В статье мы рассмотрим, как же возникла идея быстрорастворимой лапши? Сколько лет ушло на ее создание? Прочитав текст, вы узнаете, как "Доширак" пришел в Россию и насколько верны мифы о вредности такой пищи?
Обанкротившийся японец – надежда нации
Сегодня лапша быстрого приготовления популярна из-за своего удобства, быстроты приготовления, разнообразия вкусовых вариантов и доступной цены. Но как ее придумали?
История возвращает нас в послевоенную Японию. На дворе 1948 год и миллионы японцев голодают. Голодает и наш герой – обанкротившийся предприниматель Андо Момофуку. До войны японец занимался пошивом одежды, но провел махинации с налогами, после чего отсидел в тюрьме несколько лет. Правительство Японии предлагало жителям есть пшеничный хлеб, который отправляли американцы в качестве гуманитарной помощи.
Андо недоумевал: для японцев хлеб – непривычная еда. Почему чиновники рекомендуют его вместо лапши? Но на тот момент предприятия, производящие лапшу, не могли удовлетворить потребности японцев.
Увидев, как голодающие японцы стоят в очереди за едой, Андо впервые посещает мысль о лапше быстрого приготовления, которая будет доступна каждому.
Собрав оставшиеся после банкротства средства, Момофуку создает небольшую лабораторию во дворе дома. Она состояла из устройства для приготовления яичной лапши и котелка для варки.
К тому моменту китайцы уже придумали сухую лапшу, которая могла долго храниться. Но Момофуку мечтал о питательном и вкусном блюде.
Процесс создания лапши был долгий. Пища либо была безвкусная, либо разваренная и бесформенная. Как-то раз, случайно или намеренно, Андо добавил в сухую лапшу горячий бульон. После того как жидкость впиталась, экспериментатор обжарил и высушил лапшу. Результат повару понравился. С помощью горячего масла можно было моментально удалить влагу из лапши. Так возник первый брикет лапши. Но что делать с вкусом? Пакетики со специями и маслом тоже придумал Андо.
Наконец, спустя месяцы экспериментов, совершенствования способов жарки, сложности отбора специй, первые упаковки лапши быстрого приготовления с куриным вкусом поступили в продажу. 25 августа 1958 года 48-летний Андо исполнил свою мечту, выпустив «Чикен рамэн».
Производила лапшу компания «Nissin Food Products», принадлежавшая предприимчивому японцу. Сначала лапша была не по карману рядовым японцам, но спустя год Момофуку смог наладить дешевое производство, тем самым снизив цены на продукт. Лапша начала завоевывать мир.
12 лет спустя о чудо-лапше знала вся Азия, Европа и Америка. Но японец не остановился в своих экспериментах. Однажды, просматривая рекламу «Чикен рамэн», снятую для американских жителей, Андо заметил, что покупатели ломали лапшу пополам и заваривали в маленьких бумажных стаканчиках.
Целых 5 лет энтузиаст создавал привычную нам одноразовую чашку, в которой можно заварить лапшу. Сначала идея не понравилась потребителям. В отличие от лапши в пакетиках, еда в водонепроницаемой посуде, названная «Cup Noodles», стоила дороже. Но Андо сумел убедить покупателей, что это удобно, особенно тем, кто обедает на бегу.
Спустя пару лет Момофуку дополнил лапшу сушенными овощами, мясом и пр., превратив ее в суп, популярный и сейчас.
Андо оказался невероятным человеком. Он не стал запатентовывать свое изобретение, считая: без конкуренции нет роста его компании.
До самого преклонного возраста Момофуку дорабатывал свой продукт. В офисе своей компании японец обустроил кухню, на которой часто «творил» кулинарные шедевры. Умер изобретатель в 2007 году в 96-летнем возрасте, полжизни питаясь своим произведением.
Наследие Андо продолжает путь по миру. Согласно данным на 2022 год, ежегодно продается более 121 млрд упаковок различной лапши быстрого приготовления! Лидер здесь – Китай (45 млрд порций лапши за год), второе место захватила Индонезия (14 млрд порций), третья строчка за Вьетнамом (8 млрд порций). Россия занимает 12 строчку с 2, 2 млрд порций в год.
Как быстрорастворимая лапша оказалась в России?
Впервые о чудо-лапше россияне узнали в период «перестройки». В России она твердо связана с названием «Доширак». Южнокорейская компания «Korea Yakult» – крупнейший производитель различных продуктов питания, но именно ее лапша «Доширак» стала культовой для россиян.
Что интересно, для корейцев «Доширак» - это «рис в коробке» - своеобразный ланч-бокс, куда можно положить все: мясо, овощи, специи, гарниры.
Познакомили россиян с «Дошираком» моряки, занимающиеся торговлей и промыслом на Дальнем Востоке. Находясь в порте Пусан Южной Кореи, моряки заинтересовались сухими брикетами, распространенными во всех торговых точках. Оказалось, что лапша была невероятно удобна для еды в условиях качки. К тому же острый вкус немного напоминал о русском супе, по которому скучали матросы. Так быстрорастворимая лапша распространилась во Владивостоке.
Увидев растущий спрос, компания «Paldo» (международная дочерняя компания «Korea Yakult») в 1997 году открыла во Владивостоке свой филиал. Продажи увеличивались с каждым днем, «Доширак» завоевывал Россию.
Спустя 2 года компания «Paldo» развернула офис в Москве и запустила 2 завода. С 2010 года официальный дистрибутор лапши - компания Doshirak Rus. В настоящее время около 90 % продаж лапши «Доширак» приходится на Россию и страны СНГ!
Серьезную конкуренцию «Дошираку» стала представлять компания "Маревен Фуд Сэнтрал", которой принадлежат бренды "Роллтон" и Bigbon. Пока Доширак в 3 раза опережает конкурентов в темпах выручки, но что с рынком быстрорастворимой лапши будет в дальнейшем, покажет время.
Вредна ли для здоровья лапша быстрого приготовления?
Согласно информации Росстата, 30% жителей страны минимум раз в месяц едят лапшу быстрого приготовления. А почти 4% и вовсе питаются ею ежедневно!
Многие считают быстрорастворимую лапшу вредной едой, так как в ее составе большое количество соли, консервантов и других добавок, предназначенных для продления срока годности и улучшения вкуса. Главные мифы лапши в том, что она портит желудок, вредна для сердца, вызывает рак и прочие ужасы.
В основе блюда – лапша из обычной пшеничной муки. А это, между прочим, приличный источник энергии. Соль и сахар – главные составляющие приправы. Несмотря на значительный состав, перечисленный на упаковке, по сути, приправа – это простая вкусовая добавка. Правильные пропорции сладкого, горького и соленого дают тот самый «вау-эффект». Ничего токсичного в лапше нет.
По мнению многих эндокринологов, лапша, как и любой продукт многоэтапной обработки, обладает низкой пищевой ценностью. Употреблять ее в пищу можно, но не на постоянной основе.
❓ А вы любите лапшу быстрого приготовления? Как часто это блюдо на вашем столе?
📌Подписывайтесь на канал! Ставьте 👍, если было интересно. Новые статьи появляются ежедневно!