Найти тему
РОКЛЯ

Введение в Шумоведение

Оглавление

Данная публикация продолжает серию обзоров, посвященных творческому пути музыкантов, и представляет собой довольно краткий обзор весьма содержательного и крайне насыщенного творческого пути Василия Шумова.

Ранее на канале РОКЛЯ были сделаны обзоры творческих траекторий таких музыкантов, как: Пол ДиАнно ("Тот самый ДиАнно"), Брюс Дикинсон ("Брюс Бронзовый"), Блэйз Бэйли ("Исповедующий металл"), Гленн Хьюз ("Британская порода"), и Петр Мамонов ("Путь Петра").

Василий Шумов был и остается москвичом. Линии на его ладонях выдают последовательного, основательного и глубокого, преданного своему делу человека
Василий Шумов был и остается москвичом. Линии на его ладонях выдают последовательного, основательного и глубокого, преданного своему делу человека

Следуя доминанте публиковать эксклюзивный материал, обзор имеет авторское оглавление периодов жизни и творчества артиста, а также комментарий от маэстро по поводу одной из его наименее известных записей. Также, обзор снабжен довольно редкими материалами. По традиции, в завершении очередного обзора творческого пути приводится краткая характеристика личности маэстро с эзотерической точки зрения.

Ранние годы

Василий Герардович #Шумов родился в Москве 23 марта 1960. Первые 6 лет его жизни связаны с улицей Верхняя Красносельская и парком Сокольники, дальнейшее детство - с Сиреневым бульваром в Первомайском районе Москвы, где в школе №361 и шли школьные годы Василия.

Похоже, что, в отличие от других школьников 1960-х, мечтавших в основном стать покорителями космоса или целины, Василия больше интересовала музыка. Talking Heads, Xenaxis, Joy Division, Christie, The Kinks, Shocking Blue, Rolling Stones, и, конечно, Beatles - эти и другие исполнители интересовали юношу уже за десятилетие до начала активного собственного творчества.

слова "Шумов" и "бас-гитара" станут соседями на десятилетия
слова "Шумов" и "бас-гитара" станут соседями на десятилетия

Первые опыты музицирования относятся у Василия к середине 1970-х. Именно тогда вместе с одноклассниками была создана группа "Синий электрический дождь". Выступали, как водится для начинающих групп, на школьных вечерниках, и даже перед солдатами в части стройбата, находившейся рядом. Кстати, свою первую бас-гитару Василий Шумов сделал сам.

Василий Шумов на сцене ДК "Чайка" в 1976
Василий Шумов на сцене ДК "Чайка" в 1976

Другим увлечением Василия-подростка стал хоккей. Вася играл здорово и занимался в знаменитой хоккейной школе ЦСКА. Впрочем, увлечение этим видом спорта никуда не делось с годами - на время создания этого обзора Шумов продолжает играть в хоккей в любительских командах, а анализ побед и неудач хоккейных команд можно встретить в его даже самых недавних композициях.

Окончив школу, в 1978 Василий Шумов поступает в МВТУ имени Баумана, однако вскоре переводится в Московский электротехнический институт связи, а после его окончания работает по распределению.

В конце 1970-х поиск приличного музыкального инструмента сводит Василия Шумова с Александром Скляром, таким же активным в творческом плане юношей. Они решают сделать новую концертную программу - не хватало только ударника и клавишника. Клавишника Алексея Локтева нашел Скляр, а ударника Андрея Гаврилова привел Шумов. К тому же, у Андрея имелись связи в клубе Октябрьского трамвайного депо. Так в 1979 появилась новая группа 777 (по названию портвейна).

портвейн 777, по цене 2 рубля 77 копеек, и по вкусу редкостная гадость, в 1970-1980-х считался свойским, чуть ли не культовым напитком в среде московского андеграунда
портвейн 777, по цене 2 рубля 77 копеек, и по вкусу редкостная гадость, в 1970-1980-х считался свойским, чуть ли не культовым напитком в среде московского андеграунда

777 стала выступать с рок-н-ролльной программой на разных полулегальных площадках Москвы, не только сыгрываясь на ходу, но и пробуя создавать свой собственный материал.

Алексей Локтев
Алексей Локтев

Даже беглый взгляд на этот проект позволяет предположить огромный творческий потенциал его участников. Известные биографии Шумова и Скляра на виду, а вот Алексей Локтев, наверное, останется одним из самых недооцененных музыкантов 1980-х. Потомственный музыкант, сын известного композитора и дирижера, владеющий английским и проживший несколько лет в США, а самое главное - блестящий клавишный аранжировщик и обладатель прекрасного голоса, Алексей оказался для Василия Шумова незаменимым творческим попутчиком.

