РОКЛЯ с радостью представляет очередное эксклюзивное интервью продюсера, композитора, мультиинструменталиста и поэта Василия Шумова.
На этот раз оно посвящено 15-летию студийного альбома "У прошлого нет будущего" (2008).
Ранее на канале были опубликованы: обзор творческого пути Василия Шумова и группы Центр (обзор "Введение в Шумоведение"), и эксклюзивные интервью маэстро (обзоры "Шумоведение (часть 1)", "Шумоведение (часть 2)" и "Шумоведение (часть 3)").
Обзор включает предысторию создания альбома, собственно ответы маэстро о релизе, а также несколько отзывов о нем.
После выхода альбома "Регион 5" (2005) активизировалась концертная деятельность Василия Шумова и группы Центр на Родине. Так, в 2006 в Москве и Смоленске была представлена новая программа "Электронное видеошоу".
В 2005-2006 были представлены первые в истории группы синглы "Религия - это бомба замедленного действия" и "Клавиши и кнопки".
В 2007 Центр снова посетил Россию с ностальгическими гастролями. В том же году был презентован первый сингл нового альбома, "Смена поколений".
28 марта 2008 Центр дал большой, с проектом отЗвуки му, совместный концерт в московском клубе Б1. На нем группа сделала для поклонников большой сюрприз, впервые исполнив песню "Плоскогорье Лэй" с культового альбома "Стюардесса летних линий" (1983).
Василий Шумов: "У этой композиции, которая была записана в 1983 году, судьба сложилась таким образом, что Центр ее не исполнял в концертах. Причин для этого особых не было кроме того, что это относительно медленная и пространственная композиция, а у Центра таких несколько. Например: "Звезды всегда хороши особенно ночью", которая входила в концерты Центра разных лет.
В Б1 в 2008 году она игралась живьем впервые, после чего лишь в 2020-х годах я ее включил в свою концертную программу. Я неоднократно, начиная с 1983 года, встречал центроманов, у которых именно этот трек является самым любимым из дискографии Центра".
Интересный репортаж о концерте и Центре того периода был сделан для программы "Весь этот рок".
"Черный список" стал вторым и последним синглом к альбому. "У прошлого нет будущего" вышел в декабре 2008.
Сразу стоит отметить, что этот альбом для ведущего канала - один из любимейших в дискографии Центра, поэтому все вопросы Василию Шумову об нем касаются слагаемых его успеха.
Вопрос: Прежде всего, интересна оценка положения альбома в дискографии. Согласится ли маэстро, что этот альбом закономерно венчает период Поздней электроники, доводя до совершенства идеи, заложенные сначала альбомами ранней электроники, а затем альбомами «Крапивное пламя», «Пластикозаменитель» и последующими?
Ответ: Этот альбом заканчивает лос-анджелевский период в дискографии Центра.
На мой взгляд, период «поздней электроники» не совсем подходящий термин, т. к. у Центра есть период ранней электроники, который совпал с первыми годами существования нашей группы и началом широкого использования электроники в музыкальной индустрии. После ранней электроники наступил просто период электроники, который можно специально не обозначать, т. к. электроника стала использоваться всеми и повсеместно, стала мейнстримом.
Вопрос: Насколько я помню, в анонсах альбома подчеркивалось, что его звучанию свойственен фирменный «калифорнийский саунд». Очевидно, имелось в виду плотное, но прозрачное звучание записи. Просьба рассказать об истории этого термина, особенностях такого звука и его характерных представителях.
Ответ: Это скорее студийный, продюсерский термин. К середине 2000-х годов среди музыкальных релизов в США шла т.н. «война громкости». Чей трек будет звучать громче по радио, в машине, в наушниках. Чтобы сделать трек громче, его очень сильно компрессировали, максимизировали в процессе финального мастеринга. Из-за сильной компрессии музыка лишалась динамического диапазона, нюансов.
Калифорнийский саунд – это звучание трека, которое при достаточной плотности и громкости сохраняет динамику, когда в треке есть тихие и громкие фрагменты. Это было естественной эволюцией в продюсировании музыки, когда «война громкости» прошла катком по релизам и ушам слушателей конца 1990-х и начала 2000-х.
Вопрос: Просьба рассказать немного о технических деталях записи альбома, повлиявших на его итоговое звучание – инструменты, подходы к продюсированию, студийные находки.
Ответ: Запись УПНБ проходила по концепции центробораторов, начатая в 2000-ом году на альбоме «Пластикозаменитель». Накопленный опыт и прогресс интернет-технологий за 8 лет значительно расширили и упростили процесс записи.
