11 октября в 10.30 на станции Печатники Московского метро стоял себе спокойно у перрона обычный поезд Номерной, готовился к отправлению, как вдруг - БАБАХ! В хвост ему приезжает перегоняемая из депо Печатники в депо Измайлово парадная "Яуза". Головной вагон № 0033 лишился морды лица.
Что это за Яуза такая, откуда взялась, чем интересна - я рассказал в предыдущей публикации, напомню лишь кратко, что это маленькая серия поездов метро из 90-х, которая эксплуатировалась на Люблинской и на Каховской линиях, всего было 11 серийных и 2 опытных состава, а в 2019 году эксплуатация Яуз с пассажирами прекратилась.
Поезд, о котором идёт речь, был построен в 2004 году и перевозил пассажиров по Люблинской линии, а с 2015-го - раз в год отвлекался на участие в параде. После завершения пассажирской эксплуатации в 2019-м поезд продолжил появляться на парадах, а последний его выезд состоялся в 2021 году, после чего Яуза встала из-за проблем с запчастями и из-за просроченных блоков пожаротушения (эта информация требует уточнения, пишите в комментариях если что-то знаете).
Авария 11 октября произошла по вине машиниста Яузы, который зачем-то отключил систему безопасности АРС. На что он рассчитывал, мне лично совершенно непонятно, ведь перед станцией Печатники есть слепая кривая, за которой, так уж сложилось, стоял другой поезд.
Как обычно пишут машинисты в объяснительных? Увидев на путях постороннего человека, применил экстренное торможение, но из-за высокой скорости и маленького расстояния предотвратить наезд не удалось... Так и здесь, только вместо наезда - столкновение.
Да и сам машинист - совсем не машинист, а бывший главный ревизор Московского метро. Были ли у него права управления? Кто пустил его управлять поездом? Зачем вообще ему понадобилось этим заниматься, если мог поехать обычный машинист? Почему вообще Яузу решили перегонять в дневное время, а не вечером, когда почти нет пассажиров? Мне, если честно, вообще по барабану - пускай с этим разбираются сами метрополитеновцы. Не по барабану одно: ну на кой чёрт ты попёрся с выключенными приборами безопасности? Может, специально стукнул проблемную Яузу, чтобы навсегда решить вопрос с запчастями? Ведь если разбить и списать поезд на металлолом, то и запчасти ему не понадобятся. Русская смекалочка!
Мало того, что разбил Яузу, так ещё и сам получил травмы, изгнание из метрополитена, и, возможно, уголовное дело. Кроме того, люлей получил и хвостовой вагон "Номерного" №2818 2009 года выпуска - идёт под списание. А мог бы ещё лет десять бесить пассажиров своей устаревшей конструкцией...
Что же будет с Яузой теперь? Разбитая голова № 0033 с вероятностью 99% будет списана, а остальным вагонам будут проводить экспертизу, чтобы понять, какие повреждения они получили от удара. Но даже если придётся списывать весь этот состав, это не означает, что Москва останется без парадной "Яузы".
Во-первых, недавно другая "Яуза" доехала до депо Митино своим ходом для утилизации - можно отменить это решение, при необходимости провести ремонт, заменить необходимые узлы, наклеить слово "Яуза" и этот поезд запускать на парадах вместо разбитого.
Во-вторых, кроме уже упомянутых двух поездов по московским депо распиханы в немалых количествах вагоны от других Яуз, в том числе есть и головы, и вагоны со старым салоном, напоминающим Нью-Йоркское метро, которые, к слову, тоже должны быть включены в наш теперь уже гипотетический парадный поезд. Правда, их придётся переделать под общую асинхронную схему, что, вовсе не является чем-то недостижимым. Но звук у ранней коллекторной Яузы всё равно был совсем другой...
Что я думаю обо всей этой истории? Конечно, мне жалко Яузу и жалко, что пострадал человек. Номерной вот, правда, не очень жалко. И я считаю, что такой поезд, как Яуза всё-таки заслуживает того, чтобы хоть один экземпляр, пускай даже трёхвагонный, сохранился в ходовом состоянии, чтобы наши дети могли не только посмотреть, но и прокатится в том, в чём ездили их родители.
На мой диванный околометрополитеновский взгляд, даже сейчас, когда разбит заведомо исправный поезд, но при этом есть довольно много не порезанных вагонов, воссоздать другой ходовой экземпляр - вполне возможно, главное, чтобы в этом было заинтересовано руководство Московского метро.
Всё, что движется - телеграм канал, где анонсируются публикации нескольких авторов Дзена на транспортную тематику.