Найти в Дзене
Новый человек

Изменённые состояния сознания. Мистика нарциссизма как признак

Мистические переживания, лежащие в основе многих религий, связаны с психическими заболеваниями и повреждениями головного мозга. Неврология обнаружила, что повреждение определенных областей мозга, таких как лобные и височные доли, может увеличить вероятность мистических переживаний.

Эти переживания имеют сходство с диссоциативными состояниями, зависимостью и патологическим нарциссизмом. В то время как некоторые исследователи утверждают, что мистический опыт может исцелять и преображать, другие предполагают, что он является результатом психического заболевания или дисфункции мозга.

В этой статье погрузимся в неврологию и другие открытия, которые неразрывно связывают мистические переживания с психическими заболеваниями, а мистические переживания являются краеугольными камнями, основой всех религий мира.

✅ Таким образом, все религии основаны на психических заболеваниях.

И кстати, это мнение Зигмунда Фрейда, так что можно кидать тапки в него, но ему уже всё равно. Он сказал, что религии – это одна из форм бредовых расстройств.

Есть очень интересная книга, но только на английском, Мод Кейси «Генеалогия», там она приводит цитату из книги Уильяма Джеймса, философа и психолога 19 века, «Разновидности религиозного опыта»: «… в бреду душевнобольных много религиозной иконографии. Экстазы показались мне похожими на маниакальные эпизоды или психотические срывы.

Религия больше похожа не на скучную привычку, а на острую лихорадку – религиозный пыл и безумие иногда выглядят одинаково, иногда они меняются. Слышать голоса, галлюцинации и ощущения преображения и трансцендентности (недоступно опыту, выход за рамки сознания) присущи религиозным людям и психически больным.

Идея состояла не в том, чтобы романтизировать психические заболевания, или отвергать духовность, или, что ещё хуже, списывать это на химический дисбаланс, который можно вылечить с помощью препаратов.

✅ Идея состояла в том, чтобы рассматривать те общие черты, которые есть у религии и безумия – стремление выйти за пределы самого себя и стремление к экстазу. Это кажется очень человечным – стремление к большему, к значению, к чувствам, которые сбивают вас с толку и лишают опоры».

Есть и более авторитетные источники по этой теме. Например, Роланд Гриффитс – работает в медицинском центре университета Джона Хопкинса в Балтиморе и изучает грибы. Гриффитс говорит, что 70 процентов испытуемых пережили полномасштабные мистические переживания под воздействием препаратов из грибов.

-2
Мистические переживания могут случиться и в повседневной жизни, а не только после взаимодействия с грибами. Джейн Гудолл, которая изучала шимпанзе, написала в свой книге «Причина надежды. Духовное путешествие»: «Затерявшись в благоговейном страхе перед красотой вокруг меня, я должно быть впала в состояние повышенного осознания.
Когда я впоследствии изо всех сил пыталась вспомнить пережитое, мне показалось, что моё «Я» совершенно отсутствовало. Я и шимпанзе, земля, деревья, воздух, казалось слились воедино, стали единым целым с духовной силой жизни. Никогда ещё я так остро не осознавала форму, цвет отдельных листьев, разнообразные узоры прожилок, которые делали каждый из них уникальным. Это было ошеломляюще».

Так вот, это великолепное описание инфантильной фазы перед отделением от матери, когда ребёнок полностью слит со своей мамой – они единое симбиотическое существо. Мы хотим вернуться в утробу матери, мы хотим снова стать единым целым с мамой. Мы хотим этого грандиозного ощущения растворения и повторного зарождения – обретения космического слияния.

✅ Мистические переживания – это, конечно же форма сознания. Предполагается, что они ведут к личному прозрению. Объективные исследования показали, что интуиция ошибается в 50 процентах случаев, и мистические переживания часто воспринимаются как одна из форм интуиции.

Многие люди описывают свои мистические переживания как прилив интенсивной энергии, направленность сознания, всепоглощающая любовь и встречу с высшим существом.

-3

Мистические переживания, связанные с нарциссизмом или, по крайней мере, грандиозностью, потому что просветление, которое приходит в результате мистического опыта, воспринимается индивидом как высшее знание и как форма доминирования.

Пионер нейротеологии – нового направление изучения психики через религиозный опыт, Эндрю Б. Ньюберг, который очень позитивно оценивает влияние мистических проживаний для восстановление психики человека, даже он связывает мистические переживания с психическими заболеваниями.