В УПНБ дистанционно участвовали Валерий и Алексей Виноградовы, которые в последствии вошли в концертный состав Центра конца 2000-х и начала 2010-х годов.
Мастеринг УПНБ делал известный музыкант Игорь Лень (гр. Николай Коперник, Центр, Динамик) в его лос-анджелевской студии, в которой присутствовали различные винтажные и нео-ретро эквалайзеры, компрессоры и другие девайсы, давшие этому альбому калифорнийское звучание.
В треке Эс.О.Вэ.О.Ка (СОВОК) мне удалось, в конце концов, воплотить в творчестве засевшую на подкорке еще с детства, фразу «Говорит Пекин» – позывные китайского радио на русском языке, вещавшего на коротких волнах. Если в 1960-е, в 1970-е годы попробовать, находясь в Москве, найти какую-либо иностранную радиостанцию, вещавшую на коротких волнах, то обязательно наткнешься на эти типичные голоса «Говорит Пекин», рассказывающие об очередном всекитайском собрании.
Также, на альбоме нашла воплощение моя идея, появившаяся еще в 1980-х, о советской, и не только, мании переименования названий улиц, городов, учреждений. Идея появилась, когда в 1985-ом году на окраине Москвы, в районе, где я бывал, вместо Красноярской появилась ул. Черненко, которая через несколько лет после «переоценки и пересмотра деятельности генсеков ЦК КПСС» была переименована в Хабаровскую.
Вопрос: Кроме упоминавшегося «калифорнийского саунда», в звучании аранжировок альбома сразу обращает на себя внимание широкое использование классических произведений – Глинка, Вагнер, Шопен и др. С чем это связано? (Возможно, это также служит цели связать прошлое и настоящее?)
Ответ: Фрагменты классики использовались для иллюстрации, кристаллизации идеи. Например, композиция «Майско-декабрьский романс». В Америке выражение May-December Romance означает, нередко в виде сарказма, любовные отношения, когда между партнерами большая разница в возрасте. Когда ему 81, а ей 18.
Свадебная тема Вагнера "Here Comes the Bride" или "Bridal Chorus" (американский социальный эквивалент свадебного марша Мендельсона) звучит в этом треке для большей фокусировки содержания.
Вопрос: В качестве синглов к альбому выкладывались треки «Смена поколений» (2007) и «Черный список» (2008). Почему именно они были выбраны в качестве синглов, представляющих альбом?
Трек «Смена поколений» тогда рассматривался как ключевой на альбоме. Его идея у меня появилась, когда в 2008 году я приехал в очередной раз из Лос-Анджелеса на гастроли в Москву. Однажды утром, в квартире, где я остановился, я стоял у окна с чашкой чая и смотрел как во дворе несколько пенсионеров кормили остатками еды бездомных кошек и собак. Это был их ежедневный ритуал.
Я подумал, что у этих пожилых людей, коллективный утренний выход во двор для кормления бездомных кошек и собак, вероятно, главное событие этого дня. Так же я обратил внимание, что чашка, из которой я пил чай, имеет трещины. Появились строчки:
"...Кормите по утрам
Кошек и дворняжек
Гоняйте чаи из треснутых чашек
Старые люди никому не нужны
Старые люди – обуза для страны
После 30-ти для вас двери закрываются
Смена поколений это называется..."
Трек «Черный список» – это попытка заглянуть из 2000-х годов в вероятное мрачное будущее, в котором составление черных списков, доносы, затыкание ртов несогласным и прочие репрессии, могут стать почетным и уважаемым системой занятием, чем-то желанным, и для кого-то горделивым времяпровождением, сопутствующим востребованности и карьерному продвижению. Все это упаковано в воздушные, опереточные мотивы Имре Кальмана.
Эти два трека в 2008 году давали информативное превью альбома УПНБ.
Вопрос: Обложка альбома «У прошлого нет будущего» производит впечатление самой глубоко проработанной и детализированной обложки среди релизов Центра. Не побоюсь утверждать, что она является одним из примеров наилучшего оформления среди релизов русскоязычных музыкальных записей. Смысл и посыл ее понятен – связь между прошлым и настоящим. Просьба рассказать об истории создания оформления альбома.
Ответ: Оформление обложки выполнил Сергей Синцов, который сделал обложки к многим альбомам Центра, в том числе магнитофонным альбомам-переизданиям из 1980-х.
