Найти тему
РОКЛЯ

Шумоведение (часть 4)

РОКЛЯ с радостью представляет очередное эксклюзивное интервью продюсера, композитора, мультиинструменталиста и поэта Василия Шумова.

На этот раз оно посвящено 15-летию студийного альбома "У прошлого нет будущего" (2008).

Ранее на канале были опубликованы: обзор творческого пути Василия Шумова и группы Центр (обзор "Введение в Шумоведение"), и эксклюзивные интервью маэстро (обзоры "Шумоведение (часть 1)", "Шумоведение (часть 2)" и "Шумоведение (часть 3)").

Обзор включает предысторию создания альбома, собственно ответы маэстро о релизе, а также несколько отзывов о нем.

обложка альбома
обложка альбома

После выхода альбома "Регион 5" (2005) активизировалась концертная деятельность Василия Шумова и группы Центр на Родине. Так, в 2006 в Москве и Смоленске была представлена новая программа "Электронное видеошоу".

В 2005-2006 были представлены первые в истории группы синглы "Религия - это бомба замедленного действия" и "Клавиши и кнопки".

В 2007 Центр снова посетил Россию с ностальгическими гастролями. В том же году был презентован первый сингл нового альбома, "Смена поколений".

28 марта 2008 Центр дал большой, с проектом отЗвуки му, совместный концерт в московском клубе Б1. На нем группа сделала для поклонников большой сюрприз, впервые исполнив песню "Плоскогорье Лэй" с культового альбома "Стюардесса летних линий" (1983).

Василий Шумов: "У этой композиции, которая была записана в 1983 году, судьба сложилась таким образом, что Центр ее не исполнял в концертах. Причин для этого особых не было кроме того, что это относительно медленная и пространственная композиция, а у Центра таких несколько. Например: "Звезды всегда хороши особенно ночью", которая входила в концерты Центра разных лет.
В Б1 в 2008 году она игралась живьем впервые, после чего лишь в 2020-х годах я ее включил в свою концертную программу. Я неоднократно, начиная с 1983 года, встречал центроманов, у которых именно этот трек является самым любимым из дискографии Центра".

Интересный репортаж о концерте и Центре того периода был сделан для программы "Весь этот рок".

"Черный список" стал вторым и последним синглом к альбому. "У прошлого нет будущего" вышел в декабре 2008.

Сразу стоит отметить, что этот альбом для ведущего канала - один из любимейших в дискографии Центра, поэтому все вопросы Василию Шумову об нем касаются слагаемых его успеха.

Василий Шумов. Лос-Анджелес, 2008
Василий Шумов. Лос-Анджелес, 2008

Вопрос: Прежде всего, интересна оценка положения альбома в дискографии. Согласится ли маэстро, что этот альбом закономерно венчает период Поздней электроники, доводя до совершенства идеи, заложенные сначала альбомами ранней электроники, а затем альбомами «Крапивное пламя», «Пластикозаменитель» и последующими?

Ответ: Этот альбом заканчивает лос-анджелевский период в дискографии Центра.
На мой взгляд, период «поздней электроники» не совсем подходящий термин, т. к. у Центра есть период ранней электроники, который совпал с первыми годами существования нашей группы и началом широкого использования электроники в музыкальной индустрии. После ранней электроники наступил просто период электроники, который можно специально не обозначать, т. к. электроника стала использоваться всеми и повсеместно, стала мейнстримом.
Игорь Лень и Василий Шумов. Калифорния, 2008
Игорь Лень и Василий Шумов. Калифорния, 2008

Вопрос: Насколько я помню, в анонсах альбома подчеркивалось, что его звучанию свойственен фирменный «калифорнийский саунд». Очевидно, имелось в виду плотное, но прозрачное звучание записи. Просьба рассказать об истории этого термина, особенностях такого звука и его характерных представителях.

Ответ: Это скорее студийный, продюсерский термин. К середине 2000-х годов среди музыкальных релизов в США шла т.н. «война громкости». Чей трек будет звучать громче по радио, в машине, в наушниках. Чтобы сделать трек громче, его очень сильно компрессировали, максимизировали в процессе финального мастеринга. Из-за сильной компрессии музыка лишалась динамического диапазона, нюансов.
Калифорнийский саунд – это звучание трека, которое при достаточной плотности и громкости сохраняет динамику, когда в треке есть тихие и громкие фрагменты. Это было естественной эволюцией в продюсировании музыки, когда «война громкости» прошла катком по релизам и ушам слушателей конца 1990-х и начала 2000-х.

Вопрос: Просьба рассказать немного о технических деталях записи альбома, повлиявших на его итоговое звучание – инструменты, подходы к продюсированию, студийные находки.

