Найти в Дзене
Популярная наука

Там, где делают самолеты. Съездили на завод, где собирают легендарный Ил-76

Оглавление

Авиация и космонавтика всегда были у нас на высоте. Не все советские технологии могли похвастаться такими стабильными результатами.

Мне было интересно, как развиваются эти отрасли сейчас. Удалось ли их модернизировать, сохранив при этом преемственность поколений.

С космонавтикой я вас уже знакомил из Центра управления полетами в Королеве. А недавно нам представилась интересная возможность погрузиться и в сферу авиации.

Команда «Популярной науки» побывала на заводе «Авиастар» в Ульяновске. Основное, что выпускает завод – это современные тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А.

Советская легенда

Ил-76 – самолет легендарный. Разработка его началась в конце 60-х. Минавиапром СССР поставил перед инженерами непростую задачу – создать военно-транспортный самолет с турбовентиляторными двигателями (первый в своем классе с такой силовой установкой).

В кабине модернизированного Ил-76
В кабине модернизированного Ил-76

Он должен был иметь отличные характеристики по дальности полета и грузоподъемности, при этом быть устойчивым к экстремальным условиям работы. Добавьте к этому неприхотливость – возможность взлетать с грунтовых взлетно-посадочных полос.

На испытательном полигоне. Самолет готовится к взлету
На испытательном полигоне. Самолет готовится к взлету

Все это звучит, как пожелания старухи из «Сказки о золотой рыбке» где-то ближе к концу повествования. Ну не бывает такого, чтобы всё и сразу. Однако, что не удалось золотой рыбке, получилось у советских конструкторов.

Свой первый полет самолет совершил более 50 лет назад и по-прежнему остается актуальным. С автомобилями, например, так не работает. Вряд ли кто-то захочет всерьез ездить на «Жигулях» 70-х, кроме любителей ретро-автомобилей конечно. Но на Авиастаре развернуто масштабное производство – самолеты выпускают, и у завода много заказов. В чем же здесь волшебство?

Оказалось, никакого волшебства нет.

Это, по сути, новый самолет. Или, как говорят авиастроители, самолет глубокой модернизации. Называется модель Ил-76МД-90А.

-3

Самолет получил новые силовые установки, пришлось изменить крыло, которое стало легче. Это здорово увеличило грузоподъемность: советский Ил-76 мог взять на борт максимум 48 тонн, современный же берет 60. Дальность полета с грузом тоже выросла - Ил-76МД-90А может пролететь с максимальной нагрузкой почти 4 000 км. А расход топлива сократился на 12%.

Я заглянул в кабину - интересно было посмотреть, как изменились панели управления за эти годы. В интернете много кадров из кабины советского «Ила». Оказалось, что и тут самолет уже не узнать.

«Система управления также изменена. Теперь она полностью цифровая. Эта авионика именно российского производства», - пояснил заместитель директора филиала ПАО «Ил» - Авиастар Юрий Исаков.

Юрий Исаков: Самолет полностью изменился, осталось только то, что проверено временем
Юрий Исаков: Самолет полностью изменился, осталось только то, что проверено временем

По сути, современная модификация самолета сохранила только базовую конструкцию. И это логично. Зачем менять то, что хорошо работает и проверено временем.

Хорошие решения остаются надолго. Например, колесо изобрели шумеры 5 000 лет назад. И схема оказалась идеальной. С тех пор мы используем колеса, просто модернизируем их и делаем более эффективными. Плюс адаптируем под разные нужды – коляски, садовые тележки, гоночные авто и карьерные грузовики. В основе колеса – одна конструкция, а виды разные в зависимости от задачи.

Также и Ил-76. Конструкция оказалась настолько удачной, что в своем сегменте актуальна и спустя полвека.

Самолет ста профессий

В мире не так много самолетов, которые предоставляют настолько широкие возможности для модификации, как Ил-76.

Самолет очень вместительный! И легко может быть переоборудован под всевозможные задачи
Самолет очень вместительный! И легко может быть переоборудован под всевозможные задачи

Новый Ил-76МД-90А может выпускаться в поисково-спасательной, пожарной и военно-транспортной модификациях. Самолет можно трансформировать в госпиталь, лабораторию и даже тренировать на его борту космонавтов в условиях кратковременной невесомости.

В модификации топливозаправщика он может заправлять любые другие самолеты. Причем сам готов к любым экстремальным условиям, включая Антарктиду.

-6

Ил-76МД-90А хорош в транспортировке грузов. Но если вдруг нужно перевозить пассажиров, то он легко справится и с этой задачей. В нем есть эргономичные встроенные кресла, которые можно расположить на двух этажах грузовой кабины. Максимальная вместимость – 225 человек. Именно за многогранность его и прозвали самолетом ста профессий!

Всегда приятно узнать, что наши технологии востребованы не только в России, но и за рубежом.

Что говорят за рубежом
Справочник WorldAirForces в 2021 году присвоил Ил-76 шестое место в топ-10 наиболее распространенных в мире военно-транспортных самолетов. Сейчас на вооружении разных стран 203 Ил-76.

Стеклянная кабина

Летчики также обращают внимание еще на одну важную деталь обновленного самолета – это стеклянная кабина. Довольно удобная, чтобы улучшить управляемость самолета даже в очень трудных условиях. Это повышает безопасность полетов.

