Найти тему
СберБизнес

Как рынок доставки готовой еды переживает падение спроса

Рынок доставки готовой еды стал одним из самых быстрорастущих сегментов индустрии питания. Что изменилось на этом рынке за последний год и что делать владельцам компаний, чтобы привлечь новых клиентов? Рассказываем на примере опытных предпринимателей.

За последние несколько лет рынок доставки готовой еды, по данным компании INFOLine, ежегодно растёт как минимум в 2 раза. По оценкам Data Insight, в 2021 году его объём достиг 329 млрд рублей.

Быстрее всего сегмент доставки готовой еды рос в пандемию, когда заведения общепита были закрыты и люди, особенно в крупных городах, массово заказывали еду домой. «Пандемия, безусловно, способствовала увеличению количества заказов. В 2020 году мы выросли по обороту примерно в 4–5 раз, а в 2021-м — в 3 раза», — говорит сооснователь проекта «Много лосося» Александр Мутовин.

В 2022 году продукты подорожали, соответственно, увеличилась себестоимость блюд и владельцам брендов пришлось повышать цены. Некоторые бренды растеряли часть клиентов или не смогли привлечь новых. Это тоже ощутила на себе компания Elementaree.

«Прошлый год стал для нас большим вызовом с точки зрения затрат. Цены на продукты поднимались на десятки процентов, некоторые позиции выросли в разы. Мы подняли цены всего на 7 процентов. Это стало возможным благодаря масштабной работе всей команды с поставщиками, меню, другими статьями затрат, которые были сокращены», — рассказывает основательница сервиса доставки еды Elementaree Ольга Зиновьева.

Экономическая ситуация повлияла и на проект «Много лосося»: хотя ему удалось вырасти за год, показатели оказались не теми, на которые рассчитывали основатели. Сохранение и наращивание клиентской базы при увеличении эффективности становятся главной задачей компаний, работающих на рынке готовой еды.

Как повысить эффективность: решения от игроков рынка

Проанализировать нагрузку

«Важный источник повышения эффективности лежит в выравнивании загрузки цехов доставки в течение дня и недели. Ключ к росту производительности — это внутренний бенчмаркинг и целеполагание», — говорит Александр Мутовин.

Развивать параллельные бренды

«Общая проблема ряда проектов в сфере HoReCa — это неравномерность пиков нагрузки в течение дня и в течение недели. Как правило, большинство заказов приходится на вечер пятницы и субботы. Это означает, что в утреннее и обеденное время, а также в будни персонал несильно загружен, а парт-таймеров на этом рынке мало. Что в этой ситуации можно сделать? Можно запустить дополнительные бренды на доставку с другим паттерном потребления — например, утром и в обед это может быть регулярная простая домашняя еда», — отмечает сооснователь проекта «Много лосося».

Запустить коллаборации между проектами

«Можно не создавать дополнительный бренд с нуля, а сделать коллаборацию с другим, уже существующим брендом, который создаёт продукт, отличный от вашего. Мы пока таких коллабораций не запускали, но активно обсуждаем их», — говорит Александр Мутовин.

Работать над узнаваемостью бренда

«В 2022 году мы сменили маркетинговый фокус с инструментов перформанса на рост узнаваемости бренда. Мы запустили уже три охватные кампании. Две были в августе и ноябре 2022 года, а третья идёт прямо сейчас. Эти кампании включают в себя OLV-рекламу (онлайн-видеорекламу), наружную рекламу, радио и ТВ. Их общая цель — рост узнаваемости бренда и донесение его основных ценностей», — говорит Александр Мутовин.

Сделать упор на пиар

«Мы делаем упор на пиар: придумываем и реализовываем различные спецпроекты. Если проект успешный, он получает много упоминаний в различных каналах, в прессе и даже порой на телевидении», — говорит Александр Мутовин.

Оптимизировать затраты на доставку

«Использование аутсорсинга доставки (“Яндекс Доставка” и другие сервисы) позволило разгрузить пиковые часы нагрузки. Кроме этого, на точках появилась возможность держать меньше постоянных курьеров. Плюс мы оптимизировали зоны доставки наших точек, чтобы курьеры могли оперативнее приезжать к клиенту и быстрее возвращаться. В сумме эти инициативы снизили стоимость логистики на 10–20 процентов», — говорит Александр Мутовин.

Придумать новые фишки в ассортименте

«Мы ввели тематические подборки, которые разнообразили меню и стали стимулом для заказов: тут и меню из “Гарри Поттера”, и меню краснодарской кухни, и блюда для великих женщин. Недавно запустили розыгрыш под названием Chef's Table: победитель получает пригласительные на двоих на гастрономический ужин с нашим бренд-шефом», — говорит Ольга Зиновьева.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Еда
6,23 млн интересуются