Ранняя романтика и Ранняя электроника (1980 - 1985)

Тем временем, после окончания МГИМО в 1980, Александр #Скляр был распределен работать за рубеж, а у Андрея Гаврилова появились проблемы с мышцами руки, но несмотря на это, Шумов и Локтев решили продолжать свои музыкальные изыскания. У группы появилось новое, предложенное Шумовым, название #Центр, что на московском сленге той поры означало что-то очень хорошее, качественное, желаемое. Поэтому, когда у группы после окончания Московской Олимпиады появилась возможность провести серию выступлений в подмосковном Калининграде (станция Подлипки), в нее был рекрутирован гитарист Алексей Борисов, а вот постоянного ударника найти не удалось, и группа чуть ли не каждый вечер играла с новым мастером барабана и тарелок.

Выступления на танцверанде перед швеями Мытищинской трикотажной фабрики, их ухажерами, солдатами стройбата и местной молодежью длились в течение 3-х месяцев по 4 раза в неделю, и именно на них группа впервые выступает под новым названием. Буквы с ним были вырезаны Шумовым из пенопласта, оклеены фольгой и подвешены к заднику сцены. Для стиля букв Василий использовал форму остроконечных букв из логотипа американских гитарных усилителей PEAVEY.

один из первых концертов Центра
один из первых концертов Центра
Алексей Борисов: ""Центр" был особой группой. Они выступали в белых рубашках, черных галстуках и пиджаках. Были коротко подстрижены, в отличие от большинства музыкантов тех лет. Тогда "Центр" был скорее "модовской" группой. В то время в Англии вновь выделилось популярное в 60-е годы движение "модов" ("mods"). Модов по концепции можно сравнить с нашими стилягами 50-х. Главным для них был стиль одежды и приятное времяпровождение, с коктейлями и небольшим количеством кокаина в обществе стильных девушек".
Октябрьское трамвайное депо в 2000-х
Октябрьское трамвайное депо в 2000-х

Как упоминалось, Центру удалось закрепиться в клубе Октябрьского трамвайного депо. Именно здесь сложился классический состав Центра, в котором к Василию Шумову и Алексею Локтеву присоединились гитарист Валерий Саркисян (который куда больше известен по фамилии жены - Виноградов), и ударник Карен Сарксиов.

"Золотой состав" Центра: Шумов, Локтев, Саркисов, Виноградов
"Золотой состав" Центра: Шумов, Локтев, Саркисов, Виноградов
Валерий Виноградов: "Солнечным летним днем 81-го года я стоял с гитарой на остановке возле трамвайного депо в районе Таганки. Ко мне из клуба трамвайщиков вышел приятный парниша, который оказался барабанщиком из какого-то очень известного в Черемушках кабака.
На сцене клуба стоял рояль с беснующимся совдеповским молодым композитором, принесшим три своих песни. Одна из них явно была чем-то средним между песней "My Lord" и "Darling". Парень с басом играл с нот, что меня просто поразило, и попросил дать соло в этой песне, что я с удовольствием и сделал, так как вообще люблю с ходу играть незнакомые песни. Мой, прямо скажем, незатейливый вариант соло человека, стеснявшегося того, что попал явно к нормальным людям, их весьма устроил, и басист (это и был Вася), сказал, что все о`кей.
За немецким органом сидел очень приятной наружности парень, который вообще ничего не говорил, а только время от времени иронично посмеивался. Играл он здорово и производил благоприятное впечатление. Нормальная, в принципе, репетиция закончилась тем, что Шумов чуть не одел стул на голову комсомольского композитора из-за того, что предложенные для бас-гитары ноты, по мнению Шумова, были заурядной партией для левой руки пианиста.
Настоящее общение с Васей началось после его звонка мне домой, когда он предложил мне с ними играть. Меня это очень обрадовало, потому, что мне Шумов и Локтев представлялись музыкантами совершенно иной закваски, что мне было совершенно очевидно после первой же с ними встречи. Репетиции проходили там же, в клубе трамвайного депо, где Васю приютил пьющий директор клуба Витя, который не боялся в стремноватое брежневское время устраивать у себя рок-концерты нелегальных групп (например, группы "Смещение")".

В новом составе Центр принялся репетировать новую программу, состоящую из первых песен Василия Шумова. Итогом неустанного труда стала первая запись группы, состоявшаяся в марте 1982 в указанном клубе, и получившая соответствующее название "Трамвайное депо".

Об альбоме "Трамвайное депо" упоминается в обзоре "Дебютник".