Ответ: Запись УПНБ проходила по концепции центробораторов, начатая в 2000-ом году на альбоме «Пластикозаменитель». Накопленный опыт и прогресс интернет-технологий за 8 лет значительно расширили и упростили процесс записи.
В УПНБ дистанционно участвовали Валерий и Алексей Виноградовы, которые в последствии вошли в концертный состав Центра конца 2000-х и начала 2010-х годов.
Мастеринг УПНБ делал известный музыкант Игорь Лень (гр. Николай Коперник, Центр, Динамик) в его лос-анджелевской студии, в которой присутствовали различные винтажные и нео-ретро эквалайзеры, компрессоры и другие девайсы, давшие этому альбому калифорнийское звучание.
В треке Эс.О.Вэ.О.Ка (СОВОК) мне удалось, в конце концов, воплотить в творчестве засевшую на подкорке еще с детства, фразу «Говорит Пекин» – позывные китайского радио на русском языке, вещавшего на коротких волнах. Если в 1960-е, в 1970-е годы попробовать, находясь в Москве, найти какую-либо иностранную радиостанцию, вещавшую на коротких волнах, то обязательно наткнешься на эти типичные голоса «Говорит Пекин», рассказывающие об очередном всекитайском собрании.
Также, на альбоме нашла воплощение моя идея, появившаяся еще в 1980-х, о советской, и не только, мании переименования названий улиц, городов, учреждений. Идея появилась, когда в 1985-ом году на окраине Москвы, в районе, где я бывал, вместо Красноярской появилась ул. Черненко, которая через несколько лет после «переоценки и пересмотра деятельности генсеков ЦК КПСС» была переименована в Хабаровскую.

Вопрос: Кроме упоминавшегося «калифорнийского саунда», в звучании аранжировок альбома сразу обращает на себя внимание широкое использование классических произведений – Глинка, Вагнер, Шопен и др. С чем это связано? (Возможно, это также служит цели связать прошлое и настоящее?)

Ответ: Фрагменты классики использовались для иллюстрации, кристаллизации идеи. Например, композиция «Майско-декабрьский романс». В Америке выражение May-December Romance означает, нередко в виде сарказма, любовные отношения, когда между партнерами большая разница в возрасте. Когда ему 81, а ей 18.
Свадебная тема Вагнера "Here Comes the Bride" или "Bridal Chorus" (американский социальный эквивалент свадебного марша Мендельсона) звучит в этом треке для большей фокусировки содержания.
обложки синглов "Смена поколений" и "Черный список"
обложки синглов "Смена поколений" и "Черный список"

Вопрос: В качестве синглов к альбому выкладывались треки «Смена поколений» (2007) и «Черный список» (2008). Почему именно они были выбраны в качестве синглов, представляющих альбом?

Трек «Смена поколений» тогда рассматривался как ключевой на альбоме. Его идея у меня появилась, когда в 2008 году я приехал в очередной раз из Лос-Анджелеса на гастроли в Москву. Однажды утром, в квартире, где я остановился, я стоял у окна с чашкой чая и смотрел как во дворе несколько пенсионеров кормили остатками еды бездомных кошек и собак. Это был их ежедневный ритуал.
Я подумал, что у этих пожилых людей, коллективный утренний выход во двор для кормления бездомных кошек и собак, вероятно, главное событие этого дня. Так же я обратил внимание, что чашка, из которой я пил чай, имеет трещины. Появились строчки:
"...Кормите по утрам
Кошек и дворняжек
Гоняйте чаи из треснутых чашек
Старые люди никому не нужны
Старые люди – обуза для страны
После 30-ти для вас двери закрываются
Смена поколений это называется..."
Трек «Черный список» – это попытка заглянуть из 2000-х годов в вероятное мрачное будущее, в котором составление черных списков, доносы, затыкание ртов несогласным и прочие репрессии, могут стать почетным и уважаемым системой занятием, чем-то желанным, и для кого-то горделивым времяпровождением, сопутствующим востребованности и карьерному продвижению. Все это упаковано в воздушные, опереточные мотивы Имре Кальмана.
Эти два трека в 2008 году давали информативное превью альбома УПНБ.
Центр на вручении премии "Степной волк" за дизайн альбома "У прошлого нет будущего"
Центр на вручении премии "Степной волк" за дизайн альбома "У прошлого нет будущего"

Вопрос: Обложка альбома «У прошлого нет будущего» производит впечатление самой глубоко проработанной и детализированной обложки среди релизов Центра. Не побоюсь утверждать, что она является одним из примеров наилучшего оформления среди релизов русскоязычных музыкальных записей. Смысл и посыл ее понятен – связь между прошлым и настоящим. Просьба рассказать об истории создания оформления альбома.

