Авиация и космонавтика всегда были у нас на высоте. Не все советские технологии могли похвастаться такими стабильными результатами.
Мне было интересно, как развиваются эти отрасли сейчас. Удалось ли их модернизировать, сохранив при этом преемственность поколений.
С космонавтикой я вас уже знакомил из Центра управления полетами в Королеве. А недавно нам представилась интересная возможность погрузиться и в сферу авиации.
Команда «Популярной науки» побывала на заводе «Авиастар» в Ульяновске. Основное, что выпускает завод – это современные тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А.
Советская легенда
Ил-76 – самолет легендарный. Разработка его началась в конце 60-х. Минавиапром СССР поставил перед инженерами непростую задачу – создать военно-транспортный самолет с турбовентиляторными двигателями (первый в своем классе с такой силовой установкой).
Он должен был иметь отличные характеристики по дальности полета и грузоподъемности, при этом быть устойчивым к экстремальным условиям работы. Добавьте к этому неприхотливость – возможность взлетать с грунтовых взлетно-посадочных полос.
Все это звучит, как пожелания старухи из «Сказки о золотой рыбке» где-то ближе к концу повествования. Ну не бывает такого, чтобы всё и сразу. Однако, что не удалось золотой рыбке, получилось у советских конструкторов.
Свой первый полет самолет совершил более 50 лет назад и по-прежнему остается актуальным. С автомобилями, например, так не работает. Вряд ли кто-то захочет всерьез ездить на «Жигулях» 70-х, кроме любителей ретро-автомобилей конечно. Но на Авиастаре развернуто масштабное производство – самолеты выпускают, и у завода много заказов. В чем же здесь волшебство?
Оказалось, никакого волшебства нет.
Это, по сути, новый самолет. Или, как говорят авиастроители, самолет глубокой модернизации. Называется модель Ил-76МД-90А.
Самолет получил новые силовые установки, пришлось изменить крыло, которое стало легче. Это здорово увеличило грузоподъемность: советский Ил-76 мог взять на борт максимум 48 тонн, современный же берет 60. Дальность полета с грузом тоже выросла - Ил-76МД-90А может пролететь с максимальной нагрузкой почти 4 000 км. А расход топлива сократился на 12%.
Я заглянул в кабину - интересно было посмотреть, как изменились панели управления за эти годы. В интернете много кадров из кабины советского «Ила». Оказалось, что и тут самолет уже не узнать.
«Система управления также изменена. Теперь она полностью цифровая. Эта авионика именно российского производства», - пояснил заместитель директора филиала ПАО «Ил» - Авиастар Юрий Исаков.
По сути, современная модификация самолета сохранила только базовую конструкцию. И это логично. Зачем менять то, что хорошо работает и проверено временем.
Хорошие решения остаются надолго. Например, колесо изобрели шумеры 5 000 лет назад. И схема оказалась идеальной. С тех пор мы используем колеса, просто модернизируем их и делаем более эффективными. Плюс адаптируем под разные нужды – коляски, садовые тележки, гоночные авто и карьерные грузовики. В основе колеса – одна конструкция, а виды разные в зависимости от задачи.
Также и Ил-76. Конструкция оказалась настолько удачной, что в своем сегменте актуальна и спустя полвека.
Самолет ста профессий
В мире не так много самолетов, которые предоставляют настолько широкие возможности для модификации, как Ил-76.
Новый Ил-76МД-90А может выпускаться в поисково-спасательной, пожарной и военно-транспортной модификациях. Самолет можно трансформировать в госпиталь, лабораторию и даже тренировать на его борту космонавтов в условиях кратковременной невесомости.
В модификации топливозаправщика он может заправлять любые другие самолеты. Причем сам готов к любым экстремальным условиям, включая Антарктиду.
Ил-76МД-90А хорош в транспортировке грузов. Но если вдруг нужно перевозить пассажиров, то он легко справится и с этой задачей. В нем есть эргономичные встроенные кресла, которые можно расположить на двух этажах грузовой кабины. Максимальная вместимость – 225 человек. Именно за многогранность его и прозвали самолетом ста профессий!
Всегда приятно узнать, что наши технологии востребованы не только в России, но и за рубежом.
Что говорят за рубежом
Справочник WorldAirForces в 2021 году присвоил Ил-76 шестое место в топ-10 наиболее распространенных в мире военно-транспортных самолетов. Сейчас на вооружении разных стран 203 Ил-76.
Стеклянная кабина
Летчики также обращают внимание еще на одну важную деталь обновленного самолета – это стеклянная кабина. Довольно удобная, чтобы улучшить управляемость самолета даже в очень трудных условиях. Это повышает безопасность полетов.
«Я могу в полете вывести на экран любую информацию, которая мне нужна. Восприятие для глаз очень удобное», - рассказал летчик-испытатель филиала ПАО «Ил» - Авиастар Николай Кораблев.