В книге, написанной в соавторстве с Марком Робертом Уолдманом под названием «Почему мы верим в то, во что верим», Ньюберг пишет, что существует взаимосвязь между духовными убеждениями и психическими расстройствами. Например, у пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством часто развиваются очень жёсткие религиозные убеждения.

Люди с шизотипическим расстройством личности или бредовыми расстройствами склонны верить в сверхъестественное, оккультное, эзотерическое и религиозное.

✅ Ньюберг предполагает в этой книге, что мистические переживания описываются как блаженные и экстатические. Потому что у них одни и те же нервные пути в теменной и лобных долях, которые, к слову, участвуют в сексуальном возбуждении.

Именно здесь мистические переживания начинают связываться с общей фантазией, нарциссической фантазией, часто основанной на любовной бомбардировке на начальном этапе взаимоотношений.

-4

Ньюберг эрудит – он изучал различные духовные практики, разных стран. Он задаётся основным вопросом мистического опыта: существует ли такая вещь, как объективная реальность за пределами человеческого восприятия?

И он считает, что медитация и мистические переживания – это на самом деле сообщения о переживании высшей реальности, которая более реальна, чем повседневное восприятие – это можно назвать гиперреальностью.

Всё это очень похоже на психотическое расстройство. Но каким образом здесь участвует тело? Откуда же всё это берётся?

Молекулярный биолог и генетик Дин Хамер написал книгу под названием «Ген Бога: как вера встроена в наши гены», и он выделяет этот отдельный ген в нашем теле. Он говорит, что способ, которым он транслирует определённые нейрохимические вещества, может вызвать интенсивные мистические переживания, а также то, что помогает создать магический эффект от приёма псилоцибиновых грибов.

Но ведь мистическое может происходить и в повседневной жизни. У этого явления есть несколько особенностей.

Должно быть состояние благоговейного трепета, должно быть состояние потока и медитативное состояние, похожее на транс – в общем, изменённое состояние сознания (ИСС). Во многих случаях возникает чувство дереализация (нереальность происходящего) и деперсонализации (потеря личности), которые по сути являются диссоциативными состояниями (уход от реальности или бред) – патологические состояния.

-5

Что очень часто провоцирует проявление индивидуальных способностей, скрытых талантов, о которых ранее не подозревали. В одной из своих лекций Хамер сравнил эффекты от этого гена с «повышенной способностью к естественным максимумам». Эта духовная склонность, по его мнению, также зависит от окружения человека.

Он говорит, что окружение может направить врождённую духовность человека к определённым религиозным верованиям или вообще увести его от религии. По его мнению – это происходит благодаря взаимодействию между генами и окружающей средой. Но они однозначно являются признаками диссоциативных состояний при психозах.

Если вернуться к Уильяму Джеймсу, наверно, первому профессиональному психологу 19 века, который написал ещё одну важную книгу «Многообразие религиозного опыта», которая актуальна и сегодня. В ней описывается мистический опыт, обладающий четырьмя характерными чертами.

1 Это невозможно выразить.

2 Чтобы это понять необходимо пережить мистическое состояние.

3 Это состояние глубокой истины, которые обладает авторитетом.

4 Они длятся недолго – быстро проходят.

Человек, переживающий мистический опыт, чувствует себя так, словно им управляют невидимые силы, и это можно сравнить с переживаниями изменённого состояния сознания при употреблении грибов и других психоактивных веществ.

-6

В 13 веке жила Маргарита Поретанская, которая была сожжена на костре за мистическое представление о высшей любви, которую она описала в своём трактате «Зеркало простых душ». В нём она исследовала идею полного уничтожения своего «Я» в мистическом союзе. На пике мистического опыта, согласно её книге, мистик может перестать существовать и вместо этого стать частицей Бога и продолжением его.

Этот опыт возвращает нас к периоду жизни, предшествовавшему индивидуации и сепарации, периоду, когда нам было меньше двух лет – когда мы были в симбиотическом союзе с силами, которые нас оберегали и поддерживали нашу жизнь. Это грандиозная идея матери – идея, что человек может познать божественное ещё будучи живым, что повторяет подвиг Адама и Евы, которые вкусили знаний.

В тексте Маргариты утверждается, что люди действительно могут стать равными Богу, если они избавятся от эгоизма – это великолепная инкапсуляция патологического нарциссизма. У нарцисса нет функционального Эго, и он считает себя богом.