Дебютная запись группы стала расходиться по Москве через сеть "писателей", и получать свою первую известность. Знакомые с ней отмечали бодрый романтизм текстов, стильный подход к аранжировкам, ритмы, выдержанные в духе #new wave - все это достаточно сильно гармонировало как с остальными представителями подпольного русскоязычного рока, так и официальной сценой.

Одним из заметивших запись стал Артемий Троицкий, в то время уже входивший в тусовку неформальных музыкантов вроде группы Браво, Александра Липницкого и Петра Мамонова. В будущем активный деятель в музыкальной среде - критик, редактор, издатель - он станет пропагандистом творчества Центра.

Другим важным приобретением стало знакомство с гитаристом Андреем Шнитке, сыном известного композитора.

ударник Саркисов и гитарист Андрей Шнитке в начале 1980-х
ударник Саркисов и гитарист Андрей Шнитке в начале 1980-х

В декабре 1982 Центр с успехом выступил на фестивале Физтеха (МФТИ) в городе Долгопрудном, где Василий Шумов познакомился с Владимиром Кузьминым. Там же известный музыкант Сергей Минаев посоветовал Шумову обратить внимание на звукорежиссера Андрея Пастернака.

Так сложилась команда, которая записала второй альбом, "Стюардесса летний линий" (1983). Эта запись сразу приобрела культовый статус, и до сих пор считается многими чуть ли не лучшим альбомом группы.

Кстати, концерт в Долгопрудном был записан и издан спустя десятилетия.

Также был записан, хоть и в куда худшем качестве, концерт Центра в ресторане "Север" в городе Выборг в 1983. На фото ниже Центр запечатлен в состоянии похмельной богемности наутро именно после этого концерта.

похмельный Центр в Выборге
похмельный Центр в Выборге

Кстати, спустя 29 лет Василий Шумов снова побывал у заброшенного ныне "Севера". Знакомые с обложкой альбома "Центр в Севере" сразу узнают этот пейзаж.

у Севера спустя 29
у Севера спустя 29

Изучая возможности электронной техники и открывая новые творческие горизонты, в конце 1983 Центр записывают 18-минутную "Однокомнатную квартиру", и далее, в марте 1984, развивая те же идеи - альбом "Чтение в транспорте", ставший фундаментальным в дальнейших изысканиях Василия Шумова в области негитарного звучания.

Именно тогда у Центра впервые появляются песни с текстами Евгения Головина, известного как члена Южинского кружка - неформальной московской метафизической организации, в которую входили многие андеграундные творческие личности, например, писатель Юрий Мамлеев (помните строчку из "Химической зависимости"?).

Оруэлловский 1984 стал печально известным годом для русскоязычной рок-культуры: официальный запрет на деятельность коснулся многие группы, и в том числе, официально был запрещен и Центр. И тем не менее, записанный в этих условиях альбом "Тяга к технике" получился одним из самых легких и светлых в обширной дискографии Центра.

К моменту записи альбома Алексей Локтев и Андрей Шнитке покидают Центр, хотя их помощь в подготовке альбома была значительной. Также, в записи участвует басист Юрий Иванов.

У Василия Шумова уже с начала 1980-х годов была идея сделать альбом Центра из песен советской эстрады. И в условиях запрета, Центр записали целый альбом "Любимые песни" с песнями советских композиторов, и с аранжировками в "собственном видении". Запись получилась весьма оригинальной.

К тому же, именно тогда Центру удалось принять участие в съемках фильма "Время отдыха с субботы до понедельника" (1984) и записать саунд-трек к мультфильму "Королевский бутерброд" (1985).

Записанный в начале 1985 "Цветок и мотылек" стал эффектным и ярким развитием идей "Тяги в технике".

На какое-то, довольно непродолжительное, время, в Центр вновь влился вернувшийся из-за границы Александр Скляр. Записанный с ним в середине 1985 альбом "Признаки жизни" является, пожалуй, самым апокрифичным, или забытым альбомом группы, о котором музыканты обычно отзываются нелестно. Кстати, альбом был записан полностью в живую, за одну ночь.

Впрочем, вполне возможно, что тогда просто не сошлись творческие векторы сильных творческих лидеров, и Скляр вскоре покинул Центр навсегда...

Но наивысшей точкой в развитии "романтического Центра" многие считают записанный в конце 1985 "Учитесь плавать". Он стал и последним для этого состава группы: в начале 1986 Центр представлял собой трио: Василий Шумов, гитарист Виталий Чурилов и барабанщик Александр Васильев, а чуть позже постоянным участником группы стал басист Юрий Иванов.

Поздняя романтика (1986 - 1997)

Не располагая подробностями семейных перипетий Василия (да и не стремясь к обладанию ими), отметим, что вторая половина 1980-х прошла для художника в угловом доме по адресу "Ленинский проспект, 34/1" на Площади Гагарина.