Ответ: Оформление обложки выполнил Сергей Синцов, который сделал обложки к многим альбомам Центра, в том числе магнитофонным альбомам-переизданиям из 1980-х.
Идея дизайна обложки альбома УПНБ появилась из арт трендов 2000-х годов, когда известные художники, например Бэнкси, врисовывали в картины из прошлых веков элементы ужаса или абсурда современной жизни. В упрощенном виде это направление называлось фотожабами, или демотиваторами.
Обложка УПНБ получилась концептуальной, и некоторые ее фрагменты разошлись по интернету как самостоятельные произведения и иллюстрации на тему сюжетов современной жизни.
Обложка была хорошо встречена критиками и получила премию «Степной Волк» в категории «лучшее оформление альбома» в 2009 году.
постер альбома
постер альбома

Вопрос: «У прошлого нет будущего» вполне можно назвать самым социальным альбомом Центра. Как минимум половина его композиций («Спотрохами», «Баласты», «Амынет», «Черный список», «Снова обманутые», «Переименомания») поднимает темы социальной несправедливости и деградации российского общества. Получается очень эффектный и логичный переход к дилогии альбомов «Мне хорошо». Получилось ли это случайно, или стало результатом целенаправленного творческого поиска?

Ответ: Я всегда верил в творческий процесс и доверял ему. Сначала интуитивно, а потом сознательно. Если ты занимаешься творчеством постоянно, несмотря ни на что, и у тебя есть результаты (релизы, альбомы, концерты, выставки, фильмы), то у тебя могут иногда появляться интересные, удачные работы, и будут складываться условия для возможности занятия этим самым творчеством.
Поэтому все происходит не случайно, а в результате беспрерывного творческого процесса и нахождения в нем. У меня идеи для проектов приходят сами по себе, и если какая-либо появившаяся идея оседает в сознании, напоминает о себе, то я рано или поздно постараюсь ее реализовать.

Вопрос: Говорят, талантливая поэзия опережает время и остается актуальной спустя большой промежуток времени, открывается по-новому. Поэзия на альбоме «У прошлого нет будущего», несомненно, не только актуальна сегодня, но и открывается более остро в текущий период. Можно ли немного раскрыть особенности создания текстов к композициям – что вдохновляло на их создание, какие были созданы под влиянием момента, а какие «шли к альбому» долго и с многократными изменениями?

Ответ: На мой взгляд, поэт в чистом виде – это уже ушедшая натура, ушедшая где-то во второй половине 20-го века. Я стараюсь быть современным, актуальным автором, автором мультимедиа. У меня нет стихов, отделенных от моих музыкальных композиций, некоторые тексты которых могут выглядеть как стихи.
Создавая текст песни, мне приходится учитывать сугубо музыкальные аспекты, чтобы слова органично вписались в трек. Иногда у композиции есть общая концепция, и текст должен ей соответствовать, слова должны хорошо ложиться на ритм, темп, тональность.
Поэтому, некоторые композиции могут быть сильно нагружены текстом, например «Флаг» (альбом Центр «Регион 5»), или когда в песне всего одно, но много раз повторяющееся слово, например трек «Зашиваюсь» из моего одноименного альбома, вышедшего в 2022-ом году.
на презентации альбома. Москва, клуб "Китайский летчик Джао Да", декабрь 2008
на презентации альбома. Москва, клуб "Китайский летчик Джао Да", декабрь 2008

Вопрос: «Поиск истины-2» является своего рода гипнотическим, медитативным, трансовым завершением альбома. Что он собой знаменует (безвыходность ситуации, отсылку к альбому «Регион 5», намекает на цифровизацию), и… о чем могла бы быть композиция «Поиск истины-3»?

Ответ: В треке «Поиск истины - 2», задержанного, у которого голос как у робота, заклинило, может он впал в транс, и на допросе он стал повторять одну и ту же фразу: «Деньги – это мерило и смысл всего и вся». Он никак не может расклиниться, несмотря на разные воздействия, оказанные на него следствием, и продолжает год за годом на допросах беспрерывно повторять эту фразу. Такой может быть сценарий композиции «Поиск истины-3».

РОКЛЯ выражает благодарность Василию Шумову за предоставленные ответы, материалы и репосты материалов канала, а также музыкантам группы Центр всех периодов за их креативное творчество!

Ниже приводятся несколько заметок критиков об альбоме.

рецензия в журнале "Фонограф"
рецензия в журнале "Фонограф"
рецензия в приложении "Неделя"
рецензия в приложении "Неделя"

Презентация альбома была совмещена с пресс-конференцией и прошла в декабре 2008 в московском клубе Китайский летчик Джао Да.

Далее в истории Центра наступило время возвращения к электрическому саунду, и 20-летнего юбилея альбома "Сделано в Париже".

обложка альбома с автографами музыкантов
обложка альбома с автографами музыкантов
"У прошлого нет будущего" представляет собой вершину электронного звучания Центра. Василий Шумов и его коллеги не были бы собой, если бы не возвели идеи, заложенные когда то в наивной "Однокомнатной квартире", на недосягаемые творческие высоты.
Также, альбом венчает собой американский период Василия Шумова и период центробораторов, и доводит до совершенства концепцию холодно-электронных мелодекламаций. Несомненно, это один из лучших релизов Центра.