Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Павловский дворец. Часть 1. История дворца. Египетский вестибюль, Итальянский зал и Библиотека
Павловский дворец. Часть 2. Парадная анфилада Павла I и Греческий зал.
Зал Мира открывает анфиладу комнат Марии Федоровны. В отличие от половины Павла I в этой части паркет в каждой комнате будет иметь уникальный рисунок. До пожара 1803 года наборные паркеты были во всех парадных залах центрального корпуса, но погибли от огня. Не сохранилось ни их проектов, ни фиксационных чертежей. При восстановлении дворца Воронихин везде заменил их дубовыми щитовыми паркетами.
Во время послевоенной реставрации в четырех залах парадной анфилады Марии Федоровны положили паркет, сделанный около 1780 года по проекту архитектора Ю. Фельтена для дома Ланского на Дворцовой площади и впоследствии перенесенный в покои фаворитов Екатерины Великой Большого Царскосельского дворца. Уцелевшие от пожара щиты с наборными паркетами из покоев Ланского в Царском Селе были взяты за основу, отреставрированы и дополнены реставраторами. В паркете использовано 12 ценных пород дерева.
Первая комната в женской анфиладе - это Библиотека Марии Федоровны. В комнате находится три гобелена. Большой гобелен выполнен на тему “Дон Кихота”.
Книжные шкафа также как и в библиотеке Павла I, сделаны как постаменты под статуи, изображающие Аполлона и девять муз, покровительниц искусств. Это уменьшенные копии античных статуй из Ватикана.
За столом находится стул - кресло с жардиньерками (специальные кашпо для горшков с цветами). Кресло сделано в Санкт-Петербурге, по рисункам архитектора А.Н. Воронихина. Это посещение и кресло было любимым рабочим местом Марии Федоровны. При ней в жардиньерках всегда были живые цветы.
Мария Федоровна собирала книги, посвященные ее интересам, в частности ботанике и садоводству, изданные на иностранных языках. Она собирала альбомы по флористике, рисунки, альбомы и гербарии. Ведущие ботаники и ученые присылали ей черенки и редкие семена растений.
Она профессионально занималась селекцией и перед дворцом разбила Собственный садик. Там она выращивала деревья, кустарники и цветы. А также приучала к этому своих детей, у каждого были свои маленькие инструменты для садоводства.
За Библиотекой идет Будуар. Термин “будуар” появился на рубеже XVI-XVII веков - это комната, аналог мужского кабинета, неофициальная приёмная.
Стол в Будуаре принадлежал материи Марии Федоровны - герцогине Вюртембергской. После ее смерти в 1798 году, согласно ее завещанию, был доставлен из Штутгарта в Павловск. У стола – кресло с подлокотниками в виде крылатых сфинксов, выполнено специально для Будуара по проекту А.Н.Воронихина. Первоначально у стен, друг против друга стояли два дамских секретера розового дерева со вставками из севрского фарфора, расписанного цветами. Они были проданы в 1932 году. Сейчас их место занимают аналогичные по размерам секретеры красного дерева
Зал украшен ионическими пилястрами, расписанными по мотивам фресок из Лоджий Рафаэля в Ватикане. Одна из пилястр оставлена без реставрации, чтобы напоминать о том, какую трагедию пережил дворец в годы войны.
Стены украшены античными древнеримскими надгробиями. Порфировые колонны по обе стороны от зеркала также античные - I век нашей эры. Их Мария Федоровна и Павел Петрович привезли из своего путешествия по Европе.
В зале стоит уникальный столик из орехового дерева, столешница которого полностью сделана из фарфора и украшена росписью по акварели, на которой изображены виды Павловска. Ножки украшают фарфоровые фигурки весталок. Столик был создан по рисунку Николая Львова.
Фортепиано было выполнено по заказу Екатерины II в Лондоне в 1774 году по рисункам английского архитектора Р.Адама. Мария Федоровна любила музицировать и брала уроки музыки у композитора Д.С. Бортнянского
За будуаром следует Парадная спальня Марии Федоровны. Она никогда не использовалась по назначению. Во время своего европейского путешествия Павел Петрович и Мария Федоровна бывали в гостях у Людовика XVI и Мария Антуаннеты в Версальском дворце. В Версальском дворце находится спальня, которая была оформлена во времена Людовика XIV и именно она вдохновила владельцев дворца на создание такой спальни в Павловском дворце.
Парадная кровать помещена напротив окон и укрыта балдахином. Высокая спинка украшена декоративной резьбой с изображением ваз с цветами, алтаря любви с парящими над ним амурами и целующимися голубками, сфинксами, символизирующими вечность, гончими собаками - символами верности. По боковой части спинки изображены знаки Зодиака.
Парадная спальня похожа на уютную беседку из-за множества ярких цветов в декоре. Художник Якоб Меттенлейтер создал росписи шелковых стенных панно, плафона и мебели по мотивам живописи голландца В.Ван Леена.
Во Франции супруги гостили у короля Людовика XVI и Марии Антуанетты. На прощание французские монархи подарили им туалетный сервиз, созданный специально для Марии Федоровны. В оформление предметов сервиза соединены символы французской и российской монархии: так на верхней части зеркала изображена французская королевская мантия, а венчает его русский двуглавый орёл.
Севрский туалетный сервиз был уникален - каждый предмет был сделан в единственном экземпляре, с уникальной росписью. В гарнитур входили не только косметические емкости и предметы ухода за внешностью, но и посуда. Туалет императорской особы занимал много времени и дама могла утомиться и проголодаться.
Сервиз с самого начала предназначался для украшения интерьера и демонстрации гостям, а по прямому своему назначению он никогда не использовался.
Во время эвакуации перед наступлением немцев на Павловск этот туалетный сервиз шел под номером 1 в списке важности. Он был полностью эвакуирован и спасен.
За Спальней находится Туалетная Марии Федоровны. Это маленькое симпатичное помещение. В нем находится косметический столик, который был выполнен из стали. Его Екатерина II приобрела на одной из ярмарок и подарила Марии Федоровне.
За парадной анфиладой находится Фрейлинская комната. В ней висит картина «Амур, стреляющий из лука» кисти любимого художника Людовика XV Карл Ван-Лоо.
С какой бы точки зала не посмотреть на эту картину, амур будет целиться зрителю прямо в сердце. Стрела расположена прямо по центру из-за этого создается такой визуальный эффект.
Во Фрейлинской находится секретер, выполненный в технике эгломизе с позолоченной фольгой.
Позже Фрейлинская стала переходом из центрального корпуса во вновь созданную анфиладу парадных залов. О них читайте в следующей статье.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение
Павловский дворец. Часть 5. Жилые покои первого этажа и комнаты Марии Федоровны
И обязательно ознакомьтесь с:
Замок с интересным названием БИП. Удивительная крепость в Павловске.
Летний сад. Первый парк Санкт-Петербурга
Михайловский замок. Самый необычный и мистический дворец Петербурга.
Александровский парк в Пушкине. История создания. Китайский театр. Крестовый мост.
Екатерининский парк. Регулярный парк: Эрмитаж, Камеронова галерея, Грот, Мыльни
Екатерининский дворец в Царском селе. Часть 1 - предыстория, фасад и лестница.
Александровский дворец в Царком Селе. Мрачная история великолепного дворца в Пушкине.
Вилла К.К. Шмидта в Павловске. Прекрасная дача в стиле модерна. Павловская городская электростанция.