"Мой район" (1986): самиздатовская обложка
"Мой район" (1986): самиздатовская обложка

Кроме целого ряда альбомов Центра, в 1986 здесь был задуман и воплощен "Мой район", первый сольный альбом Василия Шумова.

Итак, в середине 1986 Шумов, Чурилов и Васильев стали тем костяком, на базе которого сформировались не только новый состав Центра, но и его новая идеология. Начиная с 1986 Шумов стал и саунд-продюсером группы.

Центр в 1986 - 1987: Иванов, Чурилов, Васильев, Шумов
Центр в 1986 - 1987: Иванов, Чурилов, Васильев, Шумов

Как стало ясно по записанному вскоре альбому "Жизнь замечательных мужчин", изменилось и звучание группы: исчезли китчевые клавишные и пение на два голоса, на первый план вышел плотный гитарный звук, темпы снизились, а тексты Василия стали носить более мрачный и бытовой, "менее романтический" характер.

Между тем, романтика из текстов Шумова не исчезала никогда, но она однозначно видоизменялась. О романтической стороне творчества Василия Шумова ранее говорилось в обзоре "Влюбленный Вася".

Другим важным делом этого состава стало воплощение спектакля "Артюр Рембо". Переводы текстов этого французского поэта были подготовлены Евгением Головиным, а музыка разработана группой. Евгений передал Шумову отпечатанные на пишущей машинке его переводы поэмы Артюра Рембо "Пьяный корабль" и сонета "Гласные"(1883). В свое время эти переводы были отвергнуты советским издательством для публикации, и теперь их автор посчитал, что Центр сможет как-то их использовать.

Спектакль был поставлен в ДК имени Курчатова 1986 всего один раз (в нем принимали участие Петр Мамонов, Жанна Агузарова, Артемий Троицкий и другие звезды рок-андеграунда), но до нас дошла его запись, а спустя 9 лет Василий Шумов при помощи гитариста Фредди "Фаста" Рапилло, восстановит этот материал и запишет его в виде альбома "Центромания. Стадия озарения". Об этой странице творчества маэстро упоминается в обзоре "Несмотря на тишину".

Следующий альбом, "Русские в своей компании" (1987), был записан как раз русскими: Василием Шумовым в компании с Виталием Чуриловым, и представляет собой довольно минималистичную, несколько авангардистскую запись.

К этому же времени относится и первый визит Василия Шумова и группы Центр в Смоленск, который стал еще одним своеобразным центром притяжения, в том числе благодаря Сергею Горцеву, который впоследствии напишет книгу "Глядя в Центр".

Об этой книге ранее упоминалось в обзоре "Что почитать".

Вновь проявляется и сотрудничество Василия Шумова с телевидением - он записывает саундтреки к сериалу "Игра в детектив" (1987), один из которых будет включен в переиздание альбома "Мой район" в 2013.

К концу 1987 состав Центра вновь обновился. Вместе с Василием Шумовым и Александром Васильевым теперь играли школьные друзья, гитарист Сергей Сабинин и басист Евгений Тихомиров. Они уже проучились вместе десяток лет и, бывало, ходили вечерами посмотреть концерты Центра.

Также, с Центром снова стали играть и записываться клавишники: в 1987-1988 Всеволод Матвеев, а в 1989 - Иван Соколовский.

Центр в 1988: вверху Матвеев, в середине Тихомиров и Сабинин, внизу Васильев и Шумов
Центр в 1988: вверху Матвеев, в середине Тихомиров и Сабинин, внизу Васильев и Шумов

Альбом "Дитятя" и очередное выступление в Смоленске, задокументированное Сергеем Горцевым, и включенное в качестве бонуса в альбом "От звонка до звонка", показывают немалый потенциал и этого состава.

В 1988 Василий Шумов выступает в качестве продюсера при записи дебютного альбома группы Звуки Му. Об этом также упоминалось в обзоре "Путь Петра".

Также, в 1987 на фирме "Мелодия" выходит миньон Центра с песнями "Бездельники" и "Сердцебиение".

Но главные достижения ждали этот состав впереди. Французский продюсер Максим Шмидт, заинтересовавшийся "красной волной", из записей московский рок-групп обратил внимание именно на Центр, и в июле 1988 Василий Шумов в парижской студии "Фербер", с французскими студийными музыкантами, перезаписывает 10 песен Центра, которые затем выйдут во Франции и Европе на лейбле Nord-Sud/Barclay/Polygram как альбом "ЦЕНТР/CENTER", и на фирме грамзаписи "Мелодия" в виде альбома "Сделано в Париже", и обеспечат Центру всесоюзную популярность, и узнаваемость, растянувшуюся на десятилетия.

