РОКЛЯ представляет Тоp-10 лучших произведений флагмана экспериментов в рок-музыке, межконтинентальной группы Центр.
Ранее Тоp-10 лучших песен был представлен для таких артистов, как: Ария, Metallica, Мумий тролль, Joe Lynn Turner, Черный кофе, Black Sabbath, Легион, Deep Purple, Круиз, Pink Floyd, Rammstein, Гражданская оборона, Paradise Lost, Черный обелиск, Tiamat, Rainbow, Lake of Tears, Whitesnake, My Dying Bride, Crimson Glory, ДДТ, Iron Maiden и Сплин. Также, как и в этих рейтингах, композиции представлены в убывающем порядке.
Ранее творчеству Василия Шумова и группы Центр был посвящен ряд обзоров, ссылки на которые располагаются в обзоре "Введение в Шумоведение", а также обзор "Центр. 1980-1989", и обзор-пост "Кр@пивное_пл@мя_25".
Эксклюзивные интервью маэстро были опубликованы здесь: "Шумоведение (часть 1)", "Шумоведение (часть 2)", "Шумоведение (часть 3)" и "Шумоведение (часть 4)".
1. Привет ("Сделано в Париже", 1989)
Динамичная композиция, которая по праву считается лучшим произведением Центра. Секрет ее успеха вполне объясним: в песне емко выражена музыкальная сущность new wave, поэтическая сущность post punk, она лаконична и романтична, в ней живет московская юность Центра 1980-х.
2. Комиссия ("Сделано в Париже", 1989)
В обзоре "Влюбленный Вася" уже говорилось о недооцененной и неочевидной, романтической стороне творчества Василия Шумова и группы Центр. И как традиционные формы этого творчества соседствуют в хронологии группы с экспериментальными, так "серьезные" темы - с романтическими.
"Комиссия" - вершина романтики и чувственности в творчестве Центра. В этой композиции идеально сочетаются тонкая атмосфера, прекрасная мелодия и чувственный текст. Песня удивительно романтичная, биографичная, атмосферная, образная и... московская.
По сравнению с наиболее известной версией композиции из компиляции "Сделано в Париже", первоначальная версия песни с альбома "Дитятя" не менее интересна. (К тому же, она длиннее на один куплет).
3. Черное платье вдовы («Молодой на молодой», 2003)
Недооцененный шедевр группы периода поздних электронных экспериментов. Музыкальная ткань песни удивительно атмосферна, балансирует на грани традиционных и экспериментальных форм, и обладает удивительным свойством гипнотизировать своими пасторальными образами.
4. Багровое сердце ("Чтение в транспорте", 1984)
Очень глубокая композиция, интересна навязчиво-вязкой мелодией, и глубоким, меланхоличным текстом Евгения Головина, написавшего для Центра не одно поэтическое произведение.
5. Фотолаборатория ("Трамвайное депо", 1982)
Дебютник Центра интересен практически целиком, но отдельно стоит выделить один из наиболее ярких композиторских и поэтических дебютов Василия Шумова. Песня буквально пропитана юношеским романтизмом, тонко облаченным в форму new wave.
В 1993 на третьем сольном альбоме Василия Шумова "Тектоника" был размещен интересный remake песни.
6. Несмотря на тишину ("Брюлик", 1995)
Отличный пример зрелой шумовской поэзии - холодно-отстраненной, и меланхолично-мизантропичной, сопровождающей прекрасно аранжированную, стильную композицию, сразу задающей тон альбому-возвращению "Брюлик".
7. Фиолетовый дым ("Центромания. Стадия Озарения", 1995)
Еще одна романтичная тема, прекрасно развивающаяся на фоне атмосферной музыкальной ткани, в центре которой - стильная и "парящая" акустическая гитара.
8. Давай поиграем в Запад ("От звонка до звонка", 1989)
Бодрая композиция, своеобразная вершина в развитии группой new wave, и одновременно - прощание с ней. "Игра в Запад" хорошо знакома "перестроечному поколению", и песня, вместе со своей художественной ценностью, является отличным свидетельством своего времени.
9. Алкоединица ("Мне хорошо ч.2", 2012)
Один из бриллиантов фирменной шумовской наблюдательности на грани с гиперреализмом. В своем роде, центрально-смысловой трек альбома, посвященного исследованиям алкогольной тематики.
10. Алексеев ("Сделано в Париже", 1989)
Своеобразная вершина фирменного для группы гиперреализма, "доска почета маленьких людей". Череда Алексеевых является слепком семьи, коллектива, общества...
Кстати, включенная на повтор, композиция создает неповторимый гипнотический эффект.
При поразительной работоспособности Василия Шумова и его коллег, принесших нам полсотни интереснейших альбомов, уместить лучшие из них ни в десять, ни в двадцать, конечно, невозможно.
Василий Шумов и Центр остаются недооцененными взаимосвязанными творческим единицами. Возможностей для открытий в их творческом наследии хватит надолго...