Рынок доставки готовой еды стал одним из самых быстрорастущих сегментов индустрии питания. Что изменилось на этом рынке за последний год и что делать владельцам компаний, чтобы привлечь новых клиентов? Рассказываем на примере опытных предпринимателей.
За последние несколько лет рынок доставки готовой еды, по данным компании INFOLine, ежегодно растёт как минимум в 2 раза. По оценкам Data Insight, в 2021 году его объём достиг 329 млрд рублей.
Быстрее всего сегмент доставки готовой еды рос в пандемию, когда заведения общепита были закрыты и люди, особенно в крупных городах, массово заказывали еду домой. «Пандемия, безусловно, способствовала увеличению количества заказов. В 2020 году мы выросли по обороту примерно в 4–5 раз, а в 2021-м — в 3 раза», — говорит сооснователь проекта «Много лосося» Александр Мутовин.
В 2022 году продукты подорожали, соответственно, увеличилась себестоимость блюд и владельцам брендов пришлось повышать цены. Некоторые бренды растеряли часть клиентов или не смогли привлечь новых. Это тоже ощутила на себе компания Elementaree.
«Прошлый год стал для нас большим вызовом с точки зрения затрат. Цены на продукты поднимались на десятки процентов, некоторые позиции выросли в разы. Мы подняли цены всего на 7 процентов. Это стало возможным благодаря масштабной работе всей команды с поставщиками, меню, другими статьями затрат, которые были сокращены», — рассказывает основательница сервиса доставки еды Elementaree Ольга Зиновьева.
Экономическая ситуация повлияла и на проект «Много лосося»: хотя ему удалось вырасти за год, показатели оказались не теми, на которые рассчитывали основатели. Сохранение и наращивание клиентской базы при увеличении эффективности становятся главной задачей компаний, работающих на рынке готовой еды.
Как повысить эффективность: решения от игроков рынка
Проанализировать нагрузку
«Важный источник повышения эффективности лежит в выравнивании загрузки цехов доставки в течение дня и недели. Ключ к росту производительности — это внутренний бенчмаркинг и целеполагание», — говорит Александр Мутовин.
Развивать параллельные бренды
«Общая проблема ряда проектов в сфере HoReCa — это неравномерность пиков нагрузки в течение дня и в течение недели. Как правило, большинство заказов приходится на вечер пятницы и субботы. Это означает, что в утреннее и обеденное время, а также в будни персонал несильно загружен, а парт-таймеров на этом рынке мало. Что в этой ситуации можно сделать? Можно запустить дополнительные бренды на доставку с другим паттерном потребления — например, утром и в обед это может быть регулярная простая домашняя еда», — отмечает сооснователь проекта «Много лосося».
Запустить коллаборации между проектами
«Можно не создавать дополнительный бренд с нуля, а сделать коллаборацию с другим, уже существующим брендом, который создаёт продукт, отличный от вашего. Мы пока таких коллабораций не запускали, но активно обсуждаем их», — говорит Александр Мутовин.
Работать над узнаваемостью бренда
«В 2022 году мы сменили маркетинговый фокус с инструментов перформанса на рост узнаваемости бренда. Мы запустили уже три охватные кампании. Две были в августе и ноябре 2022 года, а третья идёт прямо сейчас. Эти кампании включают в себя OLV-рекламу (онлайн-видеорекламу), наружную рекламу, радио и ТВ. Их общая цель — рост узнаваемости бренда и донесение его основных ценностей», — говорит Александр Мутовин.
Сделать упор на пиар
«Мы делаем упор на пиар: придумываем и реализовываем различные спецпроекты. Если проект успешный, он получает много упоминаний в различных каналах, в прессе и даже порой на телевидении», — говорит Александр Мутовин.
Оптимизировать затраты на доставку
«Использование аутсорсинга доставки (“Яндекс Доставка” и другие сервисы) позволило разгрузить пиковые часы нагрузки. Кроме этого, на точках появилась возможность держать меньше постоянных курьеров. Плюс мы оптимизировали зоны доставки наших точек, чтобы курьеры могли оперативнее приезжать к клиенту и быстрее возвращаться. В сумме эти инициативы снизили стоимость логистики на 10–20 процентов», — говорит Александр Мутовин.
Придумать новые фишки в ассортименте
«Мы ввели тематические подборки, которые разнообразили меню и стали стимулом для заказов: тут и меню из “Гарри Поттера”, и меню краснодарской кухни, и блюда для великих женщин. Недавно запустили розыгрыш под названием Chef's Table: победитель получает пригласительные на двоих на гастрономический ужин с нашим бренд-шефом», — говорит Ольга Зиновьева.