Найти тему
Разговоры за хого

Чай со вкусом колы: нужен ли нам западный суррогат азиатской культуры?

Недавно в обсуждении на одном из Дзен-каналов, посвященных Азии и ее традициям, затронули тему, которая меня волнует уже давно. Комментатор сформулировал проблему очень точно и метко - вернее, он, похоже, проблемы в этом не видит. Но у меня, как говорится, в голове что-то щёлкнуло, и я отчётливо увидела "матрицу". То есть одну из глубинных конструкций, которые поддерживают мировоззрение современного россиянина-глобалиста. Это представление о том, что американская культура и образ жизни (и отчасти европейская, как ее прототип) ближе и понятнее нам, чем культура и образ жизни всех остальных стран. Следовательно, мы не способны воспринимать культуру и традиции других стран (не США и не Европы) напрямую. Только в виде некоего глобалистического суррогата, замешанного на "общечеловеческих" (т.е. американских) ценностях. Знаете, как в рекламе кока-колы: вместе вкуснее!

Китайские традиции в интерпретации студии Disney
Китайские традиции в интерпретации студии Disney

Интересно, что так, похоже, считают во всем мире. В итоге все, что разбавлено "кока-колой", имеет куда большую известность и куда больший шанс на интернациональный успех, чем аутентичная национальная продукция. Примеров тому не счесть. Та же киностудия Golden Harvest, принёсшая мировую славу гонконгскому кино и жанру боевых искусств, своим успехом обязана американцу Брюсу Ли. Снимались бы там местные мастера боевых искусств - вряд ли эти фильмы вызвали бы интерес на Западе. И пришедшие на смену Брюсу звёзды, прежде всего Джеки Чан, тесно сотрудничали с Голливудом. Только это могло дать в то время статус мировой звезды. Ни в коем случае не осуждаю ни Джеки, ни кого-то еще, но так это все работало. Да и сам Гонконг был в то время британской колонией, так что гонконгское кино, несмотря на специфически азиатскую тематику, было вполне понятно западному зрителю.

Брюс Ли
Брюс Ли

Об этом же, кстати, говорила Мэнсюэ в своем видео про "мягкую силу". Вся азиатская культурная продукция, которую делают на экспорт и которая имеет мировой успех, ориентирована на западного зрителя и слушателя. В аниме множество персонажей европейского вида и действие часто происходит за пределами Японии, в К-попе - песни на английском, а сама музыка - сборная солянка из популярных западных жанров. Есть, конечно, у тех же японцев и корейцев и более аутентичные вещи, но это больше для ценителей. В целом наибольший успех имеет то, что делалось с расчётом на американскую аудиторию. Яркий пример последних лет - "Игра в кальмара". Вроде бы корейский сериал, но снимался он для Netflix. Поэтому имел колоссальный успех во всем мире, хотя бывалые "дорамщики" говорят, что как раз корейского-то в этом сериале мало.

Кадр из сериала "Игра в кальмара"
Кадр из сериала "Игра в кальмара"

А о культуре Китая массовый зритель (что у нас, что в других странах) узнает в основном из голливудских мультиков и фильмов типа "Мулан" и "Шан-Чи". И самое любопытное, это считается нормальным! Ведь американцы ближе к нам по менталитету - так на полном серьезе заявляют некоторые наши зрители. А почему? Да потому что они (американцы) сами это огранизовали. 30 лет люди смотрели только Голливуд - и полностью уверовали в то, что то мировоззрение, которое они из этих фильмов почерпнули, и является общечеловеческим и "близким к нашему". А азиатское - это что-то маргинальное, непонятное и нуждающееся в разъяснениях. Эта "настройка по умолчанию", кстати, прижилась еще и во многом благодаря СМИ, которые пишут только о голливудском кино. А о голливудских знаменитостях пишут так, будто всем нам до смерти интересно знать, кто из них с кем спит и что ест на завтрак. При этом о знаменитостях других стран пишут крайне редко и совсем другим тоном: не как о хорошо знакомых людях, чуть ли не друзьях, а как о каких-то редких и экзотических явлениях. И эта ситуация - самореализующееся пророчество: конечно, американцы будут нам близки и понятны, если о них постоянно пишут СМИ. И конечно, другие культуры останутся редкой экзотикой, если в нашем информационном пространстве они почти не представлены.

