кроме одной, просто кончилось топливо, а отмахали в среднем больше 4000 км).
Последующие массовые модификации, B-25С и D (на круг было выпущено под 4000 машин), были принципиально близки к B-25B, отличаясь модификацией двигателя Wright R-2600 Twin Cyclone и массой всевозможных мелких и не очень «улучшалок». И было бы все скучно, уныло и не интересно, мало ли на свете типов Донов Педро средних бомбардировщиков, если бы не реалии Тихоокеанской войны – войны во многом "морской".
То, что атакой с горизонтального полета поразить суда-корабли, особенно маневрирующие, сложно, знали и до войны. Бои просто подтвердили, что попасть-то бомбой со средней-большой высоты можно, но только почти случайно. Пикировщики Армия не воспринимала, использование Douglas A-24 это неприятие только усилило, с торпедоносцами попробовали (Martin B-26), но нет, не сложилось.
К концу 42-го года выход был найден в топмачтовом бомбометании (skip bombing): сброс с предельно малой высоты в сотне, другой метров от цели с последующим рикошетом бомбы от воды в борт "жертвы".
Выбор B-25 для массовой реализации такой тактики был не случаен. "Митчеллов" в 5-ой Воздушной Армии USAAC (5th AF) - инициаторе "рационализаторства", было много: две полновесные авиа-группы, "конкурентов", наоборот, в наличии было либо уже мало (Martin B-26), либо еще мало (Douglas A-20 - одна эскадрилья), к тому же последние имели меньший радиус действия, хотя для маловысотных действий как раз и создавались. "Летающие крепости" B-17, на которых и отрабатывалось топмачтовое бомбометание во второй половине 42-го года, посчитали слишком дорогим и уязвимым удовольствием.
Поскольку к цели приходилось подходить на "пистолетный выстрел", а корабельная ПВО сама по себе не испарится и молча смотреть на "шоу" не будет, "Митчеллы" довооружали: в носовой части машины, на месте уже ненужного бомбардира, устанавливали четыре крупнокалиберных пулемета, еще четыре размещались по бортам кабины пилота: свинцовый дождик экипажу цели гарантировался.
Против наземных целей такая "летающая батарея" использовала тактику классических штурмовиков: тоже маловысотные пулеметные атаки с засыпанием противника малокалиберными и не только бомбами. Получился знаменитый "стрэйфер" (strafer).
В принципе, американская тактика топмачтовиков не была особой тайной для японцев, но первое массовое применение "стрэйферов" 2-4-го марта 43-го года в море Бисмарка привело к эффекту "разорвавшейся бомбы": четыре японских эсминца и десять транспортов покинули чат. Янки потеряли ... один B-25.
Да и в общем, достигнутые результаты впечатляли. За войну, B-25 было потоплено тринадцать эсминцев (девять - "персонально", четыре - совместно с кем-то), восемь корветов (т.н. Kaibokan) и семь больших охотников за ПЛ. Для сравнения, на счету "конкурентов", Douglas A-20, при всей массовости применения в 44-ом году, нет ни одного персонально утопленного эсминца. Уничтоженные транспорты и "мелочь пузатая" не поддаются счету.
На суше экипажи "Митчеллов" (причем не только "стрэйферов") тоже не подкачали: японские аэродромы на Новой Гвинее были превращены в одну большую свалку битой авиатехники.
Естественно, дело не ограничивалось одними "стрэйферами", янки благополучно использовали обычные "Митчеллы", в том числе и со средних высот, а с 44-го года началось массовое применение "американского Ил-2": Douglas A-20G "Havoc", однако откуда такие успехи?
Для начала, дело было в противнике. О никудышней наземной и корабельной японской ПВО американцы были осведомлены: "стрэйферы", в частности, и маловысотные атаки, в общем - изначально феномен не просто Тихоокеанской войны, а преимущественно одного района - Новой Гвинеи, зоны ответственности 5-ой Воздушной Армии, хотя с 44-го года подобная тактика использовалась на всем огромном ТВД. В Европе по таким правилам, с такими вводными не играли.
Мало того целей было не просто много, а очень много, причем "мягких".
"Твердые" цели доставались преимущественно флотским коллегам: известна единственная удачная атака крупного боевого корабля (24.12.44 тяжелый крейсер "Асигара" на Филиппинах поймал бортом пятисот-фунтовую бомбу, но все кончилось хорошо. Правда не на долго).
