РОКЛЯ представляет вниманию читателей и подписчиков канала свою версию Top-10 лучших песен московской группы Черный обелиск.
Ранее Тоp-10 лучших песен был представлен для таких артистов, как: Ария, Metallica, Мумий тролль, Joe Lynn Turner, Черный кофе, Black Sabbath, Легион, Deep Purple, Круиз, Pink Floyd, Rammstein, Гражданская оборона и Paradise Lost. Также, как и в этих рейтингах, композиции представлены в убывающем порядке.
Анатолий Крупнов ранее упоминался в обзоре "Научная секция пилотов".
совместный материал Андрея и Леонида Кочановых
Стоит отметить что дискография данной группы весьма специфична и "нелинейна", поскольку песни, в силу ряда причин, существуют в нескольких вариантах.
Черный обелиск была основана Анатолием Крупновым в 1986 году, и стояла вместе с рядом других исполнителей у истоков hard`n`heavy на русском языке. Группа быстро стала одними из популярнейших коллективов на тяжелой сцене тех лет, отличаясь от коллег по цеху непривычной трактовкой стиля, и шоу-элементами, которые напоминали продуманное театрализованное представление.
У группы были все шансы стать флагманами тяжелой рок-музыки в стране на уровне Арии, Мастера, Круиза и Черного кофе, но помешали обстоятельства. Сначала группа, в силу неопытности музыкантов, не смогла записать свой дебютный альбом, а в 1988 году, поле ссоры участников, Крупнов приостановил деятельность коллектива, и на два года стал музыкантом группы Шах.
В 1990 году Черный обелиск возродился, но уже в другом составе и на волне спада популярности стиля и общей неблагополучной ситуации в стране. Из-за этого группа, как и другие ее коллеги, снизила активность, и, несмотря на некогда полученный культовый статус, ее популярность стала носить локальный характер, оставаясь таковым и по сей день.
Как и у многих отечественных коллег, в начале 1990-х группа предприняла попытку прорваться на Запад – для этих целей новый, еще не вышедший альбом группы, был записан на английском языке, и первоначально записано demo под названием "One More Day", но эта попытка ни к чему не привела.
О других рок-артистах, пытавшихся выйти на зарубежный музыкальный рынок, ранее был сделан подробный обзор "Путь на Запад".
Также стоит отметить, что Анатолий Крупнов на протяжении своей короткой жизни не ограничивал свою профессиональную деятельность только Черным обелиском, принимая участие участие в работе таких групп, как Шах и ДДТ, и организации сторонних музыкальных проектов, а также был профессиональным актером, играя в театре и кино.
В 1997 году артист скоропостижно скончался, а спустя несколько нет несколько участников группы приняли решение продолжить свою работу под старым названием.
1. Стена («Стена», 1991)
"Стена" относится к тем песням, в которых есть все, за что можно любить группу. Бодрый ритм, жесткие thrash риффы, выведенный на первый план объемный бас Крупнова вкупе с его специфическим хриплым, но в то же время мощным голосом – все это есть в "Стене".
Оригинал 1991 года сильно отличается от версии, перезаписанной три года спустя, и звучит намного более сыро и брутально, а кроме того, содержит интересную акустическую вставку в средине песни, и начинается с забавной маршевой ламбады в начале.
Зато, более облегченная перезапись отличается намного более качественным уровнем звука, и хвастается нам возросшей техникой музыкантов.
Также, существует акустическая версия песни, в которой мрачное очарование оригинала не сохранено.
Интересный факт: припев песни был сочинен Крупновым еще во время пребывания в группе Шах.
Что же касается образа Стены, и символизма ее давления на жизнь человека, то достаточно вспомнить одноименный рассказ Леонида Андреева, и гениальное полотно от Pink Floyd. Несомненно, Черный обелиск добавили к этому универсальному образу сильнейшее музыкальное произведение.
2. Апокалипсис ("1986-1988", 1995)
Песня, открывающая сборник "1986-1988", который, по-сути, является записью первых произведений группы, сделанной к ее десятилетию.
