Найти тему
РОКЛЯ

Влюбленный Вася

Оглавление

Совместный материал Андрея и Леонида Кочановых

Василий Шумов: холодный мелодекломатор или романтик с влюбленным сердцем?
Василий Шумов: холодный мелодекломатор или романтик с влюбленным сердцем?

В этом обзоре рассматривается такая не очевидная, как бы теневая, сторона творчества Василия Шумова и группы Центр, как романтика.

На протяжении более 40 лет своего творчества Василий Шумов как художник, пусть и в разных качествах, по сути занимался одним и тем же: отстраненным наблюдением за странной реальностью, выражением ее с помощью холодной мелодекламации, электронного минимализма или танцевального рок-н-ролла, и текстов о впечатлениях "маленького человека" об окружающем его мире.

Однако тем, для кого знакомство с творчеством Василия Герардовича и группы Центр идет чуть дальше песен "Привет" и "Навсегда", так или иначе заметно, что за маской холодного, и в чем-то циничного и отстраненного человека прячется настоящий романтик, что можно понять, послушав некоторые на самые популярные песни Шумова и Центра, главной тематикой которых является романтика в ее различных проявлениях.

Для большей очевидности нашего наблюдения мы в основном сосредоточились на любовной тематике в творчестве этого исполнителя.

Волшебница (Василий наивный)

Наверное, все – от брутальных и гламурных рокеров до таких авангардистов, как наш герой, в период от 13 до 16 были одинаковы в чувствах, описанных в «Волшебнице» ("Стюардесса летних линий" (1983)). Эта очень милая и наивная композиция практически без признаков фирменных «шумоведческих» штучек очень трогательно и наивно описывает чувства подростка к очевидно игнорирующей его девушке.

В «Волшебнице» есть какое-то трогающее чувство беззаботной и беззащитной наивности и чуть саркастичной улыбки, какое бывает у всех, кто помнит свою первую любовь – под неё так и тянет вспомнить сцены вроде первого неуклюжего поцелуя, ожидания у подъезда либо воздыхания по первой красавице школы, колледжа или института.

Голос Алексея Локтева, записанный для оригинальной версии этой песни, практически идеально передает чувства немного зажатого подростка, который неловко пытается признаться девушке в своих чувствах.

Неудивительно, что та же песня в исполнении «повзрослевшего» Василия звучала чуть менее чувственно – вспомнить первое чувство любви в возрасте «за 35», наверное, уже невозможно.

Попытки написать любовно-романтические песни ("Странные Lady", "Hey Jenny") встречались уже на дебютном альбоме Центра "Трамвайное депо" (1982) (о нем упоминалось в обзоре "Дебютник"), однако только с "Волшебницей" Центру впервые удалось по-настоящему найти свое романтическое измерение.

обложка альбома "Признаки жизни" (1985), одного из самых апокрифичных релизов Центра
обложка альбома "Признаки жизни" (1985), одного из самых апокрифичных релизов Центра

Романтический, в том числе любовный, настрой, пронизывает и почти весь альбом "Признаки жизни" (1985), один из самых нехарактерных альбомов Центра.

Влюбленный Вася (Василий влюбленный)

Самая светлая, и одна из самых романтических песен Центра с альбома "Жизнь замечательных мужчин" (1986). В ней Шумов поет от лица уже так или иначе состоявшегося музыканта, немного пресытившегося вниманием псевдопоклонниц, что в своё время пытались соблазнить его цветным телевизором и водкой по 3-52.

Здесь мастерски описаны чувства молодого человека, способного от чувства любви буквально воспарять над землей и заставлять посмеиваться от зависти окружающих из-за способности сохранять наивную улыбку на лице все 24 часа в сутки. Вот только предметом обожания теперь выступает не эфемерная волшебница, а вполне реальный субъект женского пола, чьи чувства взаимны, а цели на жизнь – адекватны.

Комиссия (Василий ностальгирующий)

Позади - четверть века сознательной жизни, развод и ряд душевных травм, впереди - кризис среднего возраста. Переживающие состояние "ближе к 30-ти" невольно задаются вопросом: почему в подростковом возрасте день казался длиннее, трава зеленее, звуки и краски ярче, а девушки - более красивыми?

И тогда к горлу подступает горько-сладкое чувство ностальгии, а те, кто готовы его разделить, становятся самыми близкими людьми. А бывает и так, что встречаешь свою ту самую, первую школьную любовь, и вы ненадолго присаживаетесь на скамейку или болтаете у подъезда, и внутри снова возникает тот самый романтический проблеск...

"Комиссия" - наверное, лучшая романтическая песня Центра, одна из тех баллад, которые способны каждый раз вызывать тот самый, горько-сладкий ностальгический мороз по коже.