С середины 43-го года японская истребительная авиация была величиной, которой при определенной осмотрительности можно было пренебречь. Там, где угроза атак истребителей носила непреходящий характер, либо использовали истребительное прикрытие, либо временно вообще отказывались от атак (над Рабаулом B-25 стали массово появляться только с 44-го года).
Огромную роль играла массированность применения, пошлем пару самолетиков на конвой и посмотрим что получится - это не про янки: имеющаяся вражья ПВО банально "захлебывалась". В повторяющихся день за днем налетах на японские аэродромные узлы Новой Гвинеи участвовало до сотни машин. Не в одном налете, так в другом, желаемый результат все равно получали.
Ну и конечно играл большую роль высокий уровень подготовки летного состава. Командование понимало, что квалифицированные пилоты - это дорого и долго (речь о подготовке) и предпринимало титанические усилия по спасению сбитых экипажей, если конечно имелась подобная возможность.
И о потерях. В общем и целом "Митчеллы" были крайне живучими машинами, с серьезным и постоянно улучшавшимся пакетом пассивной защиты, хотя в дальних полетах, коих было абсолютное большинство, выбитый двигатель или гидравлика в большинстве случаев приводили к потере машины.
Полной картины нет и, скорее всего не будет, но известно о потере в боях на Тихоокеанском ТВД по крайней мере ста пятидесяти пяти "Митчеллов", из них сорока пяти - от действий истребителей противника.
Максимальные разовые потери: семь "Митчелов" 28-ой группы, не вернувшихся с налета на Курилы 11-го сентября 43-го. В тот день пилоты "Хаябус" 54-го полка ( 54th Sentai) заявили шесть побед над B-25. Столько же машин (семь) было потеряно 2-го ноября 43-го над Новой Британией.
Еще под сотню машин было потеряно в боевых вылетах по неизвестной причине (MIA-Missed in action).
Если резюмировать, благодаря высокому технологическому уровню промышленности, включая двигателестроение и приборостроение, фирме North American удалось создать действительно сбалансированную "рабочую лошадку войны", выпущенную гигантской серией (почти 10000 машин). Самолет имел вполне актуальные ЛТХ до самого конца войны и, благодаря продуманной конструкции и высокой культуре производства, был надежным и неприхотливым, этаким конструктором "Лего", обеспечивавшем решение всех возможных боевых задач.
Нельзя сказать, что "ранние Митчеллы" (B-25B/C/D/G) вообще игнорировались производителями моделей в масштабе 1/72: были и есть "древности" в виде FROG-NOVO-ARK и Monogram. А лучшая до недавнего времени модель, от Italeri- модель с внешней расшивкой и скудной деталировкой разработки конца семидесятых.
Ситуация сдвинулась с мертвой точки в 2018-ом году, с выходом "раннего Митчелла" от Arifix. Охи, ахи, как положительные, так и отрицательные, уже описал как мог, здесь и здесь. Если коротенько резюмировать: интересная идея сделать продвинутую, богато деталированную модель для широкого круга обычных моделистов, без "понтов дивных", была подпорчена исполнением (немножко). А может просто кто-то (не будем показывать пальцем) "зажрался" на Тамии с Эдуардом. В любом случае новый Фикс, ИМХО, лучший выбор на сегодняшний момент.
С вариантом оформления модели возникла интересная ситуация. Обычно покупают декаль под модель, а тут вышло наоборот. Давным-давно, еще в другой, доковидной, мирной жизни была обнаружена декаль от чешской DK-Decals "B-25 Mitchell in the RAAF and NEIAF service", где присутствовал абсолютно черный (наркоманский?) вариант голландского B-25C.
Покой, сон, аппетит были потеряны и декаль была приобретена (за деньги немалые) на Ханнантсе. Предварительное следствие показало, что "черным Митчеллом" считают перекрашенный, выше приведенный "стрэйфер" В-25С "The Flying Dutchman", б/н N5-145, причем с переносом всей персональной маркировки борта. В качестве доказательства приводилась фотография, которая, на самом деле ничего не доказывала:
Тут бы остановиться и закрыть вопрос, но "черный Митчелл"... Да и обратных доказательства отсутствия такого борта нет. В общем, звезды сошлись и получилось вот что:
Всем добра.
* Использована информация из открытых источников и личной коллекции.