Найти в Дзене
РОКЛЯ

Top-10. Metallica

Оглавление

Обзор-рейтинг продолжает серию "Top-10", и сегодня представляет мою версию лучших произведений #trash/#heavy группы Metallica.

Ранее был представлен "Top-10. Ария".

Хотелось бы предупредить других поклонников группы #Metallica о том, что мой любимый период группы сосредоточен в дилогии "Load"/"Reload", на втором месте находится пара альбомов 1984/1986, дебюник и альбомы 1988/1991 имеют промежуточную ценность, а альбомы 2000-2010-х не представляют никакого интереса. Соответственно, тем, для кого "настоящая Metallica" - это только 1980-е, либо одинаково ценны все периоды группы, данный рейтинг для ознакомления не рекомендуется.

Дилогии "Load"/"Reload" ранее были посвящены обзоры "Под грузом" и "Перезагрузка... и упадок". В них же упоминалось о синглах, на которых вышли песни "Until It Sleeps", "Memory Remains" и "The Unforgiven II", и видео-клипах к ним, поэтому здесь данная информация не дублируется. О составе, записавшем дилогию, ранее упоминалось в обзоре "Вместе через эпохи".

1. The Unforgiven ("Metallica", 1991)

В "Непрощенном" сосредоточено все лучшее, что можно сказать о Metallica начиная с середины 1980-х: шквал гитарных риффов, захватывающие дух переходы от спокойных фрагментов к жестким и наоборот, фирменная вокальная экзальтация Хэтфилда, и его мрачный текст о перипетиях нашей короткой жизни.

Это - песня-буря, песня-шторм, песня-страсть, которая способна дарить яркие эмоции и спустя почти 30 лет после ее первого прослушивания (во всяком случае, мне).

Песня была выпущена отдельным синглом, который вышел 28 октября 1991.

обложка сингла
обложка сингла

К песне был создан видео-клип, сейчас смотрящийся довольно странно. Впрочем, если ознакомиться с другими клипами, снятыми в 1990-х, то станет ясно, что тогда такая манера подачи считалась нормальной. Как бы то ни было, черно-белая расцветка видео и его образы оригинальны и впечатляющи.

Что же касается Live версий песни, то их выбор широк, однако для меня фаворитом навсегда останется концертная версия песни с концерта "San Diego`92" (видео рекомендуется к просмотру полностью).

2. Nothing else Matters ("Metallica", 1991)

"Все остальное - неважно" впервые открывает перед нами Metallica, и прежде всего автора песни, максимально широко в лирическом и личном плане.

Мне совершенно непонятны обвинения песни и группы того периода в "опопсении" и создании "музыки для девочек". Да, музыканты выросли, больше узнали о жизни и музыке, обратились к лиричной стороне своего существа - и создали самую тонкую и чувственную вещь в своей истории, по праву являющейся известнейшей композицией группы, под которую будут пить алкоголь, грустить и танцевать медленные танцы еще очень долго.

Песня была выпущена отдельным синглом, который вышел 20 апреля 1992.

обложка сингла
обложка сингла

Видео-клип, созданный к песне, большого интереса не представляет - это просто "нарезка" из студийных и гастрольных будней группы.

Поскольку впоследствии "живые" версии песни подвергались некоторым модификациям, я рекомендую смотреть Live варианты исполнения "Nothing else Matters" с концертов 1992-1993.

3. Bleeding Me ("Load", 1996)

"Истекающий кровью", тяжелый, вязкий и меланхоличный блюз с гипнотизирующим темпом и периодическими всплесками эмоций является настоящей жемчужиной и краеугольным камнем альбома "Load". Эта песня-исповедь с постоянным эмоциональным накалом не может оставлять равнодушным.

Из "живых" же версий на меня наибольшее впечатление производит вариант с оркестром, запечатленный на славной пластинке "S&M".

4. Until It Sleeps ("Load", 1996)

Главный хит альбома "Load" представляет собой ударную metal композицию с необычайно эмоциональными, в том числе вокальными, аранжировками. "Пока оно спит" качает слушателя на волнах жестких смен настроения, и полна фирменной риторики Хэтфилда.

Эта песня, безусловно, хороша в исполнении с оркестром, но, как мне кажется, максимального накала достигала при Live исполнении именно в оригинальном варианте.

5. Memory Remains ("Reload", 1997)

Еще одна исключительно эмоциональная песня с гипнотизирующим средним темпом и исключительно яркой находкой в виде оргазматического припева, записанного приглашенной певицей.