Музыка группы тогда представляла собой специфический, грубоватый и мрачный heavy/thrash. Песни тех лет, с одной стороны, слушаются местами наивно и полупрофессионально, а с другой, в них уже угадывается неописуемая для творчества Крупнова самобытность. И "Апокалипсис" это прекрасно демонстрирует: навязчивая гитарная фраза буквально с первых секунд песни не оставляет равнодушным, гитарная работа дуэта Борисенков/Алексеев буквально вводит в транс, а голос Крупнова создает необходимую атмосферу.
В этой песне, как и во многих других, проявляется талант маэстро создавать удивительно емкую и динамичную поэзию:
"Черные крылья над призрачным миром парят
Страшно, беззвучно, дома и деревья горят
В прах превратятся ристалища, храмы, дворцы
Ненависть, зло и безумие смерти творцы..."
Прекрасный боевик, который смог бы стать хитом и в наши дни.
3. Болезнь ("Стена", 1994)
Одна из первых, и самых удивительных и прекрасных песен Черного обелиска, записанная при перезаписи дебютного альбома "Стена" в 1994.
Это красивейшая, в своей размеренности и меланхоличности, песня с захватывающими сменами темпов и настроений, и открытым для разных толкований текстом Крупнова, словно показывает нам таланты маэстро с другой стороны.
Текст удивительным образом "скользит" между личным и универсальным, и, в определенном смысле, является исповедью художника:
"...Тихо сердце стучит - это время мое
Я поспешно седлаю коня
Конь мой быстро домчит в те места, где поет
Желтый филин, встречая меня
Хрупко светит Луна, из хрустальных домов
Раздается то шепот, то смех
Опускаюсь со дна, поднимаюсь на дно
Растворяюсь, как кошка во тьме..."
Возможно, самая необычная и самая недооцененная песня группы.
4. Черный обелиск ("Стена", 1994)
Одноименная группе, гимно-подобная вещь – еще один отличный образец раннего Черно Обелиска, с бодрым heavy/thrash ритмом, и загадочно-яркой, фирменной поэзией Крупнова.
В песне заметно сильное влияние любимой Крупновым группы Motörhead, а в середине содержится фишка, которую лично мы слышали только в этой песне, а именно: «дуэль» межу электрогитарой и басом.
Песня, как правило, закрывала и закрывает концерты группы, поэтому не менее интересно слушать и ее концертные версии.
5. Абадонна ("1986-1988", 1995)
Зловещая песня с мрачной, апокалиптичной атмосферой и постепенным нарастанием экспрессии, не оставляет равнодушным. Мастерски поставленные в тексте вечные темы, отсылка с гениальному роману "Мастер и Маргарита", гитарная работа и оргазматический припев с thrash ритмом - вот секреты ее художественной силы.
6. Полночь ("Стена", 1991)
Еще одна песня из раннего творчества группы, которая была записана для официального дебютного альбома "Стена".
Настоятельно рекомендуем оценить именно первую версию песни – это тот редкий случай, когда более сырое, неотшлифованное звучание пошло композиции только на пользу, превращая среднетемповый, безгранично мрачный боевик, в одну из самых атмосферных песен в истории русскоязычного metal.
Эволюцию звучания песни можно оценить как по студийной перезаписи, так и по концертным версиям.
7. Игрок ("Стена", 1991)
Еще один образцовый для творчества группы боевик, на сей раз - на тему азартных игр. Текст на тему лудомании для metal не нов, но, пожалуй, именно лирика Крупнова лучше и доступнее всего отражает кошмар азарто-зависимости, с нотками фирменного, для поэзии Крупнова, сарказма.
Спустя несколько лет, в основанном Крупновым сольном проекте, песня была перезаписана в акустическом варианте, в котором, на удивление, зазвучала даже лучше и выразительнее. А басовую партию Крупнова в ней и вовсе можно назвать самой интересной его работой за всю его музыкальную карьеру.
