Продолжение. Начало здесь⤵️
Ненавижу это дело!
Ты не просто занята по горло. Твои дела тебе глубоко неприятны. Мы всегда стремимся забыть то, что нам неприятно. Молодая женщина не помнит, когда и чем болели ее дети. Не помнит, как год назад на родительском собрании ее сына ругали за прогулы. Забывчивость для нее -- система защиты от тяжелых переживаний. Она упрямо забывает приходить на родительские собрания, хоть и обводит красным даты в ежедневнике, потому что посещение школы связано с пережитым когда-то стыдом и огорчением за собственного ребенка. Да и стоит ли ей помнить обо всем плохом, избавляться от забывчивости, пока она не умеет выдерживать удары судьбы? Короткая память на все плохое -- вовсе не наша злая воля, а один из способов пережить несчастье или избежать неприятностей. Мы забываем о визите к зубному -- "не хочу терпеть боль" или о приеме лекарства -- "не хочу быть больной".
Просто отдохни
Иногда наша память устает и бунтует -- "Учила-учила, надоело, сколько можно все новые и новые связи между нейронами в мозгу образовывать, дай отдохнуть!" Поэтому дотошные медики рекомендуют всяческие перерывы в занятиях, гимнастические минутки и созерцание вида за окном вместо экрана компьютера.
Тот, кому приходится часами работать за компьютером, знает, что рядом должна стоять гигантская чашка чая или кофе. Не столько потому, что утомленный мозг нуждается в стимуляции кофеином, сколько ради маленькой, в пару глотков, передышки. Тем самым мы инстинктивно оберегаем свою память от перенапряжения.
Гимнастика каждые полчаса, безусловно, полезна позвоночнику, но вредна творческому процессу. Все мысли разбегутся, и перед новой информацией словно закроются ворота. Несколько секунд -- пауза, которая позволяет выделить главное, отодвинуть второстепенное и не утратить сосредоточенности. Если требуется более продолжительный отдых, мы идем кофе или чай заваривать.
Великая рассеянность -- это великая сосредоточенность на другом
Иногда мы все забываем, потому что абсолютно сконцентрированы на одной, чрезвычайно важной проблеме. Остальной мир для нас больше не существует.
Мы живем словно на полном автомате. Тут тоже не до дней рождения любимых родственников.
Во время Второй мировой войны в США, в маленьком городке Лос-Аламосе, сосредоточился весь цвет мировой физической науки -- ученые торопились сделать атомную бомбу раньше немцев. Про феноменальную рассеянность жителей этого городка до сих пор рассказывают анекдоты.
Так, один знаменитый физик собирался переехать в новый дом. Его супруга, знакомая с особенностями мужа, заставила его за две недели до ответственного события вызубрить адрес и каждое утро, как молитву, повторять перед уходом на работу. Наконец страшный день наступил, и все вещи перевезли. Само собой, после работы ученый направился к старому дому. Более того, сияя улыбкой, сообщил случайно встреченному почтальону, что с сегодняшнего дня проживает по другому адресу, в то время как сам отчаянно и безуспешно пытался проникнуть в дверь старого жилища с помощью нового ключа.
Чтобы войти в подобное состояние, вовсе не обязательно спасать мир или делать бомбу. Достаточно размышлять о кредите, переживать из-за болезни близкого, готовиться к ответственному экзамену. Бороться с этим видом плохой памяти бессмысленно. Задача будет решена -- и память на мелочи жизни вернется. Возникнет другая -- и опять вернется рассеянность.
Ключи в холодильнике
Ничто так не ухудшает способность к запоминанию, как постоянная тревога. Есть люди, которые проводят в тревоге всю жизнь. Они постоянно не уверены в том, как закончится год, месяц, боятся, что завтра мир рухнет, а они не смогут этому помешать, спасти себя и близких. Они не в состоянии отделить главное от второстепенного, просыпаются как от толчка в три ночи и начинают пережевывать всевозможные бывшие и будущие неприятности. Как тут выучить английский, без знания которого "непременно уволят с работы", если не найдены потерянные вчера ключи, и квартиру непременно обворуют. Когда приходит слесарь менять замки, ключи вдруг возникают в холодильнике -- в пакете с фруктами.
Болезнью это состояние не назовешь, но и здоровьем -- тоже. Пожалуй, вечная тревога находится где-то на грани между психологическими и болезненными нарушениями памяти. Постоянно тревожный человек нуждается в консультации специалиста. Никакие объективные причины не могут вызывать тревогу 24 часа в сутки несколько месяцев подряд.
Бывают и болезненные нарушения.
Депрессия -- не просто плохое настроение, а заболевание, которое всегда протекает с ухудшениями памяти.
Забывчивость может быть одним из первых симптомов депрессии. Поскольку причина болезни кроется в биохимических нарушениях в головном мозгу, здесь не помогут ни отдых, ни особые техники запоминания. Зато прекрасно помогает лечение самой депрессии -- лекарствами или психотерапией.
Депрессия подстерегает нас в любом возрасте. Но в 20 или 30 лет ты твердо уверена, что должна все помнить, и поэтому сразу отправляешься к доктору.
В 40 начинаешь сомневаться, уж не возрастное ли это, и молча страдаешь, как быстро жизнь прошла. А если память плохая у 70-летней мамы, то мало кому в голову придет, что она пять лет страдает от депрессии и через месяц правильного лечения ее память способна вновь проясниться.
Настораживать нас должно сочетание забывчивости с апатией, безразличием, утратой интереса к любимым ранее занятиям. В этом случае надо обратиться к врачу-психотерапевту или психиатру.
Окончание здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"