Здравия всем желаю! Как и обещал, выдаю «Огненный рейс ледокола А.Микоян» 1941-1942 гг. Разумеется, рассказ будет традиционно в популярной форме, без особой «цифровой» нагрузки.
Википедией утверждается, ( а автором частично опровергается) что при создании ледоколов этой серии советские конструкторы впервые максимально использовали имеющийся «опыт арктических навигаций»(Вики(с)). Очевидно, что я не судостроитель, а судоводитель, к тому же, немного просвещенный реставратор, но тем не менее , на месте этих умников я бы употребил период «опыт постройки судов, предназначенных для плавания в условиях тяжелой ледовой обстановки» . И вовсе не впервые.
Например:
«Специально были спроектированы корпуса яйцевидной формы для предохранения от повреждения во время сжатия во льдах» (с)
С чего начать критику этих писак? С того, что русского языка не знают? («Предохранения»…может, имелось ввиду «избежания»?)Или с того, что поморы свои кочи строили именно по этому принципу еще в XVI веке, или с того, что Степан Осипович Макаров корпус своего «Ермака», первого магистрального ледокола в мире, особо не затрудняясь, позаимствовал именно у них?
И что, начиная с 1898 года весь ледокольный флот Российской Империи, затем Советского Союза, а ныне Российской Федерации имеет суда именно с этой формой корпуса? Нет, мы вообще критику этого ресурса тут же и закончим, и его самоё оставим в покое, а еще лучше - забудем о его существовании. Как говорил Джон Сильвер:
Разумеется, это был пароход. Запас угля в 2900т обеспечивал дальность плавания до 6000 миль, то есть на одной бункеровке можно было 8 раз «прокатиться» из Одессы до Стамбула и обратно. Кроме научных лабораторий , судно имело чуть ли не собственную ремонтную базу. Корабельные мастерские располагали фрезерными, токарными, сверлильными и другими станками, верстаками и инструментами, позволявшими выполнять сложные ремонтные работы. Три радиостанции , одна из которых , возможно, Р-100 образца 1940г., обеспечивала покрытие до 6 000км. «Иосиф Сталин» ,головное судно 51 проекта, того же, что и наш герой, на ходовых испытаниях в Финском заливе поддерживал связь и с «Ермаком», работавшим в Арктике, и с ледоколом «Лазарь Каганович», находившимся на Чёрном море. Эти особенности имеют непосредственное отношение к дальнейшему повествованию. 26 августа 1941 года «Анастас Микоян» отошёл от достроечной стенки .К этому времени немецкая авиация уже наносила удары по судостроительным заводам Николаева, где, собственно, и строился ледокол. Еще один примечательный факт: почти все 138 человек команды (по штату мирного времени) состояли из рабочих завода, задействованных в приемо-сдаточных командах. Капитаном ледокола был назначен опытный военный моряк, ветеран Гражданской войны в Испании капитан 2-го ранга С. М. Сергеев. В тяжелых условиях первых дней войны ходовые испытания были совмещены с приемкой и одной тёмной-тёмной ноченькой ледокол спустился по Южному Бугу в акваторию Черного моря.
В Севастополе ледокол был переоборудован во вспомогательный крейсер: вооружён тремя орудиями главного калибра, шестью зенитками и четырьмя пулемётами. Увеличив амбразуры в орудийных щитах, удалось увеличить угол возвышения орудий и использовать главный калибр для отражения налётов немецкой авиации. В начале сентября 1941 года «Анастас Микоян» приказом командующего Черноморским Флотом был включён в отряд кораблей Северо-Западного района Чёрного моря, который предназначался для оказания огневой поддержки защитникам Одессы. Неоднократно обстреливал вражеские позиции, помогал отбивать атаки пехоты и танков противника, обеспечивал артиллерийское прикрытие морской пехоте. Постоянно подвергаясь атакам авиации, экипаж корабля отработал навыки зенитного огня и даже сбил пару пикирующих бомбардировщиков . Именно в этот период и начала проявляться «везучесть» корабля. Дело в том, что один из «лаптежников» (Ю-87), будучи уже подожженным, устремился на таран, но, не долетев буквально 50 метров до цели, рухнул в воду за кормой крейсера.