Идея дизайна обложки альбома УПНБ появилась из арт трендов 2000-х годов, когда известные художники, например Бэнкси, врисовывали в картины из прошлых веков элементы ужаса или абсурда современной жизни. В упрощенном виде это направление называлось фотожабами, или демотиваторами.
Обложка УПНБ получилась концептуальной, и некоторые ее фрагменты разошлись по интернету как самостоятельные произведения и иллюстрации на тему сюжетов современной жизни.
Обложка была хорошо встречена критиками и получила премию «Степной Волк» в категории «лучшее оформление альбома» в 2009 году.
Вопрос: «У прошлого нет будущего» вполне можно назвать самым социальным альбомом Центра. Как минимум половина его композиций («Спотрохами», «Баласты», «Амынет», «Черный список», «Снова обманутые», «Переименомания») поднимает темы социальной несправедливости и деградации российского общества. Получается очень эффектный и логичный переход к дилогии альбомов «Мне хорошо». Получилось ли это случайно, или стало результатом целенаправленного творческого поиска?
Ответ: Я всегда верил в творческий процесс и доверял ему. Сначала интуитивно, а потом сознательно. Если ты занимаешься творчеством постоянно, несмотря ни на что, и у тебя есть результаты (релизы, альбомы, концерты, выставки, фильмы), то у тебя могут иногда появляться интересные, удачные работы, и будут складываться условия для возможности занятия этим самым творчеством.
Поэтому все происходит не случайно, а в результате беспрерывного творческого процесса и нахождения в нем. У меня идеи для проектов приходят сами по себе, и если какая-либо появившаяся идея оседает в сознании, напоминает о себе, то я рано или поздно постараюсь ее реализовать.
Вопрос: Говорят, талантливая поэзия опережает время и остается актуальной спустя большой промежуток времени, открывается по-новому. Поэзия на альбоме «У прошлого нет будущего», несомненно, не только актуальна сегодня, но и открывается более остро в текущий период. Можно ли немного раскрыть особенности создания текстов к композициям – что вдохновляло на их создание, какие были созданы под влиянием момента, а какие «шли к альбому» долго и с многократными изменениями?
Ответ: На мой взгляд, поэт в чистом виде – это уже ушедшая натура, ушедшая где-то во второй половине 20-го века. Я стараюсь быть современным, актуальным автором, автором мультимедиа. У меня нет стихов, отделенных от моих музыкальных композиций, некоторые тексты которых могут выглядеть как стихи.
Создавая текст песни, мне приходится учитывать сугубо музыкальные аспекты, чтобы слова органично вписались в трек. Иногда у композиции есть общая концепция, и текст должен ей соответствовать, слова должны хорошо ложиться на ритм, темп, тональность.
Поэтому, некоторые композиции могут быть сильно нагружены текстом, например «Флаг» (альбом Центр «Регион 5»), или когда в песне всего одно, но много раз повторяющееся слово, например трек «Зашиваюсь» из моего одноименного альбома, вышедшего в 2022-ом году.
Вопрос: «Поиск истины-2» является своего рода гипнотическим, медитативным, трансовым завершением альбома. Что он собой знаменует (безвыходность ситуации, отсылку к альбому «Регион 5», намекает на цифровизацию), и… о чем могла бы быть композиция «Поиск истины-3»?
Ответ: В треке «Поиск истины - 2», задержанного, у которого голос как у робота, заклинило, может он впал в транс, и на допросе он стал повторять одну и ту же фразу: «Деньги – это мерило и смысл всего и вся». Он никак не может расклиниться, несмотря на разные воздействия, оказанные на него следствием, и продолжает год за годом на допросах беспрерывно повторять эту фразу. Такой может быть сценарий композиции «Поиск истины-3».
РОКЛЯ выражает благодарность Василию Шумову за предоставленные ответы, материалы и репосты материалов канала, а также музыкантам группы Центр всех периодов за их креативное творчество!
Ниже приводятся несколько заметок критиков об альбоме.
Презентация альбома была совмещена с пресс-конференцией и прошла в декабре 2008 в московском клубе Китайский летчик Джао Да.
Далее в истории Центра наступило время возвращения к электрическому саунду, и 20-летнего юбилея альбома "Сделано в Париже".
"У прошлого нет будущего" представляет собой вершину электронного звучания Центра. Василий Шумов и его коллеги не были бы собой, если бы не возвели идеи, заложенные когда то в наивной "Однокомнатной квартире", на недосягаемые творческие высоты.
Также, альбом венчает собой американский период Василия Шумова и период центробораторов, и доводит до совершенства концепцию холодно-электронных мелодекламаций. Несомненно, это один из лучших релизов Центра.