✅ Нарциссизм – частная религия, где в качестве бога сам нарцисс, и когда формируется нарциссизм в возрасте двух или четырёх лет – это мистический опыт, потому что существует ложное «Я», которое является богом, божеством, божественностью. Ребёнок приносит в жертву этому божеству своё истинное «Я», он отказывается от своего Эго – и становится единым целым с божеством.

Избавившись от человеческих тревог, амбиций, человеческой воли – можно перестать быть личностью и действительно стать божеством. В трактате Маргариты описывается как человек растворяется в Боге, и она сравнивает это с рекой, впадающей в море.

-7
И её утверждение о том, что она не только познала божественное, но и стала частью божественного, является источником её духовного авторитета. Кстати, этот текст очень нарциссичен – здесь легко отследить грандиозность, диссоциацию, симбиотическое слияние, отсутствие индивидуации. Всё это довольно патологично.

Там, где возвышенная душа растворилась в Боге, как она это называет, в совершенном единении с Богом, душа больше не способна на зло или грех. Это, кстати, замечательное описание и отражение сути общей фантазии, где нарцисс поделился фантазией с вами как с интимным партнёром.

Маргарита была не единственной, кто выступал за радикальное уничтожение «Я» или души, и она даже не была единственной, кто подвергал сомнению церковную доктрину. Из-за чего и полыхали костры инквизиции в то время.

Можно ещё вспомнить Майстера Экхарта из Хоххайма. Он жил примерно в ту же эпоху, что и Маргарита – был богословом, философом и мистиком. Он получил известность, когда написал серию проповедей.

В 52ой проповеди предлагается стать нищими духом и перестать существовать отдельно от Бога – слиться с ним полностью, что сильно перекликается с текстом Маргариты. Это были общие идеи и Экхарт писал: «Когда я проповедую, я обычно говорю об отрешённости и, что человек должен быть пустым от самого себя и от всего остального.
Человек должен быть встроенным в то простое благо, которым является Бог. Человеку следует задуматься о том великом аристократизме, который Бог создал в душе таким образом, чтобы с его помощью люди могли чудесным образом достичь Бога. Глаз, которым я вижу Бога – это тот же самый глаз, которым Бог видит меня».
-8
Карл Густав Юнг был очень очарован и даже одержим мистическими переживаниями. В книге «Эон: исследования о символике самости» он говорит об Экхарте: «теология Майстера Экхарта знает о божестве, о котором нельзя говорить не иначе как в смыслах единства и бытия».

Сам Юнг связывает мистические переживания с бессознательным – источником всех патологий. А так как божество по сути своей бессознательно, то и человек, живущий в Боге, тоже бессознателен.

Что же происходит в мозге при мистических переживаниях? Можем ли мы связать психические заболевания с мистическими переживаниями с помощью неврологии?

Уайлдер Грейс Пенфилд был нейрохирургом, разработавшим новую методику лечения эпилепсии. Он пытался вылечить припадки, но в то же время составлял карту функций различных отделов головного мозга. Пенфилд пытался точно определить источник припадка, но обнаружил больше, чем рассчитывал.

Он сказал, что мозг – это орган, определяющий судьбу. Мозг хранит в себе механизмы, которые определят будущее человеческого вида. Он был потрясён тем, что ему удалось обнаружить. В частности – сны и воспоминания происходят в той же области мозга, что и мистические переживания.

✅ Таким образом, мы видим сны и запоминаем их точно так же, как переживаем мистические переживания, в одном и том же месте мозга. Его работа мотивировала других исследователей начать работы в этом направлении.

-9

И уже читая множество статей про физиологию мозга, можно найти исследования, которые описывают обретение скрытых знаний или получение откровений и озарений при электрической стимуляции этих областей головного мозга.

Но абсолютной ясности в этом вопросе так и не было достигнуто из-за слишком большого количества факторов, влияющих на проживание этих аффектов.

Появилось множество теорий, описывающих этот механизм. Некоторые из них основываются на наблюдении более сильных переживаний при поражении лобных, а особенно височных областей мозга – повреждённый мозг более склонен к мистическим переживаниям.

✅ Дальнейшие исследования показали, что повреждения определённой области мозга, известной как дорсолатеральная префронтальная кора, было связано с заметно возросшим мистицизмом. Эта область мозга расположена рядом с лобными долями и является ключом к подавлению эмоций.