Несмотря на небольшую скорость хода, корабль, действуя под Одессой, не получил ни одного прямого попадания авиабомбы, торпеды или снаряда и не потерял ни одного человека. Повреждения механизмов от сотрясения вследствие близких разрывов, частого форсирования и перемены ходов бывшие судоремонтники устраняли, не покидая боевой позиции. После приказа об эвакуации войск Одесского оборонительного района «Анастас Микоян» принял участие в обороне Севастополя. В ноябре 1941 года в соответствии с решением Государственного комитета обороны поступил приказ: разоружить корабль и готовиться к переходу на Дальний Восток через пролив Босфор: страна остро нуждалась в ледоколах в Арктике для доставки военных грузов. За пять дней орудия демонтировали, а военно-морской флаг заменили на государственный. Часть командного состава и комендоры убыли на другие корабли и сухопутный фронт. Уже перед самым выходом в рейс С. М. Сергеев получил дополнительные указания: корабль ни в коем случае противнику не сдавать, а в случае необходимости — затопить. Ледокол прибыл в Батуми. Вслед за ним сюда же пришли три танкера: «Сахалин», «Туапсе» и «Варлаам Аванесов», которым предписывалось доставить в Турцию груз нефти . Ранним утром 25 ноября суда стали выходить на внешний рейд, где их уже ожидали лидер «Ташкент» и эсминцы «Способный» и «Сообразительный». Вскоре караван вышел в открытое море, сначала в целях предосторожности сымитировав движение в сторону Севастополя, а затем взяв курс на Босфор. Подошли к турецкому берегу. Здесь боевые корабли повернули назад, пожелав ледоколу и танкерам счастливого плавания. На корабль прибыл советский военно-морской атташе в Турции капитан 1-го ранга К. К. Родионов, который сообщил новый приказ: прорываться на Дальний Восток должен не только ледокол, но и танкеры. Кстати, танкер «Сахалин» пришвартовался как раз напротив здания немецкого консульства. С. М. Сергеев принял решение уходить с рейда как можно скорее и незаметнее, без разрешения властей. В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1941 года в 01:40 без объявления аврала матросы заняли места по съёмке с якоря. Самым малым ходом «Анастас Микоян» вышел на фарватер. На корабле было сделано полное затемнение, а главный демаскирующий признак — искры из дымовых труб —был устранен исключительно аккуратной работой машинной команды . Кстати, до сих пор не понятно, как немцы из посольства, имея на виду советские суда, не заметили их пропажи, - соответствующая информация поступила в Берлин только спустя неделю! Миновав Дарданеллы, ледокол шёл только ночью, минуя обычные маршруты, без ходовых огней, а в светлое время суток прятался в небольших бухтах островов, где стоял, притушив котлы, чтобы не выдать себя дымами. Уже после прохода итальянского Родоса, на подходе к острову Кастелоризон «Анастас Микоян» был обнаружен итальянскими торпедными катерами. Итальянцы в мегафон запросили принадлежность и маршрут судна, на что с ледокола ответили, что судно турецкое и следует в Искендерун. Кстати, ответили…по-турецки! Был на пароходе старший боцман со знанием языка. Итальянцы засомневались и потребовали следовать за ними на Родос, не предпринимая, однако, попыток подняться на корабль. На подходе к Родосу С. М. Сергеев приказал резко изменить курс и выжать из машин максимум. Катера на какое-то время отстали, но быстро нагнали ледокол и открыли огонь по мостику и верхней палубе, ранив нескольких членов экипажа, включая рулевого. Пулемёты и мелкокалиберные пушки не могли причинить огромному ледоколу существенного ущерба. Впрочем, наши моряки в ответ открыли «огонь» из пожарных гидрометов, смыв за борт пару матросиков и не давая прислуге подойти к орудиям. Тогда катера провели торпедную атаку, а позже их сменили гидросамолёты-торпедоносцы . Сложным маневрированием «Анастасу Микояну» удалось уклониться от поражения торпедами, хотя на корабле от обстрела с воздуха вспыхивали пожары, оперативно устраняемые аварийными командами. Один из снарядов попал в командирский катер, загруженный бочками с горючим, и он загорелся, возникла угроза взрыва. Но команде удалось быстро обрубить крепления и сбросить катер за борт, после чего по поверхности моря растеклось горящее топливо. Исчерпав запас торпед, катера ушли на Родос, а ледокол, воспользовавшись сгущающимися сумерками, — в сторону Кипра. Как только показалась Фамагуста, навстречу судну устремились английские эсминцы с наведёнными орудиями. Оказалось, что итальянцы, подобрав несколько деревянных вещей и спасательный круг с надписью «Анастас Микоян», объявили по радио об уничтожении советского судна, и англичане поначалу даже приняли ледокол за сторожевой корабль противника. С Кипра ледокол отправился на ремонт в Хайфу в британской Палестине, где ему пришлось несладко. Англичане таскали наш ледокол по всей акватории порта, мотивируя эти действия перестановкой собственных судов. На самом деле они просто проверяли наличие магнитных мин. Но это им не помогло – британский танкер «Феникс» , прибывший с грузом авиационного керосина успешно подорвался на внутреннем рейде. Создалась реальная угроза жизни британских солдат, охранявших гавань. Пожар был потушен, а солдаты были приняты на борт, где им оказали медицинскую помощь. На следующий день в газетах, вышедших в Хайфе и Порт-Саиде, британские власти выразили благодарность советским морякам. 