Внешний вид также кардинально изменился по сравнению с теми фотографиями из советских журналов, что мне удалось раздобыть в интернете.
Как пояснил и. о. директора программы Ил-76 Игорь Субботин, на советском самолете стояли еще аналоговые приборы со стрелками. Здесь же уже установлены современные ЖК-экраны.
Даешь, молодежь!
На день науки я был ведущим телемоста, который проводили ученые из МГУ. За кулисами мероприятия мы разговорились с астрономом Владимиром Сурдиным.
- Провел опрос в соцсетях среди школьников и студентов, кем бы они хотели стать. В лидерах - астрофизика. Все хотят приобщиться к исследованию звезд, - говорю я. Будучи уверен, что Сурдин отреагирует позитивно - всё-таки приятно, когда молодежь стремится к той профессии, которой ты посвятил всю свою жизнь.
- А что думают по поводу изобретательства? Кто хочет этим заниматься? - неожиданно спросил астроном.
- 2% выбрали это направление. Изобретения, технологии не в почете сейчас. Все хотят быть либо айтишниками, либо исследуют космос.
- Жаль. Именно изобретатели и инженеры - основная кузница для экономики и технологического развития государства, - посетовал Сурдин.
А ведь правда. Физики и исследователи космоса совершают важные теоретические открытия. Но непосредственно на нашей жизни отражаются изобретения инженеров. Именно они превращают теоретические знания в полезные устройства.
Авиастроение - как раз та отрасль, где очень важны инженерные кадры. Но в условиях падения престижа профессии трудно привлекать молодежь. Было интересно понять, как здесь, на заводе, преодолевают эту, казалось бы, неразрешимую проблему.
Но оказалось, что и проблемы-то, по сути, нет.
Пройдя через проходную завода, увидел очередь из молодежи. Оказалось, пришли в отдел кадров устраиваться на работу.
Удивило. А говорят, что молодежь не хочет идти работать на завод. Все только в блогеры и программисты стремятся.
Треть работников предприятия – это молодежь. Всего же на Авиастаре трудятся 10,5 тысяч человек.
Чем они заманивают молодежь? Неужто так действует местный кофейный автомат, щедро раздающий ванильный раф практически бесплатно?
С этим вопросом (про мотивацию молодежи, а не про раф) я и обратился к тому, кто точно в этом должен разбираться.
«Мы как раз сейчас решаем эту задачу – переломить сложившиеся стереотипы, восстановить престиж инженерной профессии. Первое, что, конечно, притягивает людей - это заработная плата», - объяснил директор по персоналу Авиастара Алексей Чепурных.
На заводе средняя зарплата рабочего составляет более 72 000 рублей. Но чтобы ее получать, нужно иметь квалификацию. Для этого на Авиастаре молодежь обучают. И не только дают необходимые знания, но и платят стипендию в 35 тысяч рублей, что сравнимо с зарплатой начинающего сотрудника в других отраслях.
Получается, перед молодыми людьми стоит выбор – либо идти работать курьером или продавцом за те же 35 тысяч в месяц, либо осваивать новую престижную профессию. Потому что статус инженерных профессий в современной России неуклонно растет.
«Сейчас Авиастар набирает обороты, расширяется, и у сотрудников появляются привлекательные возможности для карьерного роста», - добавил Алексей Чепурных.
В современных технологичных компаниях уделяют внимание и тому, чтобы сотрудник не заскучал. Раньше это казалось ерундой и объяснялось все просто: «Не хочешь вкалывать с утра до ночи - тунеядец».
Однако многочисленные эксперименты свидетельствуют о другом. Современный человек за свою жизнь в среднем трижды кардинально меняет профессию. Мы живем не в средневековье, продолжительность жизни позволяет попробовать себя в разных амплуа.
И если прекрасный опытный сотрудник хочет реализоваться в другом, это надо приветствовать.
На Авиастаре, похоже, это понимают. Здесь еще в начале учебы тебя не загоняют в жесткие рамки, а дают попробовать разные варианты. Да и после нескольких лет работы ты вполне можешь сменить специальность.
С одним из молодых и активных талантов нам удалось поговорить в цехе, где проводится финальная сборка самолетов.
Борис работает на предприятии уже 13,5 лет.
«Когда я пришел сюда, то сразу понял - это моё!»
Борис сперва устроился учеником фрезеровщика. Затем попробовал себя и в работе на станках, и на сборке. Сейчас у него шестой разряд, и он работает оператором стенда стыковки. Очень ответственная задача – следить за сборкой самолета на финальной стадии. Дальше самолет отправят в испытательный полет!
Авиастроители – особая категория людей: это и технари, и, вместе с тем, романтики и мечтатели, влюбленные в небо.