8. Женщина в черном ("1986-1988", 1995)
Если "Игрок" в какой-то мере символизирует мужские, яньские энергии беспокойства и "охоте к перемене мест", то "Женщина в черном" - символ пассивных, кармически-иньских влияний на нашу жизнь.
Кто эта женщина - злой рок судьбы, неблагополучная карма, искусительница? - каждый ответит для себя сам, но, в любом случае, это еще один прекрасный пример фирменной "крупновской" поэзии:
"Все в этой жизни случалось не так
И слишком многое спорно
Все от того, что вослед по пятам
Двигалась Женщина в черном
Там, где ты проходил, засыхали цветы
Ты рвался в проигранный бой
Но ты знал, что причина, причина не ты
А та, что идет за тобой..."
В музыкальной ткани песни эффектно соседствуют динамичные ритмы, жесткий гитарный риффинг, и, разумеется, яркие партии бас-гитары.
9. Меч ("Стена", 1991)
Песня, написанная на стихи Эмиля Верхарна, представляет собой самую трагическую песню Черного Обелиска, аналогов которой, наверное, найти невозможно.
В музыкальном плане это красивая баллада, но лирика, классика бельгийской поэзии и спетая голосом Крупнова, превращает песню в монументальный драматический epic, являющийся отповедью человеческой лени, апатии, унынию и прочей неспособности преодолеть себя во время жизненных трудностей.
10. Город в огне ("Еще один день", 1992)
Песня, лучше всего характеризующая звучание переходного в творчестве группы альбома "Еще один день", посвящена августовским событиям 1991.
Это одна из тех песен, на примере которой становится понятно, что главное в музыке Черного Обелиска - не стилистика, а личность Анатолия Крупнова, чей талант ярко проявлялся в разных видах искусства, а способность артиста быть откровенным не может не подкупать независимо от жанра.
Стоит отметить, что данный список представлен исключительно композициями "эры Крупнова".
На наш взгляд, продолжение использование брэнда "Черный обелиск" несколькими ее бывшими участниками является неправильным с моральной и креативной точек зрения.
Рассматривать деятельность группы в XXI веке под вывеской легендарного детища Крупнова, на наш взгляд, не стоит.
Вне рейтинга: Иди за мной ("Postальбом", 2000)
Последняя песня Анатолия Крупнова, записанная им при жизни, представляет собой минималистичную композицию ближе к ambient, в которой, кроме голоса Анатолия и его баса, больше ничего нет, но вместе они создают неповторимую атмосферу.
Глубокие мистические стихи поэтессы Зинаиды Гиппиус как нельзя лучше вписались в эту жутковатую клаустрофобную песню, насквозь пропитанную предчувствием скорой смерти.
Данная композиция входит в посмертный "Postальбом", выпущенный после смерти лидера Черного обелиска.
На макси-сингле группы Легион под названием "Новые грани" (2013) размещена кавер-версия на эту песню.
Кстати, судьбы групп Легион и Черный обелиск связаны: ударник Сергей Комаров успел поиграть в обеих, перед всем погиб в 1990 году.
Ранее на канале группе Легион были посвящены такие обзоры, как: "Легион на грани веков", "Полон волшебства...", "Эхо Древности", "Top-10. Легион" и "Качнется Маятник времен...".
Эксклюзивное интервью с Алексеем Булгаковым было размещено в публикации "40 лет Листопада", а с поэтом Джамлатом Миканба - в публикации "Поэт любви и смерти".
В нашем представлении, Черный обелиск остаются интереснейшим и нетипичным представителем русскоязычной тяжелой сцены.
Беспрецедентное для того времени внимание к звучанию и технике исполнения, вкупе с неповторимой атмосферой, замешанной на традициях hard'n'heavy и chanson, вместе с интереснейшей поэзией, в которой есть большое влияние традиций русскоязычного рока, породило на свет крайне самобытную группу, влияние которой ощущается на русскоязычной тяжелой сцене и по сей день.