С годами я, конечно, привык и к штормам и к изолированности судового рыбацкого сообщества от простых житейских радостей… отлучения от женщин… и прочая… Да и к труду тяжелому и нудному тоже, конечно, привык.
Но поначалу… Я окончил обычное мореходное училище, где выпускали специалистов на торговый флот страны советов. То есть, по окончании учебы тебе выдавали рабочий диплом «штурмана малого плавания» и ты зарабатывал себе на жизнь, бороздя моря и океаны нашей прекрасной планеты на капитанском мостике какого-нибудь судна. Работа эта не пыльная, не особо тяжелая, только что сказывалось многомесячное удаление от родных берегов, что позволяло чувствовать свою исключительность и отрыто бравировать романтикой морских путешествий. Только потом, понюхав работы на рыболовном флоте, я понял, что торговое штурманство – это работа сходная с пребыванием на морском курорте на всем готовом, да еще и тебе за это платят неплохие деньги. Идешь на танкере в рейс по теплым морям… после вахты загораешь и купаешься в бассейне, а на берегу наслаждаешься экзотикой заморских стран – не работа, а сплошное удовольствие.
На рыболовный траулер я поначалу устроился матросом. Зимнее Охотское море, холодища, ветер, лед… судно то и дело обмерзает, и с этим льдом нужно оперативно бороться, скалывая его ломами, пешнями и другими железками. А еще нужно ставить трал, выбирать его, выливать в трюм улов, потом сдавать его на плавбазу, стоять на руле на переходах, убираться в закрепленных за тобой судовых помещениях, зашивать порванный трал, выполнять другие судовые или промысловые работы… В общем первый месяц казалось, что работа на траулере не кончится никогда. После окончания рейса я на звонок будильника суматошно вскакивал из постели и быстро одевался, спешил на палубу для постановки трала… ну, или на выборку… или на сдачу, в общем, для выполнения каких-либо авральных работ (а они все почти на этом судне были авральные).
Однако через некоторое время, побывав на других видах промысла, я понял, что траловый лов – это еще не самый сложный и трудный для команды вид промысла… что есть рыбалка гораздо сложнее и тяжелее.
РС-300 – (рыболовный сейнер с мощностью главного двигателя 300 лошадиных сил) самое маленькое океанское судно с неограниченным районом лова в составе экспедиции. РС-300 может работать практически на любом виде промысла и сдавать рыбу сырцом на плавучую рыболовную базу. Топливо, воду, продукты и другое снабжение сейнер получает тоже с плавбаз. Длительность рейса сейнера – 105 суток, команда – 16 человек.
Что отличала РС-300 от судов среднего класса (СРТМ, СТР, СРТР, БМРТ, РТМ и прочих) – это наличие всего одной траловой вахты. То есть, если на СТРе или СРТМе было две траловых вахты и они работали обычно 8 через 8 часов, то на РСе траловая вахта была одна и работали они, когда появлялась на эхолоте рыба… то есть бывало круглыми сутками без сна и отдыха.
И вот вляпался я на такую бесконечную рыбалку на сайровый промысел в районе Южных Курил. И тогда, работа на минтае мне показалась легкой прогулкой в море.
Судно отходило в район лова (который находился недалеко от острова Шикотан, куда мы сдавали рыбу) часов в шесть-семь вечера. Шлепали мы часа два-три до района лова, готовили судно к промыслу, расставляли ящики (тяжелющие, деревянные), готовили ловушку, выставляли за борт люстры со светильниками, готовили концы и всякую-разную мелочь.
Приходили в район лова и начиналась потеха.
Сайру на РСе ловили следующим способом. На судне вдоль бортов устанавливались несколько мощных люстр со светильниками, которые включали при нахождении под килем рыбы. Сайра активно реагировала на свет и начинала подниматься к днищу судна. В это время команда выдохнув воздух из могучих рыбацких легких, пыхтя и матерясь отпихивала ловушку от борта судна (сайровая ловушка – это связка запаянных дюралевых труб с привязанной к ним сетью). Рыба, по идее, заходила между бортом судна и висящей под ловушкой сетью и вспенивалась, устремляясь к поверхности, когда хитрый капитан разом выключал все люстры и включал красный фонарь. Рыба за бортом кипела, а мужики под «Эй ухнем!» вытягивали из-за борта сети, концы, толкач и прочая. В общем: темень, глаз выколи, все скрипит, трещит, народ матерится, а капитан с надеждой смотрит, что осталось в ловушке от шестидесятиметровой записи косяка за бортом.
Потом рыбу разливали со льдом по ящикам, готовили ловушку к следующему замету, тащили ящики к трюму, сворачивали тросы и прочая. И так всю ночь. Потом переход на сдачу (во время перехода подготовка к сдаче), швартовка к пирсу завода, перешвартовка согласно очереди, бесконечное таскание концов, получение ящиков, загрузка льда (если удавалось поспать два-три часа, то это было счастьем). А девчата тоже требовали внимания… В общем, к восьми часам, когда выходили на лов, вся команда (кроме вахты) спала без задних ног (правда удавалось поспать всего часа два-три. А завтра было то же самое.
За весь трехмесячный рейс по штормовому нам удалось отдохнуть только два раза по два дня. В это время все спали беспробудно… даже кино никто не смотрел.
Казалось бы, трудно найти было более замороченный и тяжелый вид промысла… но он существовал, и я о нем расскажу в следующем материале.
Кстати, на сайре тогда мы ничего не заработали.
…
В очередной раз я хотел бы поблагодарить тех читателей, который следят за моими публикациями и подписываются на меня на моем канале в Дзене. У меня уже 1 500 подписчиков, тех читателей, с которыми мы (я очень на это надеюсь) находимся на одной волне.
СПАСИБО ВАМ, ЛЮДИ! Как говорится: «Писатель – это тот человек, с которым интересно общаться». Стараюсь и буду стараться как-то соответствовать этой сентенции.
Иван ТРОФИМОВ.
Фото из открытого доступа.