Все, что нам надо знать о Китае😆
Все, что нам надо знать о Китае😆

Но объективно не существует причин, по которым культура и менталитет США и Западной Европы могли бы считаться более близким к нашему, чем культура и менталитет народов других частей света. Разве что христианство - но ведь между православием и католицизмом, а тем более протестантизмом, кроме имени Христа, очень мало общего. К тому же по-настоящему верующих в России совсем немного. Зато, к примеру, у нас есть недавний опыт построения социализма (хотя и неудачный) и коммунистическая партия до сих пор довольно авторитетна. Так что фактически в каком-то отношении мы ближе к Китаю, чем к США.

Ничего не напоминает?
Ничего не напоминает?

А в советские времена никакой идеи о нашй близости к "общечеловеческой" европейско-американской цивилизации вообще не существовало. И советские люди с удовольствием смотрели индийское кино - не скажу, что это были сплошь шедевры, но главное, наших людей не отпугивали менталитет и ценности далекой неевропейской страны. То есть вся эта концепция о "передовой" и универсальной западной культуре выдумана искусственно и грамотно внедрена в сознание людей по всему миру. По сути, это секрет Полишинеля: это любому более-менее мыслящему человеку известно. Но мало кто даже из мыслящих задумывается, почему так произошло, а главное - нужно ли нам это. Я-то считаю, что совершенно не нужно и только мешает понимать реальное многообразие мира. Интересно, кстати, что на уровне высокого искусства у американцев никакого приоритета нет: так, премии престижных кинофестивалей получают режиссеры и актеры самых разных национальностей и происхождения - ведь деятели большого кино, интеллектуалы, понимают, что шедевр может создать представитель любой нации. И если это действительно шедевр, на истинного ценителя он обязательно произведет впечатление, невзирая на всякие там "особенности менталитета" и прочее, чем оправдывают некоторые невежественные люди свое неприятие азиатского кино.

Фильм "Прощай, моя наложница" - победитель Каннского фестиваля 1993 года
Фильм "Прощай, моя наложница" - победитель Каннского фестиваля 1993 года

Хочу немного прояснить свою позицию, а то я же знаю, как некоторые граждане любят выворачивать все наизнанку. Сразу начинают кричать о "пресмыкательстве перед жёлтыми" - ну, в их образе мышления, видимо, другому отношению, кроме "пресмыкательства" места нет. Я не сторонник "пресмыкательства" перед кем-либо вообще. Я бы назвала свою точку зрения антиглобализмом. Считаю, что ни одна культура в мире не является более заслуживающей внимания или более "эталонной", чем другие. Для каждой страны естественно отдавать приоритет собственной культуре, а остальные должны рассматриваться как равноправные ценные источники информации об окружающем мире. Культурный обмен - это максимально эффективный способ найти точки соприкосновения между разными народами. Но именно разными, а не между США и остальным миром!

Нам тоже есть что предложить для культурного обмена: фильм "Он дракон" имел большой успех в Китае
Нам тоже есть что предложить для культурного обмена: фильм "Он дракон" имел большой успех в Китае

Сейчас именно Америка является посредником и проводником культурного обмена, который происходит в мире. Вся культурная продукция других стран, производимая на экспорт, заметно американизируется, превращаясь в "развесистую клюкву" - вспомните хоть нашего "Сибирского цирюльника"! Так что, потребляя массово популяризированный, санкционированный Западом "азиатский" продукт, мы думаем, что пьем зеленый чай, но на самом деле он заварен на кока-коле 🤣. Ничего страшного, конечно, такое тоже пить можно, но надо иметь в виду, что, возможно, в этом случае мы не получаем достоверного представления об азиатской культуре и что те же японцы или корейцы внутри своей страны смотрят и слушают другое. И кому как, а мне лично не нужны "посредники" и "переходники" для знакомства с чужой культурой, поэтому "совместные" с другими странами кинопроекты Голливуда и Нетфликса я воспринимаю весьма скептически, а уж попытки американцев интерпретировать чужую культуру для меня и вовсе цирк с конями.