О так называемой "красной волне" уже шла речь в обзоре "Путь за Запад".

В обзоре "Напрасные годы" я упоминал, что тремя главными русскоязычными brit pop альбомами для меня являются "Морская" группы Мумий тролль, "Гранатовый альбом" группы Сплин, и "Земфира" одноименного исполнителя.

По аналогии, тремя лучшими русскоязычными #new wave альбомами я считаю "Сделано в Париже" Центра, "Князь тишины" группы Nautilus Pompilius и "Я получил эту роль" группы ДДТ.

Также, о значении этого сборника упоминалось в обзоре "Короли Центра в ренессансе".

В конце 1988 Василий Шумов и Александр Васильев записывают альбом "Очищение". Лишенный гитарного звучания, но при этом украшенный фантастическими клавишными пассажами Игоря Леня, этот альбом и сегодня выглядит недооцененным феноменом русскоязычного electro pop, и гениальной "белой вороной" в череде new wave записей Центра.

В январе 1989 Центр выступает на передаче "Музыкальный ринг", а вскоре направляется во Францию и Бельгию для концертов-презентаций пластинки "Сделано в Париже".

Малоизвестный факт: в Европе к пластинке "Сделано в Париже" было выпущено два сингла: "Привет" и "Навсегда".

обложка сингла "Навсегда"
обложка сингла "Навсегда"

Чуть позже состав записывает "От звонка до звонка", свой последний альбом 1980-х. Он был записан в обстановке творческого спада, и потому получился довольно коротким. Впрочем, это не помешало ему прекрасно звучать, а Центру - в очередной раз выступить в Смоленске, после чего Василий Шумов совершил визит в США, где он выступил с рядом лекций о советской рок-музыке.

Тем временем, в июле Центр 1980-х выступил в последний раз, и исчез из поля зрения.

Весной 1990 маэстро во время нескольких выступлений презентует новую программу "Библиотека приключений Василия Шумова", которая, к сожалению, так и не стала альбомом, а в марте-апреле записывает второй сольный альбом, "Время три".

Этой пластинке был посвящен обзор "Когда Время три".

Василий Шумов: американский период
Василий Шумов: американский период

Летом 1990 Василий Шумов выбрал США постоянным местом жительства. Записанные в первые годы американского периода альбомы "Шумовидение. Песни живых и мертвых" (1991) (сборник кавер-версий песен русскоязычных рок-исполнителей), "Тектоника" (1992) и "Голливудский Василек" (1994) показали дальнейший рост Шумова-автора, композитора, аранжировщика и продюсера.

обложка альбома
обложка альбома

В этот период незаменимым партнером Василия Шумова становится американский гитарист Фредди "Фаст" Рапилло, игравший c Rick James и Spyro Gyra. Именно в компании с ним Василий Шумов в 1996 вернется в Москву и даст серию акустических выступлений в столице и Смоленске.

Лос-Анджелес, 1994: Шумов, Рапилло, Мамонов
Лос-Анджелес, 1994: Шумов, Рапилло, Мамонов

"Акустика", запись концерта в Смоленске, увидит свет только в 2010.

Отдельно стоит выделить альбом "Голливудский Василек". Это наиболее мягкий и мелодичный, самый расслабленный альбом в обширной дискографии маэстро. Наиболее известной песней альбома считается "Криминальная Раша", но я бы советовал обратить внимание на две другие песни: "Все обман" с изумительными оркестровками и "Хочу быть всем" с элементами фламенко. Если "Время три" - вершина Шумова-философа, то "Голливудский Василек" - вершина Шумова-мелодиста.

Также, были сделаны две совместные записи: "Nineteen Ninety's" с Жанной Агузаровой, и "Русские поют" с Петром Мамоновым.

А как же группа Центр?

После реинкарнации спектакля "Артюр Рембо" в виде самостоятельной записи, Василий Шумов приглашает в Лос-Анджелес бывших коллег Валерия Виноградова, Сергея Сабинина и Евгения Тихомирова, и вместе с американскими коллегами этот сборный коллектив записывает исключительно сильные альбомы: "Брюлик" (1995), "Центромания. Стадия первая" (1996) (сборник перезаписанных песен Центра 1980-х), и "Смутное пятно неизвестно чего" (1997).

Альбому "Брюлик" ранее был посвящен обзор "Несмотря на тишину".

В мае 1997 Центр в составе Василия Шумова и американских музыкантов, с которыми Шумов учился в арт-институте California Institute of the Arts (CalArts), снова посетил Москву с концертами.

Поздняя электроника (1997 - 2008)

Получение образования магистра в области арт-искусства, строительство домашней студии и освоение возможностей электронного звучания привели Василия Шумова к порогу нового этапа творчества.

