Найти тему
РОКЛЯ

Кр@пивное_пл@мя_25

Этот небольшой обзор-пост посвящен 25-летнему юбилею альбома группы Центр, получившего название "Крапивное пламя".

Ранее творчеству Василия Шумова и группы Центр был посвящен ряд обзоров, ссылки на которые располагаются в обзоре "Введение в Шумоведение".

Эксклюзивные интервью маэстро были опубликованы здесь: "Шумоведение (часть 1)", "Шумоведение (часть 2)", "Шумоведение (часть 3)" и "Шумоведение (часть 4)".

официальная обложка альбома
официальная обложка альбома

"Крапивное пламя" в первую очередь интересен радикальным отличием по звучанию, настроению и содержанию от своих предшественников, альбомов "Брюлик" (1995) и "Смутное пятно неизвестно чего" (1997).

Учитывая тягу к творческому развитию и экспериментам, ничего необычного в создании альбома в 1997-1998, нет. Для Василия Шумова, в то время - студента Калифорнийского Института Искусств (CalArts), настало время сменить более традиционное для Центра rock-n-roll/new wave звучание предыдущих работ на новое, вернуться к экспериментам.

Несомненно, весомый вклад в альбом внесли и другие музыканты: гитарист Андре Лафосс, уже принимавший участие в записи "Смутное пятно неизвестно чего", а также Тори Майер, Лора Белофф и студенты CalArts.

По звучанию "Крапивное пламя" занимает промежуточное положение между предшественниками (плотное звучание, мелодии, разнообразные аранжировки, много гитар), и альбомом "Пластикозаменитель" и последующими за ним работами (электронный саунд, минимализм, авангардизм, миниатюры).

Вместе с тем, нестабильным его не назовешь - это хорошо продуманная и цельная работа со своей атмосферой и хорошо узнаваемой, "холодной шумовской наблюдательностью".

Материал альбома настолько силен, что сложно выделить какие-то отдельные композиции. С высоты прожитых лет стоит отметить: "Партия и армия", "Педагогическая поэма" "Крапивное пламя", "История выпускника МГУ", "Перевязанная ольха" (в ней интересны отсылки к folk и classic).

Интересные факты:
В песне "Красота" Василий Шумов цитирует самого себя, повторяя строки из миниатюры "Ритуал" ("Однокомнатная квартира", (1983)).
В миниатюре "Субтитры" единственный раз в дискографии Центра звучит голос Евгения Головина, соавтора многих композиций группы. Голос был записан по телефону, во время звонка между Москвой и Лос-Анджелесом.

Альбом должен был выйти в 1998, однако традиционные для этой территории экономические потрясения тогда альбому выйти не дали. Официальный, прекрасно оформленный релиз "Крапивного пламени" состоялся только в 2012.

Таким образом, "Крапивное пламя" достойно открывает поздние электронные эксперименты Центра, и является достойнейшим представителем экспериментального направления в работе коллектива.