Автомобильная промышленность прошла долгий путь с момента выпуска первого массового автомобиля. Основным источником энергии для автомобилей до сих пор являются поршневые двигатели, хотя постепенно они и уступают место электрическим силовым установкам. Однако производители автомобилей всегда экспериментировали с различными решениями в прошлом, включая газотурбинные двигатели, подобные тем, которые используются в авиации.
Один из самых известных примеров - это Chrysler Turbine Car. Проект начался в середине 1950-х годов с турбинного автомобиля Belvedere и превратился в особый дизайн автомобиля Chrysler к 1963 году. Об этом удивительном проекте на нашем канале уже есть отдельное видео.
Chrysler не был единственным американским автопроизводителем, который работал в области газотурбинных двигателей. Компания General Motors также играла с этой идеей с помощью серии концептов Firebird, представленных между 1953 и 1959 годами.
А наиболее известный проект Ford Motor Company в этой области - это Big Red, экспериментальный грузовик с турбинным двигателем, представленный в 1964 году. Но оказывается, что Ford создал свой первый автомобиль с турбинным двигателем почти за десять лет до этого.
Это был спортивный автомобиль Ford Thunderbird с газотурбинным двигателем Boeing 8C. Проект был разработан с августа 1955 года по март 1956 года, вскоре после того, как Thunderbird дебютировал на рынке. Проект держали в секрете до 2022 года, когда его представил миру архивист Ford Тед Райан.
Целью проекта Ford PSV-102 было "получить опыт в эксплуатации газотурбинного двигателя" и создать "используемое и надежное" турбинное транспортное средство для "оценки особых преимуществ и проблем", связанных с этим типом двигателя.
Прототип сам по себе не был сильно отличается от обычного Thunderbird. В то время как GM и Chrysler создали уникальные автомобили для своих экспериментов с газотурбинными двигателями, Ford просто установил двигатель Boeing под капот T-Bird. По информации пресс-релиза, "стандартная установка переднего двигателя" была выполнена с использованием "серийных компонентов", поэтому здесь не было никакой смелой инженерной работы.
Ford выбрал переднее расположение системы выхлопа, поэтому Thunderbird имел огромные трубы, проходящие через нижнюю часть передних крыльев. На фото также видно дополнительное отверстие на заднем крыле, указывающее на некую систему охлаждения, установленную в багажнике.
Двигатель Boeing 8C развивал 175 лошадиных сил, что не было слишком выдающейся цифрой по тем временам. На самом деле, он производил меньше мощности, чем 292 V8 (4,8 л) двигатель Thunderbird, который развивал до 198 лошадиных сил в 1955 году.
Ford обнаружил множество преимуществ газотурбинной конфигурации, включая хорошее соотношение мощности к весу, хорошее ускорение в среднем диапазоне скоростей и отсутствие вибрации. Газотурбинный двигатель также требовал "относительно небольшого технического обслуживания" по сравнению с поршневым двигателем.
С другой стороны, испытания также показали "значительную задержку ускорения при старте" и "нежелательность" установки выпускной системы спереди. Нужно сказать, что последнее должно было быть серьезной проблемой из-за шума и тепла, которые, вероятно, проникали в салон, даже когда был установлен жесткий верх.
Этот проект обошелся Ford весьма дорого. Компания потратила 180 000 долларов на инженерные работы и материалы, а также еще 8 000 долларов на обслуживание. Это эквивалентно почти 2 миллионам долларов сегодня, что является громадной суммой для прототипа, созданного на существующей платформе.
Турбинный Thunderbird, разумеется, не пошел в серийное производство. Судьба прототипа неизвестна, но, учитывая, что автомобильные компании Детройта часто уничтожали экспериментальные автомобили, этот T-Bird, вероятнее всего, также был уничтожен. Однако весьма интересно знать, что Ford когда-то создал спортивный автомобиль с двигателем Boeing, который действительно работал.
В итоге, Ford Thunderbird PSV-102 стал одним из ранних экспериментов Ford с использованием газотурбинных двигателей. Проект позволил компании получить ценный опыт и оценить преимущества и недостатки данного типа двигателя. Хотя турбинный Thunderbird никогда не стал коммерческим успехом, он остается интересным примером инженерных исследований и технологического развития в автомобильной индустрии.