Мне кажется, "первой ласточкой" в его развитии послужил альбом "Короли поэзии в трансе" (1997), состоящий из текстов советских авторов в радикальной techno/trans обработке. Музыкой для композиций этого альбома стали треки электронных релизов 1990-х. По методу же создания этот альбом представляет ассембледж (assemblage), который использовали в своих работах дадаисты и авангардисты XX века.

Стоит обратить внимание на композиции "Возвращение", "Ботинки" и "Происшествие".

обложка альбома
обложка альбома

Первым плодом коллективного творчества на новом пути стал альбом "Крапивное пламя" (1998). Запись вышла одной из лучших у Центра, ее отличают цельность, плотный электронный звук с органичными вкраплениями гитары, масса аранжировочных находок, высокий поэтический уровень. Кроме заглавной композиции, можно выделить такие вещи, как: "История выпускника МГУ", "Партия и армия", "Педагогическая поэма", "Паноптикум". Кстати, именно на этом альбоме, в экспериментальной композиции "Субтитры", единственный раз за историю Центра в записях группы звучит голос Евгения Головина (тот начитал Шумову текст по телефону из Москвы).

Альбом должен был быть выпущен вместе с рядом других релизов в 1998, но этому помешало очередное экономическое потрясение, и альбом официально вышел только в 2010.

Когда альбом "Крапивное пламя" был готов, в марте 1998 Василий Шумов снова посетил с концертами Москву. На этот раз он выступал совместно с зеленоградской группой НТО Рецепт, а сет-лист гармонично сочетал в себе различные периоды Центра и сольные композиции Василия Шумова. Мне кажется, этой программой маэстро воплотил желание поиграть простой, незамысловатый рок-н-ролл, как кумиры его юности, заодно обновив аранжировки старых песен.

Этим выступлениям ранее был посвящен обзор "НТО Концерт".

В 1999 Василий Шумов приступил к разработке новой электронной программы, которая бы радикально отличалась от всего, что было сделано до этого. Альбом "Пластикозаменитель" (2000) действительно вышел крайне минималистичным и авангардным, а следующий альбом, "Курс доллара" (2001) - его логическим продолжением и развитием.

Новизна этих альбомов, также заключалось и в том, что они впервые были созданы при использовании Интернета: у Центра появились дистанционные участники записей – центробораторы. Этим альбомам ранее были посвящены обзоры "ПЗ" и "Речь по случаю".

Между этими альбомами "затерялся" самый экспериментальный, альбом-призрак Василия Шумова под названием "АнаГра" (1999). Мало кому известно о существовании этой записи, состоящей исключительно из набора синтезаторных звуков, и без какой-либо обложки. Зачем он создавался и можно ли считать его альбомом? За этим вопросом РОКЛЯ обратился непосредственно к автору.

Страница Василия Шумова и группы Центр в facebook: "Инструментальный альбом Василия Шумова "Анагра" (АНАлоговое ГРАжданство) создан полностью им на одном синтезаторе Yamaha AN1x без каких-либо других агрегатов или студийного оборудования.
Во второй половине 1990-х стали появляться самодостаточные и относительно недорогие аналоговые синтезаторы. Идея такого альбома при использовании только одного синтезатора появилась у Шумова в музыкальном магазине в Лос Анджелесе когда он там его впервые увидел и потестировал.
Этот альбом не имеет отношения к Пластикозаменителю или другим альбомам. Обложки для Анагры не создавалось. Обложкой может быть фото с фрагментом синтезатора Yamaha AN1x без бренда Yamaha на фото.
Про концепцию Анагры можно сказать так: Один синтезатор! Один композитор! Один альбом! по типу: Лени жил! Ленин жив! Ленин будет жить!"

Также, в начале 2000-х, Василием Шумовым были созданы саундтреки к нескольким его фильмам.

Следующий альбом, "ТНТН (Твердое нет твердого нет)" (2002) мне кажется не особенно удачным (отмечу лишь "Поздно" и "Нажрусь один"), а вот пластинку "Молодойнамолодой" (2003) я считаю вершиной Василия Шумова периода его Поздней электроники. Мелодизм, плотное электронно-гитарное звучание и настроенческая атмосферность свойственны здесь каждой композиции, традиция отлично сочетается с экспериментами, а философские посылы текстов - с бытовыми и социальными темами.

В 2005 Василий Шумов выкладывает на сайте Центра "первый в дискографии" сингл "Религия - это бомба замедленного действия", а в 2006 новый, куда более интересный сингл "Клавиши и кнопки".