4 декабря 1941 года «Анастас Микоян» благополучно завершил очередной этап перехода и прибыл в порт Суэц, где по предварительной договоренности с британцами на ледокол должны были поставить несколько орудий и пулемётов. Однако на ледокол была поставлена только одна малокалиберная пушка 1905 года выпуска. Британское командование сопроводило эту поставку пожеланием использовать орудие для салютов в честь союзников. Тогда, учитывая вероятность встречи с вражескими рейдерами, у экипажа родилась идея оснастить ледокол хотя бы муляжами оружия для создания психологического эффекта, и из брёвен и брезента было сооружено несколько макетов орудий и пулемётов в натуральную величину. В дальнейшем это обстоятельство сыграет свою курьезную роль. Следующим пунктом была Момбаса, тоже британская. Для прохода Мадагаскарским проливом требовался лоцман, но наглосаксы отказались предоставить такового, сославшись на незнание района плавания. Отправившись на свой страх и риск в путь к Кейптауну корабль все-таки получил поддержку…от млекопитающих обитателей пролива. После выхода из Момбасы к пароходу прибился одинокий дельфин и вел ледокол до самой южной оконечности Мадагаскара . Когда в Кейптауне ледокол, приняв запасы и загрузившись углём сверх предусмотренных норм, был готов продолжать плавание в составе британского конвоя, следовавшего в США, капитан получил отказ в совместном плавании. Основанием на этот раз послужили «слишком густые дымы» машин. С. М. Сергеев и на этот раз решил уйти незаметно. Ночью 26 марта, бесшумно снявшись с якоря, «Анастас Микоян» покинул Кейптаун, направившись в Уругвай (центральная Атлантика буквально кишела немецкими подлодками и рейдерами). Держась ближе к районам плавающих льдов, где опасность встречи не только с военными, но и с торговыми судами была значительно меньше, огибая отдельные ледовые поля, «Анастас Микоян» пересёк Атлантический океан. На этом переходе к приключениям "Микояна" добавился жесточайший шторм, который продолжался все 14 дней похода к берегам Южной Америки. Штормовать для моряков - не привыкать, да случилась досада - в результате шторма все «живые консервы» (скот, закупленный в Африке и принайтованный на палубе) были смыты к морским чертям. Прибыв на рейд Монтевидео, ледокол запросил разрешение войти в порт, но в ответ ему сообщили, что власти не разрешают посещение порта вооружённым судам и военным кораблям. Пришлось вызвать на борт специального представителя, чтобы убедить портовые власти в том, что вооружение судна не настоящее. Несмотря на союзнические отношения, в те поры американская пропаганда уже вовсю распространяла антикоммунистические взгляды в нейтральных странах, в том числе и в Уругвае. Не гнушались даже сочинением слухов. Например, о том, что у всех коммунистов на голове присутствуют небольшие рожки. Однако, во время возложения цветов к памятнику местного борца за свободу генерала Артигеса советские моряки, сняв головные уборы, продемонстрировали полное отсутствие таковых. Это открытие привело уругвайцев в бешеный восторг и целых два дня еще жители Монтевидео толпами ломились в порт посмотреть на наш пароход без страха быть поднятыми на рога. Попав через пролив Дрейка в Тихий океан, ледокол двинулся вдоль американского побережья к Сан-Франциско. Спустя девять месяцев после выхода из Батуми, 9 августа 1942 года, «Анастас Микоян» вошёл в советские территориальные воды — Анадырский залив. До 1958 года в СССР история беспримерного перехода была засекречена. Участникам лишь выдали жетоны «За дальний поход» и приказали дать подписку о неразглашении. Советские танкеры, вошедшие в Босфор вместе с «Анастасом Микояном», прорывались по отдельности и в разное время. Их ждала разная судьба. «Варлаам Аванесов», через три дня после выхода из Стамбула был потоплен немецкой подлодкой, но «Туапсе» и «Сахалин» смогли прорваться в Фамагусту, а затем по пути в СССР «Туапсе» был торпедирован немецкой подлодкой U-129 у мыса Сан-Антонио (Куба), а «Сахалин» успешно дошёл до Владивостока
Почему же плавание считается кругосветным? Дело в том, что далее «Микоян» под командованием капитана Хлебникова принял участие в Экпедиции особого назначения (ЭОН-19) и по СевМорПути дошёл в её составе до Молотовска (нынешний Северодвинск), который располагается как раз на долготе Батуми, откуда он и начал свое огненное путешествие.
Что ж, в очередной раз приношу извинения за , возможно, какие-либо литературно-публицистические огрехи, ведь гораздо лучше я делаю вот это:
А так же:
С уважением, Ваш.