Более известной версии со сборника "Сделано в Париже" (1989) ничуть не уступает первоначальная версия песни, записанная для альбома "Дитятя" (1988), немного отличающаяся текстом.

Серьёзная женщина (Вася недоумевающий)

Одна из самых недооцененных песен, вышедших из-под пера Василия Герардовича, записанного для сольного альбома "Тектоника" (1993). В ней описан опыт отношений с женщиной, которая постоянно пытается доминировать над мужчиной, но, возможно, замысел увлекал автора и дальше, повествуя о трудности построения серьезных отношений в уже взрослом возрасте, когда старые привычки так и тянут лишний раз не выходить из дома, а знание женской сущности и негативный опыт прошлого, дает веское оправдание лишний раз сказать нечто вроде "а, все бабы – дуры", чем мечтать о несбыточном.

Под эти строчки так и представляется мужчина средних лет в разводе, нехотя собирающегося на встречу с той самой "серьезной женщиной" в городе, атмосфера которого (неважно, будь то на дворе странные 1990-е или эпоха фейковой пандемии) абсолютно не расположена к романтическому настрою. Вот что такое возраст!

Сексуальная фантазия (Василий скрытный)

Самая "универсальная" из всех романтичных песен Шумова, умело описывающая способ решения всех "сердечных проблем". В самом деле, какая разница – с девушкой ты или без, если есть возможность всегда удовлетворить свою половую потребность самостоятельно – для этого просто надо немного доверять самому себе! Написать песню об этом - нужна смелость, и она у автора есть.

Главное в этом деле – не переусердствовать, иначе регулярные всхлипы удовольствия приведут к необратимой психический деформации – ведь именно так именовалась эта песня Центра в первоначальной версии…

Межгалактический войн (Василий мечтательный)

Еще одна универсальная в своей актуальности песня Центра с красивейшими, фирменными аранжировками. Каждая строчка "Межгалактического воина" пропитана грезами о самом теплом и светлом. И пусть оно недостижимо, также как полет в космос для простого смертного, почему бы лишний раз не помечтать об оживлении душевных ран и психических останков каждого, кто разочаровался в самых лучших чувствах и хочет подальше улететь от этого мира в неведомую галактику?

Песня размещена на одном из лучших альбомов Центра "Брюлик" (1995), которому уже был посвящен обзор "Несмотря на тишину".

Девушка (Василий воодушевленный)

Нашему герою уже под сорок, а жизнь – о чудо! - не кажется такой серой и однообразной, как раньше. За плечами - и болезненный развод, и несколько неудачных отношений, и переставшие возбуждать одиночные связи. Но к середине жизни ко многим приходит если не понимание того, как стать счастливым и успешным, то хотя бы уверенность в том, чего точно делать не нужно, чтобы снова не наступать на одни и те же грабли.

Вот и лирический герой Василия Шумова во многом изменился, пошел вверх, вновь испытывая вдохновение – ровно тогда, когда от него это никто и не ждал. И пусть эти отношения во многом построены на меркантилизме и не содержат обещание стянуть с неба парочку даже залежалых звездочек, да и девушка - не Мисс вселенная, но оба знают себе цену и ценят стабильность жизни, быта и отношений, умея решать проблемы за столом переговоров и путем компромисса. Ну как тут за него не порадоваться?

На видео представлен фрагмент совместного выступления Василия Шумова с группой НТО Рецепт в 1998, о чем был сделан обзор "НТО Концерт".

Ладно, давай (Василий деловой)

Москва начала XXI века - с путинской "стабильностью", нефтегазовыми деньгами, большими сделками и дикими контрастами - диктует свои правила: все надо успеть делать быстро, и даже столь интимным делом, как секс, нужно заниматься на бегу, без всяческих там прелюдий.

Наш герой, давно махнувший рукой на мечту найти любовь всей своей жизни, обменявший ее на хорошее авто, недвижимость, карьеру и благополучие, на старости лет просто довольствуется случайными связями, ища близких по духу и настроению подруг. Главное, чтоб его "мастерство" позволяло доставить удовольствие даме в любой, даже самый короткий строк, чего он, видимо, не гарантирует. Увы, возросший с возрастом цинизм заставляет думать только о себе.

Примерно о том же повествует и песня "Тебя давно никто не мял" с последнего на сегодняшний день сольного альбома Василия Шумова "Мой район через 30 лет" (2016).

Романтический путь маэстро продолжается – и кто знает, каким будет следующий "влюбленный Вася"…

Василий Шумов: "розовые очки" романтика или холодный стеб над реальностью?
Василий Шумов: "розовые очки" романтика или холодный стеб над реальностью?