Поэтому неудивительно, что увлечение психоактивными веществами вызывает мистические переживания, потому что они растормаживают эти области мозга.

Лобные доли – это наиболее развитые области человеческого мозга, которые помогают контролировать и осмысливать получаемую нами информацию. Когда тормозные функции лобных долей подавляются дверь восприятия может открыться, что увеличивает шансы на мистические переживания.

-10
Нейробиолог Соломон Снайдер, заведующий кафедрой неврологии университета Джона Хопкинса – он говорит, что учёные подозревают влияние серотониновой системы на проживание мистического опыта.
Нейромедиатор серотонин воздействует на те участки мозга, которые связаны с эмоциями и восприятием. Химически пейот, ЛСД и другие психоделики очень похожи на серотонин и активируют одни и те же серотониновые рецепторы.

Так же стало известно, что некоторые психоделики усиливают эмпатию, создавая ощущение связанности и единства. И некоторые вещества усиливают эмпатию к незнакомым людям, но снижают эмпатию к близким людям – примером может служить алкоголь.

В 2006 году учёные из Монреальского университета провели исследование. 15 монахинь-кармелиток, религиозных женщин в возрасте от 23 до 64 лет, просили заново пережить или вспомнить какой-либо духовный опыт своей жизни. Исследование проходило с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

Таким образом их мозг сканировался по мере того, как они вспоминали мистические переживания. И исследователи пришли к выводу, что такие мозговые структуры, как ствол мозга или теменная доля, включались или отключались, когда монахини погружались в чувство восторга.

✅ Было выявлено возбуждение в определённых областях префронтальной коры и обнаружен сильный выброс дофамина. Отсюда и возникают внетелесные и расширенные ощущения и восприятие самого себя, в чём признаются многие люди, пережившие мистический опыт.

-11

Если люди присоединяются к мистическому опыту, мы можем сказать, что активность сети левой и правой височных долей изменилась, потому что эти части обрабатывают сенсорную информацию. Когда её активность увеличивается или уменьшается, срабатывают визуальные или другие источники сенсорных галлюцинаций.

Таким образом, мистические переживания достигают пика, когда возбуждается лимбическая система – это самая древняя часть мозговых структур, она связывает эмоции и воспоминания. А также амигдала (миндалевидное тело), которое входит в лимбическую систему, усиливает эмоциональную интенсивность переживаний. Амигдала как раз отвечает за реакцию «бей или беги» и повышает общую эмоциональную напряжённость.

И если туда приплюсовать работу гиппокампа – мы получим искажение телесного восприятия и искажение памяти. В результате мы получаем потусторонние мистические ощущения. Может показаться, что вас нет – не существует в этом мире.

Ньюберг говорил, что практики, которые включают в себя периодическую концентрацию на чём-то – снова и снова, будь то с помощью молитвы или медитации на основе мантр, как правило, активизируют лобные доли.

Напротив, когда практикующие отказываются от своей воли, например, когда действуют как медиумы, входя в изменённое состояние сознание – активность в их лобных долях уменьшается и увеличивается в таламусе, крошечной структуре мозга, которая несёт обязанности менеджера в распределении сенсорной информации в мозге.

-12

✅ Это наводит на мысль, что их речь генерируется из какого-то другого места, отличного от обычных речевых центров. Когда Ньюберг сканировал мозг монахинь и буддистов, переживающих мистические переживания, они сообщали об ощущениях: «отсутствие времени, пространства, саморастворение».

Ньюберг считает, что причиной этих ощущений является снижение активности в теменных областях, которые отвечают за восприятие трехмерных элементов в пространстве.

Медитирующий может испытывать чувство единства со всеми живыми существами, стирается восприятие собственных телесных границ – это идеально подходит под описание деперсонализации.

При повреждении теменных долей у пациентов возникают искажённые представления о собственном теле, и иногда они путаются в пространственной ориентации по отношению к внешним объектам. Ньюберг также цитирует доктора Брика Джонстона, который показал, что повреждение правой теменной доли приводит к увеличению самотрасцендентного опыта пациента.

Поэтому, может быть, что мистические переживания, которые лежат в основе всех религий, являются формами психического повреждения мозга и психических болезней, что было обычным делом в те далёкие времена, когда зарождались религии.

Вам решать, что делать с этими знаниями. Но это останется фактом независимо от того, как вы к этому относитесь.

Всеволод Парфёнов