обложка сингла
обложка сингла

На фоне "Молодойнамолодой" следующий альбом "Регион 5" (2005) выглядит несколько бледно и затянуто, а вот "У прошлого нет будущего" (2008) достойно венчает Позднюю электронику, являясь одним из лучших альбомов Центра.

На этом альбоме вместе с Василием Шумовым записались Валерий Виноградов и его сын, клавишник Алексей, а также уже знакомый нам Игорь Лень, и ряд приглашенных музыкантов. Аранжировочные находки подчеркивают и развивают органичные вставки бэк-вокала Валерия Виноградова, использование вставок из классических произведений русских композиторов, искрометная поэзия маэстро. Стоит отметить также красочное оформление альбома.

В 2006 Василий Шумов впервые за 8 лет вернулся с концертами в Москву и Смоленск. Они были приурочены к презентации диска "Электронное видеошоу", который включал альтернативные версии нескольких поздних песен Центра и видео-дорожки к ним.

обложка альбома
обложка альбома

В 2007 началось издание каталога Центра и Василия Шумова на CD, причем основная часть записей официально была издана впервые. Каждое издание сопровождалось комментариями маэстро об особенностях того или иного релиза.

После ряда концертов, с успехом прошедших в московских клубах в 2007-2008, в декабре 2008 Василий Шумов вернулся в Москву для презентации диска "У прошлого нет будущего".

Ранний ренессанс (2009 - 2013)

с возвращением, Василий!
с возвращением, Василий!

Новогоднее ТВ-шоу, просмотренное в Москве после 20-летнего перерыва, убедило Шумова в том, что современной русской поп-рок музыке не хватает содержания. "Содержание" - именно так был назван новый проект Василия, идея которого состояла в привлечении ряда музыкантов для создания и наполнения музыки содержанием. Проект успешно просуществовал лет 8, и выпустил целый ряд релизов.

Тем временем, подошло время отметить 20-летний юбилей пластинки "Сделано в Париже". Драйвовый концерт, посвященный этому событию, состоялся 27 марта 2009 в клубе 16 тонн, и на сцене вместе с Василием, впервые за многие годы взявшим в руки бас-гитару, выступали Валерий и Алексей Виноградовы, а также ударник Эдвард Беккет.

постер концерта 27 марта 2009
постер концерта 27 марта 2009

Этот состав возобновил и репетиции, и живые выступления. Было сыграно немало концертов, музыканты участвовали в различных акциях - от митингов в защиту Химкинского леса до благотворительного концерта в пользу пострадавших от взрывов в московском метро.

В конце 2010 место Алексея Виноградова занимает гитарист Евгений Ильницкий. Именно в этом, очередном бесклавишном, составе были записаны первые два альбома Центра после возвращения Шумова в Москву, и к идее Центра на сцене.

Альбом "Мне хорошо ч.1" вышел в 2011, а "Мне хорошо ч.2" - через год, в ноябре 2012.

Альбом "Мне хорошо ч.2" мне кажется креативной вершиной не только ренессанса Центра, но и одной из вершин Шумова-художника. Он - вершина и Шумова-философа, и Шумова-мелодиста, и Шумова-концептуалиста. Альбому ранее был посвящен обзор "Короли Центра в Ренессансе".

афиша концерта 20 апреля 2012
афиша концерта 20 апреля 2012

Алексей Виноградов в конце 2012 - начале 2013 провел еще несколько выступлений с Центром, однако в мае 2013 отец и сын Виноградовы покинули группу, и Центр, как это уже было в далеком 1986, на какое-то время стал трио.

даже вновь став трио, Центр продолжал следовать эстетике new wave
даже вновь став трио, Центр продолжал следовать эстетике new wave

Поздний ренессанс (2014 - наши дни)

Через какое-то время Центр снова исчез из поля зрения, а Василий Шумов занялся разработкой новой сольной программы. На этот раз маэстро обратил внимание на значительно возросшую роль бас-гитары в современном звучании ансамбля.

Василий Шумов: Новая эстетика
Василий Шумов: Новая эстетика

"Basustica" (2014) - так назывался новый, первый за 20 лет, и пятый в общем счете, сольный альбом Василия Шумова, на котором звучали только драм-машина, бас-гитара, синтезатор и голос.

Об увлечении Василия Шумова киножанром noir уже намекала одна из композиций с альбома "Молодойнамолодой". В 2015 маэстро презентовал санудтрек к своему сериалу "Kelton's Dark Corner" из четырех серий, в котором снялся известный в этом жанре американский актер Пол Марко, снимавшийся в фильмах одиозного голливудского режиссера Эда Вуда еще в 1950-х.

Василий Шумов и Пол Марко
Василий Шумов и Пол Марко

В июне 2015 Центр вернулся к разработке нового материала. "Первый пещерный" был презентован в ноябре и на концертах 2016.

