Airbus A380 ― самый большой коммерческий пассажирский самолет в мире. В среднем он вмещает 555 пассажиров в трехклассной компоновке. Максимальная вместимость по сертификации ― 853 человека, если, конечно, все они расположатся в экономе. В какой-то момент французский концерн не удовлетворился такой вместимостью и разработал концепцию самолета A380, способного перевозить более 1 000 пассажиров. Однако планы так и остались планами.
Практически сразу после того, как первый A380 вышел на рынок в 2000 году, Airbus предложил удлиненный вариант A380-200, который позволял увеличить количество посадочных мест с 555 до 656 в трехклассной компоновке.
Затем, в 2007 году, французские инженеры представили миру A380-900 ― лайнер с еще большей вместимостью ― 650 кресел при наличии первого, бизнес- и эконом-классов и до 900 в конфигурации «эконом».
Целый ряд перевозчиков проявил готовность «подписаться» на поставку нового гиганта:
Emirates, которая в дальнейшем станет крупнейшим эксплуатантом A380 в мире;
Virgin Atlantic;
Cathay Pacific;
Air France;
KLM;
Lufthansa;
Kingfisher Airlines и несколько авиационных лизинговых компаний.
К сожалению, Airbus пришлось отложить эти предзаказы ― во всяком случае до тех пор, пока будут выполнены контракты на поставку предыдущей модификации A380-800.
С запуском программы NEO для семейства A320 производитель вернулся к планам по производству удлиненных Airbus A380. Руководство предполагало закончить разработку и ввод в эксплуатацию A380neo, улучшить топливную эффективность самолета, а затем приступить к выпуску A380-900.
По слухам, у Airbus был даже готов проект сверхвместительного A380-1000, который имел бы на 200 кресел больше, чем A380-800, и вмещал бы более 1 000 пассажиров.
Но, по воле судеб и современных реалий, работы по A380 постепенно свернули, Superjumbo практически вывели из эксплуатации, так что планам по созданию «A380 Stretch» так и не суждено было осуществиться.
Отсутствие спроса стало основной причиной, по которой Airbus не продал ни одного A380-900. Заглохла программа обычного A380, не говоря уже о более крупной версии.
Специалисты предполагают, что французам с самого начала следовало предложить A380-900, а не меньший по размеру A380-800. Это поставило бы самолет в более выгодное конкурентное положение по сравнению с «Боингами» 747–8 и 777X.
С другой стороны, сегодня очень мало рынков, где A380 Stretch оказался бы полезен.
Первый ― Китай. При огромном населении и перспективах открыть сотни новых аэропортов в ближайшие годы самолет такой вместимости, как A380-1000, попал бы в точку на 100 процентов. Особенно на невероятно загруженных маршрутах, подобных «Пекин ― Шанхай».
Во-вторых, Индия. Как и в Китае, ее население и спрос на авиаперелеты могли бы оправдать эксплуатацию такого большого самолета. Кроме того, в Индии один из самых жестких и конкурентных рынков авиабилетов в мире, и выгода из невероятно низкого расхода топлива на одно кресло у Stretch очевидна.
Есть достаточный пассажиропоток и в Южной Корее. Маршрут из сеульского аэропорта Кимпхо на Чеджу ― остров у южного побережья Корейского полуострова ― в 2022 году стал самым загруженным маршрутом в мире с результатом более 16 миллионов пассажиров.
Наконец, авиакомпании, предоставляющие транспортные услуги для мусульманского паломничества в Мекку, определенно купили бы A380-1000. Malaysia Airlines, Lion Air и ряд других перевозчиков в мусульманских странах заказали бы конфигурацию «полный эконом», чтобы перевезти как можно больше верующих.
После пандемии примерно половина мирового парка самолетов A380 вернулась в строй, однако, сомнительно, что Airbus возобновит программу Superjumbo. Она оказалась убыточной при обычным варианте A380-800, не то, чтобы начать выпуск самолета еще большего размера.
Наиболее вероятный заказчик, конечно, Emirates, которая эксплуатирует крупнейший в мире парк самолетов A380 уже долгие годы.
В 2022 году генеральный директор перевозчика Тим Кларк заявил, что авиакомпания заинтересована в еще одном Mega Airbus, и повторил это мнение на Парижском авиасалоне. Но он больше заинтересован в модернизированном, более эффективном A380neo, чем в -1000.
Интересно, что в России работали над собственным 1 000-местным реактивным самолетом еще до того, как A380 поднялся в небо, но «Сухой КР-860» так и не преодолел этап чертежной доски.