«Я могу в полете вывести на экран любую информацию, которая мне нужна. Восприятие для глаз очень удобное», - рассказал летчик-испытатель филиала ПАО «Ил» - Авиастар Николай Кораблев.

Внешний вид также кардинально изменился по сравнению с теми фотографиями из советских журналов, что мне удалось раздобыть в интернете.

-7

Как пояснил и. о. директора программы Ил-76 Игорь Субботин, на советском самолете стояли еще аналоговые приборы со стрелками. Здесь же уже установлены современные ЖК-экраны.

Даешь, молодежь!

На день науки я был ведущим телемоста, который проводили ученые из МГУ. За кулисами мероприятия мы разговорились с астрономом Владимиром Сурдиным.

- Провел опрос в соцсетях среди школьников и студентов, кем бы они хотели стать. В лидерах - астрофизика. Все хотят приобщиться к исследованию звезд, - говорю я. Будучи уверен, что Сурдин отреагирует позитивно - всё-таки приятно, когда молодежь стремится к той профессии, которой ты посвятил всю свою жизнь.

- А что думают по поводу изобретательства? Кто хочет этим заниматься? - неожиданно спросил астроном.

- 2% выбрали это направление. Изобретения, технологии не в почете сейчас. Все хотят быть либо айтишниками, либо исследуют космос.

- Жаль. Именно изобретатели и инженеры - основная кузница для экономики и технологического развития государства, - посетовал Сурдин.

А ведь правда. Физики и исследователи космоса совершают важные теоретические открытия. Но непосредственно на нашей жизни отражаются изобретения инженеров. Именно они превращают теоретические знания в полезные устройства.

Здесь начинается рабочий день сотрудников завода
Здесь начинается рабочий день сотрудников завода

Авиастроение - как раз та отрасль, где очень важны инженерные кадры. Но в условиях падения престижа профессии трудно привлекать молодежь. Было интересно понять, как здесь, на заводе, преодолевают эту, казалось бы, неразрешимую проблему.

Но оказалось, что и проблемы-то, по сути, нет.

Пройдя через проходную завода, увидел очередь из молодежи. Оказалось, пришли в отдел кадров устраиваться на работу.

Удивило. А говорят, что молодежь не хочет идти работать на завод. Все только в блогеры и программисты стремятся.

Треть работников предприятия – это молодежь. Всего же на Авиастаре трудятся 10,5 тысяч человек.

Чем они заманивают молодежь? Неужто так действует местный кофейный автомат, щедро раздающий ванильный раф практически бесплатно?

Знаменитое административное здание завода видно издалека. Именно отсюда ведется все управление
Знаменитое административное здание завода видно издалека. Именно отсюда ведется все управление

С этим вопросом (про мотивацию молодежи, а не про раф) я и обратился к тому, кто точно в этом должен разбираться.

«Мы как раз сейчас решаем эту задачу – переломить сложившиеся стереотипы, восстановить престиж инженерной профессии. Первое, что, конечно, притягивает людей - это заработная плата», - объяснил директор по персоналу Авиастара Алексей Чепурных.

-10

На заводе средняя зарплата рабочего составляет более 72 000 рублей. Но чтобы ее получать, нужно иметь квалификацию. Для этого на Авиастаре молодежь обучают. И не только дают необходимые знания, но и платят стипендию в 35 тысяч рублей, что сравнимо с зарплатой начинающего сотрудника в других отраслях.

Получается, перед молодыми людьми стоит выбор – либо идти работать курьером или продавцом за те же 35 тысяч в месяц, либо осваивать новую престижную профессию. Потому что статус инженерных профессий в современной России неуклонно растет.

«Сейчас Авиастар набирает обороты, расширяется, и у сотрудников появляются привлекательные возможности для карьерного роста», - добавил Алексей Чепурных.

В современных технологичных компаниях уделяют внимание и тому, чтобы сотрудник не заскучал. Раньше это казалось ерундой и объяснялось все просто: «Не хочешь вкалывать с утра до ночи - тунеядец».

Однако многочисленные эксперименты свидетельствуют о другом. Современный человек за свою жизнь в среднем трижды кардинально меняет профессию. Мы живем не в средневековье, продолжительность жизни позволяет попробовать себя в разных амплуа.

И если прекрасный опытный сотрудник хочет реализоваться в другом, это надо приветствовать.

На Авиастаре, похоже, это понимают. Здесь еще в начале учебы тебя не загоняют в жесткие рамки, а дают попробовать разные варианты. Да и после нескольких лет работы ты вполне можешь сменить специальность.

-11

С одним из молодых и активных талантов нам удалось поговорить в цехе, где проводится финальная сборка самолетов.

Борис работает на предприятии уже 13,5 лет.

«Когда я пришел сюда, то сразу понял - это моё!»

Борис сперва устроился учеником фрезеровщика. Затем попробовал себя и в работе на станках, и на сборке. Сейчас у него шестой разряд, и он работает оператором стенда стыковки. Очень ответственная задача – следить за сборкой самолета на финальной стадии. Дальше самолет отправят в испытательный полет!

Авиастроители – особая категория людей: это и технари, и, вместе с тем, романтики и мечтатели, влюбленные в небо.