Найти тему
История в Dеталях

Пакет в Союзе больше, чем пакет. Как одноразовые пластиковые сумки стали элементом престижа и признаком жизни «в шоколаде»

Сегодня мы их не замечаем. А в середине 70-х пластиковые полиэтиленовые пакеты и сумки с рекламными постерами и логотипами производителей всякой всячины произвели в СССР настоящую модную революцию. Первыми, кто додумался завозить это чудо в страну, стали моряки торгового флота. Новый товар распространялся через фарцовщиков поначалу ради небольшого приработка. Потом к морякам присоединились немногочисленные «руссо туристо», привозившие домой заморские покупки и подарки всё в тех же пакетах, и редкие зарубежные гости – страна потихоньку выбиралась из-за «железного занавеса».
О том, что вокруг рекламно-упаковочной мелочёвки разыграется сумасшедший ажиотаж, тогда никто и помыслить не мог. Да и как можно было предвидеть, что обычный пакетик из магазина одежды или обуви, срок жизни которого, по большому счёту, измеряется небольшим промежутком пути из торгового центра до дома, можно возвести в предмет модного культа?

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Эра авосек и серой бумаги
До начала 70-х вопрос упаковки в нашей стране решался просто: любой товар от варёной колбасы и до огромной шубы заворачивали в одинаковую обёрточную бумагу серо-бежевого оттенка – плотную, грубоватую, безо всякого намёка на печатные логотипы и прочие ненужности. Колбасу в неё просто заворачивали, а костюм или ту же шубу ещё и крест-накрест перевязывали бечёвкой для удобства транспортировки. На этом всё.

Так могла выглядеть любая советская покупка. Фото из открытого источника
Так могла выглядеть любая советская покупка. Фото из открытого источника

Чуть позже появилась альтернатива свёрткам в лице своеобразной сумки под названием авоська. Сеточку для неё делали вручную из синтетических или хлопчатобумажных шнурков. В свёрнутом виде авоська почти не занимала места в кармане пальто каждого советского человека.

А так - знаменитая авоська. Фото из открытого источника
А так - знаменитая авоська. Фото из открытого источника

Почему авоська? Объяснение этого термина принадлежит Аркадию Райкину: «Авось-ка я что-нибудь в ней принесу. Вряд ли удастся, но авось?» – в стране тотального товарного дефицита часто покупали не то, что нужно здесь и сейчас, а то что нашли или то, что «дают» в ближайшем универмаге по пути с работы домой.

Жизнь удалась
Нетрудно представить, какой фурор на фоне серых свёртков, авосек или тряпичных продуктовых сумок, пошитых собственными руками, произвели новомодные пластиковые пакеты – яркие, глянцевые, украшенные ликами, а чаще филейными частями нездешних красавиц и расписанные нездешними буквами. «Самый писк» – пакеты с рекламой джинсов, американских сигарет или немецких кроссовок.

Пакетные хиты советского времени. Фото из открытого источника
Пакетные хиты советского времени. Фото из открытого источника

В целом покупателям этого чуда было всё равно, что изображено или написано на мешках, с которыми они гордо вышагивали по улицам. Эффект от пакета, небрежно скользящего по коленке, заключался в другом и был подобен эффекту от жевательной резинки – и то, и другое говорило о некой причастности к загранице. Такой далёкой, манящей, такой модной, блестящей и яркой. Значит, ты «на уровне», значит, «жизнь удалась».
Люди «в теме» не экономили на настолько статусной вещи! А стоила пластиковая сумочка, которая сегодня с лёгкостью отправляется в мусорное ведро, ой как недёшево. Фирменный пакет мог «потянуть» до 5-6 рублей, а мог и дороже – говорят, оптовые продавцы пакетов обожали возить свой товар в Ташкент, где за пакетик с рекламой джинсов «Montana» или «Lee» им с готовностью платили целую десятку.

***
Со временем неповоротливая отечественная промышленность таки освоила выпуск пластиковых пакетов. Но качество их и в подмётки не годилось оригинальным импортным образцам – нечёткий рисунок, блёклая печать, плохой грубый пластик с головой выдавали «беспородную» и «неродную» сумочку. Но даже такие изделия пользовались ураганным спросом. Что уж говорить о настоящих фирменных пакетах, за которые не скупясь платили сумасшедшие деньги и берегли как зеницу ока – не нагружали, по необходимости мыли, сушили на верёвке и разглаживали под прессом из книг. А выбрасывали, когда они совсем уж приходили в негодность: истиралась печать или рвались слабенькие ручки.

Пакеты стирали, сушили и разглаживали. Фото из открытого источника
Пакеты стирали, сушили и разглаживали. Фото из открытого источника

Находились и особо продвинутые пользователи, которые внутрь дорогого фирменного пакета вкладывали другой, попроще, который укреплял оригинальный и продлевал срок его службы. Правда, для этого нужно было как следует усилить ручки только-только входившим в обиход скотчем, раздобыть который тоже был тот ещё квест.
Впрочем, как любит говорить один известный актёр и телеведущий, это уже совсем другая история...