Ведя поиск информации для завершающей статьи о 47-м сентай наткнулся на интересные факты из интервью Кария Масайе.
Кария родился в 1919 году. Начал военную службу авиационным механиком в армейском испытательном авиационном институте, где успел принять участие в работах по испытаниям и приему на вооружение Ki-43, Ki-44, Ki-51 и некоторых других самолетов. В конце 1941 года в составе 47-го чутай отправился на войсковые испытания Ki-44 в Юго-Восточной Азии в 1941-1942 годах.
Затем, после офицерских курсов, с 1944 года уже офицером технического обслуживания (видимо современный аналог - командир авиационно-технического отряда?) проходил службу в 47-го сентай где получил прозвище "Бог технического обслуживания". Закончил войну в звании капитана. После войны работал в японской гражданской авиакомпании менеджером по техническому обслуживанию самолетов. Умер в ноябре 2022 года.
Уже после смерти вышла его книга "История прототипов (самолетов) японской армии" (日本陸軍試作機物語), напечатанная дважды - в 2007 и 2017 году.
В одном из интервью, после вопроса об оригинальном коричневом камуфляже "Сёки", в котором новый истребитель впервые прибыл на войну, Кария усмехнулся и рассказал следующее. Оказывается коричневый цвет был выбран по образцу проходившего испытания в Японии немецкого Мессершмитт Bf.109! Практика полетов над джунглями быстро показала неэффективность этого цвета и самолеты перекрасили в зеленый цвет.
Признаться честно, до сего момента, о связи окраски ранних Ki-44 с Bf.109 не предполагал. Более того, думал, что все "японские" Мессершмитты были окрашены по "серой" стандартной схеме RLM 74/75/76.
Видимо был не прав - среди пяти полученных из Германии самолетов один или несколько были в цветах пустынной окраски. Вот только какой?
Вот только теперь решительно непонятно Bf.109 борт "1" был коричневый, серый или зеленый?