"Мой район через 30 лет", 6-й и последний на сегодняшний день сольный альбом Василия Шумова, был записан и увидел свет также в 2016.

"Люди в синих халатах" - таким стало внешнее воплощение Центра, ставшим в 2017 уже дуэтом Василия Шумова и Евгения Ильницкого, и впервые представленное на фестивале русского авангарда в городе Калуга. Этим составом были воплощены три последних, на сегодняшний день, минималистичных альбома Центра: "Культ еды" (2018), "Цвет ветки" (2019) и "Абсолютное почтение человека" (2020).

В обзоре "Итоги 2020" уже говорилось, что эти записи по-своему хороши, но, по большому счету, все это Василием Шумовым уже делалось, и содержит мало нового.

октябрь 2019: "Люди в синих халатах" (Евгений Ильницкий и Василий Шумов) презентуют альбом "Цвет ветки"
октябрь 2019: "Люди в синих халатах" (Евгений Ильницкий и Василий Шумов) презентуют альбом "Цвет ветки"

Тем временем, 30-летие пластинки "Сделано в Париже" прошло летом и осенью 2019 при большом стечении публики в клубах Москвы и Петербурга.

постер концерта 9 ноября 2019
постер концерта 9 ноября 2019

Уникальность Василия Шумова как художника, на мой взгляд, заключается в двух обстоятельствах: во-первых, он никогда не был ориентирован на масс-культуру, а потому освобожден от такой ерунды, как слава и медийность, а во-вторых, эта творческая единица все время находится в движении и поиске, а значит лишена возможности креативного загнивания. Творческий, да и жизненный цикл подобных творческих единиц двуедин: подъем и стагнация (причем, стагнация исключительно в хорошем смысле слова - как временная остановка, передышка, отдых, накопление).

Для меня нынешний Василий Шумов находится именно в состоянии такой "положительной стагнации": периоде накопления, промежуточного подведения итогов, переосмысления.

Об этом свидетельствует и следующий шаг маэстро - нынешний цикл "Драм-машина, гитара и я". Ничего принципиально нового она не предлагает: и акустическая гитара, и драм-машина, и мелодекламация уже использовались Шумовым в сольных работах и на альбомах Центра, да и часть новых композиций - ремейки старых песен.

обложка сингла "На бумаге"
обложка сингла "На бумаге"

Что ждет в обозримом будущем Василия Шумова как художника и Центр как творческую единицу? Каким будет их новый творческий подъем, их креативное завтра? Это покажет уже ближайшее будущее.

В конце концов, люди в синих халатах появляются не только для того, чтобы убраться после праздника, но и чтобы расчистить место для новых достижений...

Советское прошлое не отпустит, похоже, Василия Шумова никогда... Ну так и не надо!
Советское прошлое не отпустит, похоже, Василия Шумова никогда... Ну так и не надо!
Василий Шумов, рожденный в первый день Овна, заимствовал от Рыб осторожность и осмотрительность, но его главные черты определяются, конечно, Первым знаком Зодиака: исключительная воля, холодный, расчетливый разум, умение распределять жизненную и творческую энергию, и экономно пользоваться средствами и временем, а также грамотно выстраивать отношения с партнерами и попутчиками.
Таковы же и основные линии на ладонях Василия: длинные, ровные и глубокие.
"Креативность, последовательность, продуктивность" - под этим девизом Овнов проходит жизнь Василия Шумова, человека и художника.

Именно эти качества представляют нам Василия Шумова как исключительно креативного и продуктивного художника, о чем и говорилось в обзоре "Галерея лиц".

Шумов Василий, родился в и вырос в Москве
Шумов Василий, родился в и вырос в Москве

В заключение обзора стоит вспомнить тех, кто в нем упоминался, но уже окончил земной путь. В 2009 умер Алексей Локтев, в 2010 скончался Евгений Головин, в 2019 - Александр Васильев, а в 2020 нас покинул и Андрей Шнитке...

Василий Герардович Шумов и группа Центр заслуживают, безусловно, самого пристального изучения. Вряд ли оно будет иметь место среди публики, движимой масс-культурой, но и предлагаемое здесь Введение в Шумоведение, как хотелось бы надеяться, привлечет внимание. В его создании использовались выдержки из книги Сергея Горцева "Глядя в Центр", а также любезно предоставленные Василием Шумовым замечания.

Василий Шумов. По возвращении на Родину...
Василий Шумов. По возвращении на Родину...

Наконец, автор благодарит страничку Василия Шумова и группы Центр в facebook, и лично Василия Герардовича, за помощь в создании обзора, и за размещение материалов канала РОКЛЯ на своих ресурсах.