"Экспортный" фильм "Сибирский цирюльник" - клюква известная😀
"Экспортный" фильм "Сибирский цирюльник" - клюква известная😀

И в свете всего этого я возлагаю большие надежды на Китай. Потому что они сейчас не просто игнорируют американские стандарты, а демонстративно не прогибаются под них. Китайцы же не такие наивные, как мы, чтобы считать, что США в плане менталитета ближе к ним, чем, скажем, Россия. Конечно, в Штатах хотят, чтобы каждая нация думала именно так, чтобы народы, особенно не находящиеся в сфере их прямого влияния, не могли контактировать напрямую, считая друг друга непонятной "экзотикой". И это не просто "хотелки", это продуманная политика. Посредник всегда получает свою выгоду. Так вот, мы охотно купились на это, а китайцы - нет. И сейчас они делают свое оригинальное кино и вкладывают в него те смыслы, которые хотят, не задумываясь, понравятся ли они США. А что, американцы ведь не задумываются, понравятся ли их смыслы другим народам. Под китайский рынок правда, они готовы уже прогнуться, но не знают, как. Привычки такой нет, вот и не научились.

"Король неба" - пример того, как китайцы не прогнулись под западный кинорынок, за что и были награждены от американцев не самыми лестными отзывами. Ну мы-то понимаем: хорошие сапоги, надо брать😉
"Король неба" - пример того, как китайцы не прогнулись под западный кинорынок, за что и были награждены от американцев не самыми лестными отзывами. Ну мы-то понимаем: хорошие сапоги, надо брать😉

А китайский рынок тем временем обеспечивает сам себя, так что уйди от них Голливуд, они бы и не заметили. Снимают они в основном так, как хотят сами, а не так, как надо, чтобы быть удостоенными внимания мирового посредника. И это-таки действительно затрудняет экспорт их культурной продукции в страны, где зрители не готовы к настоящему культурному обмену, без авторитета посредника. Но китайцы готовы ждать. Они позиционируют себя силой, которая уничтожит сложившуюся однополярность мира. И проводят эту идею последовательно, не только в политике, но и в культуре. Много говорят сейчас о том, что Китай в XXI веке будет играть роль, подобную той, которую в ХХ веке играл СССР. А это означает, помимо всего прочего, культурный суверенитет. Поэтому удобоваримого для европейско-американских мозгов сиропчика из кока-колы с фиговым (то есть чайным) листочком сверху (типа "Шан Чи") мы от них не увидим. И это просто отлично, ведь у нас-то совсем не европейско-американские мозги! Мы всегда активно интересовались другими культурами и дружили с народами Азии. Пора бы вспомнить об этом, вместо того чтобы нести чушь о "близости" с американцами.

"Блуждающая Земля-2" - китайский мегаблокбастер, не уступающий голливудским
"Блуждающая Земля-2" - китайский мегаблокбастер, не уступающий голливудским

И еще один момент: у читателей может сложиться впечатление, будто я призываю игнорировать США и их культуру и всем массово переключаться на Китай. Вовсе нет. Я просто хочу обратить внимание на то, что американская культура - лишь одна из многих, и это ненормально - уделять ей так много внимания и делать ее мерилом для всех остальных, как это до сих пор принято у нас. И что нужно осознать всю искусственность и условность этой ментальной конструкции, где США, как центральный сервер, принимает сигналы от всех остальных и отправляет их дальше. Антиглобализм, по крайней мере, как я его понимаю, - не разделяет народы, а наоборот, способствует их контактам на равноправной основе. По сути, таким должен был быть нормальный глобализм. Но пока имеем то, что имеем: кока-колонизированный мир. Поэтому все идеи, которые направлены против такого уклада, будут относиться к антиглобалистским. И да: я вовсе не выступаю за то, чтобы Китай занял место США и стал культурным посредником для других народов. Я за то, чтобы посредников не было. А китайцев поддерживаю, потому что они делают реальные шаги в этом направлении.

Фильм "Красная река" от Чжан Имоу, режиссера с мировым именем, - с ярко выраженной национальной идеей. Которую, правда, не все критики у нас поняли😉
Фильм "Красная река" от Чжан Имоу, режиссера с мировым именем, - с ярко выраженной национальной идеей. Которую, правда, не все критики у нас поняли😉

Эх, опять меня на политику потянуло. Потому что оказывается, люди, даже понимая, как все работает, считают, что это в порядке вещей! Но я уверена, что так быть не должно. Мы прекрасно способны воспринимать азиатскую культуру напрямую. Конечно, чистой традиционной массовой культуры почти нигде нет, все испытали влияние Запада. И тем не менее есть национальные "школы" и направления - они по-своему интересны и без попадания в американские чарты и без одобрения американской публики. Мне нравится, что у нас, несмотря на устойчивую зашоренность, появляется все больше людей, которые интересуются настоящей массовой культурой Азии, а не нетфликсовскими дорамами. А вы что об этом думаете? Обсудим?

Еда
6,93 млн интересуются