К дополнительным достоинствам песни стоит отнести интересный, один из лучших у группы, видео-клип, а также ее огромный концертный потенциал.

6. Fixxxer ("Reload", 1997)

Многочастная песня со сложной структурой и многократной сменой ритмических и мелодических рисунков венчает не только, возможно, самый недооцененный альбом группы, но и претендует на звание самой экспериментальной ее композиции.

Это - эксперимент-вызов группы себе: насколько далеко можно зайти, при этом оставшись самими собой? Он более чем удался, обозначив рубеж, за которым начинались запредельные для группы музыкальные территории, на освоение которых она не нашла в себе ресурсов. А жаль...

Fixxxer: вдаль, к неведомым творческим горизонтам
Fixxxer: вдаль, к неведомым творческим горизонтам

7. Master of Puppets ("Master of Puppets", 1986)

Культовый альбом "Master of Puppets" является, в общем то, цельным музыкальным произведением и классикой melodic trash. Но, все же, наивысшая концентрация всех художественных средств самовыражения группы на нем заключено в заглавной песне пластинки.

Чего здесь только нет! Истовый гитарный риффинг с бесчисленным количеством рисунков, многочисленные смены ритма и темпа, беспокойная смена настроений, создаваемая то яростным вокалом Хэтфилда, то конвульсивной ритм-секцией, а то и вдруг выходящей на первый план гитарой работой Кирка Хэммета, использующего гитарные эффекты мастерски изобретательно.

Песня была выпущена отдельным синглом, который вышел 2 июля 1986 (его обложка, видимо не отличалась от обложки альбома).

В Сети можно найти немало видео, запечатлевших исполнение той песни составом с Клиффом Бертоном на бас-гитаре.

Так получилось, что автор этих строк активно осваивал музыкальную целину Металлики на 2-3-м курсах медицинского училища, и альбом "Кукольный мастер", особенно его заглавная композиция, прочно ассоциируются в его голове с фантазиями, навеянными многочисленными посещениями морга: оживающие мертвецы в ночном пристанище мертвых, преследующие патологоанатома, и в финале смеющиеся тем самым зловещим смехом...))
Google-картинки
Google-картинки

8. Orion ("Master of Puppets", 1986)

Metallica создала не так много инструментальных произведений - все они уместятся на пальцах одной руки, и, по своему, каждое из них обладает своей индивидуальностью. Но превыше всего среди них я бы оценил именно этот инструментал с того же "Кукольного мастера", в котором все те же художественные средства и приемы, о которых говорилось чуть выше, еще более подчеркнуты отсутствием вокальной партии.

К большому сожалению, в 1980-1990-х Metallica полностью "Orion" на сцене не играла, однако есть видео-записи с исполнением, условно, второй части этой великолепной инструментальной композиции.

9. Fade to Black ("Ride the Lightning", 1984)

В магии произведения "Fade to Black" содержится все лучшее, чего достигла Metallica в 1980-х: неистовая ритм-секция, филигранная, а главное, разнообразная гитарная работа, нагнетающая то акустическими переборами, а то громоздкими риффами фирменную мрачно-агрессивную атмосферу, и, конечно, Вокал маэстро Хэтфилда с большой буквы.

Википедия предлагает нам информацию, что "Fade to Black" вышла отдельным синглом, однако никакой подтверждающей информации об этом в Сети (в том числе, на официальном сайте группы), обнаружить не удается.

Ну а в качестве видео-материала к песне, как не предложить запись ее исполнения на фестивале Монстры рока в Тушино (Москва, 1991)!?

10. Unforgiven II ("Reload", 1997)

Вторая часть "Непрощенного" не осваивает новых новых территорий, а, скорее, успешно и эффектно развивает идеи первой части нетленного блокбастера - чем и интересна.

Создавшим и записавшим ее составом песня исполнялась всего лишь раз... По счастью, этот единственный раз дошел до нас в виде видео-записи.

И снова - Непрощенный. Круг замкнулся...

В конце этого обзора, как и было обещано, РОКЛЯ знакомит своих читателей с результатами опроса, проходившего на канале с 12 до 23 сентября.

результат опроса
результат опроса

Как мне кажется, результаты опроса предсказуемы, закономерны, и справедливы: рейтинг возглавляет классика 1980-х, затем следует "альтернативный период" 1990-х.

Дебютник занимает достойное место, а в конце следуют альбомы 2000-2010-х с крайне низким художественным уровнем. (Их создание куда больше напоминает промышленное производство, нежели результат творческого поиска и вдохновения).

РОКЛЯ благодарит всех принявших участие в опросе!
Metallica
Metallica